Партнерский материал

Что такое Zero Waste?




Zero Waste
ЧТО ЭТО?
Как часто вы задумывались о том количестве отходов, что мы производим каждый день? А сколько тонн мусора каждый из нас выбрасывает за год? Не секрет, что пока проблема мусора не касается нас напрямую, мы не думаем о ней вовсе. В мае прошлого года Алматы погрузился в густой дым пожара, доносившийся с полигона твердых бытовых отходов в нескольких десятках километрах от города. Наши вложения в развитие мусорных свалок принесли дивиденды - практически каждый горожанин почувствовал этот горький кислотный запах. Для некоторых же это событие стало еще одним звоночком к пониманию: надо что-то делать.
Спецпроект Zero Waste расскажет о том, как менялись представления об экологии, какую роль играет сортировка мусора в жизни планеты, как "зеленая энергетика" может очистить наши города, как меняется мир в эпоху кризиса и что каждый из нас может сделать прямо сейчас.
| Zero Waste
В начале 90-х в Соединенных Штатах Америки появился тренд на реформирование производственных процессов в пользу сокращения количества отходов и увеличения доли переработки материалов. На тот момент это было не более чем рационализаторской идеей для улучшения экономических показателей. Спустя чуть более 10 лет теория превратилась в культурный феномен и проникла в дома обычных американцев.

Беа Джонсон - француженка из Калифорнии - решила, что ее семья может исповедовать принципы Zero Waste в быту и тем самым быть счастливее, чем когда-либо ранее. Рассказывая о результатах эксперимента в своем блоге, Беа Джонсон стала трендсеттером нового движения в самое подходящее время - набирает популярность экологическая повестка дня, эксперты ежегодно дают новые прогнозы на приближающуюся катастрофу, а в обществе появляется спрос на простые и эффективные решения. Спустя два года New York Times опубликовала статью о принципах Zero Waste и перевела движение в мейнстрим культуры среднего класса, поставив увлечение оптимизацией жизни и экологического следа в разряд хобби.

В 2013 году Беа Джонсон выпустила книгу Zero Waste Home: The Ultimate Guide to Simplifying Your Life by Reducing Your Waste, где провозгласила 5 ключевых принципов движения: Refuse (откажись от ненужного), Reduce (сократи), Reuse (используй повторно), Recycle (перерабатывай), Rot (компостируй).
Refuse / Откажись от ненужного
Ежедневно нам бросает вызов культура потребления - бесконечный поток ненужных товаров, бесплатных бесполезных вещей, начиная от пробников духов или косметики на входе в торговый центр и заканчивая пластиковыми пакетами в супермаркете у дома, листовками в почтовом ящике и кучами полиэтилена в посылках из любимого интернет-магазина. Мы ежедневно обрастаем кучей токсичного хлама, который нельзя просто так выбрасывать. И, если запихивая очередной пакет в пакет с пакетами, мы это как-то пытаемся оправдать и понимаем, что однажды все-таки он окажется на полигоне, то про скрытые угрозы мы догадываемся не так часто. Например, вы покупаете газировку в пластиковой таре и через 15 минут выбрасываете в ближайшую урну - жизненный цикл пластиковой бутылки на этом закончен. По сути, он был всего 15 минут. Или сэндвич из магазина упакован в полиэтилен, а сверху прикрыт картонной упаковкой? Да, полиэтилен почти не пропускает жир, и картон выглядит красиво и презентабельно. Но вы уверены, что это того стоит? Отказаться от ненужного - именно к этому призывают сторонники Zero Waste. В конечном итоге осознанное потребление отражается на рынке: маркетологи начинают понимать, что листовки не работают, и отказываются их печатать, производители сэндвичей задумываются о вариантах упаковки, а на прилавках появляется больше предложений в стекле или жестяной таре. Отказ от пластика формирует благоприятную среду для тканевых шопперов и многоразовых контейнеров - гипермаркеты выпускают собственные коллекции и предлагают их своим покупателям. Сетевые кофейни наливают кофе в тумблеры посетителей и дают за это скидку.
Reduce / Сократи
Есть вещи, от которых мы не можем отказаться в силу определенных причин, но можем снизить объемы приобретаемых товаров. Например, одежда. Если провести опрос: "Что вы выберете, 10 недорогих, но, возможно, не самых качественных вещей или одну дорогую, но качественную?", то многие сделают выбор в пользу первого варианта. Мы действительно готовы жертвовать качеством в угоду количеству. Ведь 10 вещей - это 10 вариантов гардероба на 10 дней. Но как произведены эти вещи и какой след они уже оставили в экологии планеты? Были ли вещи произведены этичным способом с достойной оплатой труда рабочих? Какие краски были использованы во время производства и что сейчас с рыбой в том озере, куда стекают стоки с завода? Порой выбор в пользу надежных и качественных вещей, пусть и заметно высоких в цене, составляет нашу экосознательность - гарантирует, что жизненный путь вещи был максимально этичен. Это важный элемент культуры приверженцев "нулевых отходов" - не только вопросы утилизации вещи, но и ее происхождения.
KonMari
А еще было бы неплохо вспомнить учения Мари Кондо, консультанта по наведению порядка в доме, создателя метода KonMari и звезды авторского шоу на Netflix: "Счастливы ли вы, нося одежду, которая не доставляет вам удовольствия? Ощущаете ли вы радость, будучи окружены грудами непрочитанных книг, которые не трогают ваше сердце? Считаете ли вы, что владение аксессуарами, которыми вы никогда не будете пользоваться, принесет вам счастье?"
Reuse / Используй повторно
В наших домах множество предметов, которые использовались в лучшем случае пару раз. А потом отправлялись на антресоль. Затем в магазине мы натыкались на похожую вещь, но в другом дизайне, и спустя месяц она присоединялась к такой же на ваших полках. Все, что может быть использовано более одного раза, должно быть использовано. Если же мы не хотим использовать больше эту вещь, ее может хотеть кто-то другой. Сайты-барахолки и социальные сети - лучшие варианты для второй жизни вещи. А на замену одноразовым вещам всегда можно подобрать многоразовые, которыми вы будете пользоваться без сожалений и с приятными эмоциями - тканевый шоппер вместо полиэтиленового пакета, железная кружка-термос вместо бумажного стаканчика.
Recycle / Перерабатывай
Переработка твердых бытовых отходов - один из основополагающих принципов движения Zero Waste. Конечно, здесь лежит весьма немалая ответственность на государстве - именно они должны создавать условия для переработки отходов. Сегодня в стране функционирует ряд предприятий, принимающих у населения и перерабатывающих такие материалы, как бумага и картон, пластиковые бутылки и алюминиевые банки, бытовая техника и электроприборы, покрышки и целые автомобили. В Алматы активным оператором по приему макулатуры, пластиковой и стеклянной тары выступает предприятие KazWasteRecycling. В городе есть более 30 пунктов приема, а Instagram компании дает всю исчерпывающую информацию по сбору и сортировке вторсырья. А еще у них на сайте можно купить первые аксессуары начинающего сторонника Zero Waste - экошопперы для походов в магазин и экомешочки для овощей.
Rot / Компостируй
Самый сложный пункт 5R. Органические отходы занимают не так много объема мусорного ведра, но очень быстро подвергаются процессам гниения. Овощные очистки, яичная скорлупа, испортившиеся фрукты и прочие отходы кухонных деяний могут служить хорошим компостом для вашего огорода, но в условиях жизни в городе с этим весьма непросто.
Шаг первый
на пути к осознанному
потреблению
Купить Экосумку
Экономисты считают действия сторонников Zero Waste радикальными и подрывающими устои традиционной культуры консьюмеризма. В это же время рынок адаптируется и предлагает eco-friendly продукцию - появляются фермерские лавки, крафтовые мастерские, этичные производства. К сожалению, многое из этого превращается в банальный гринвошинг.
Гринвошинг
форма экологического маркетинга, в которой обширно применяется "зеленый" пиар и методы, цель которых — сформировать у потребителя представление о товаре или услуге как об экологичной и этичной, но на самом деле такой не являющейся. Мы об этом расскажем в одном из следующих материалов
Сами приверженцы идеи 5R называют это реформой ценностей, исключая из своей жизни множество ненужных вещей и снижая уровень потребления до минимума, они отдают приоритет социальным формам взаимодействия - получению эмоций и уникального пользовательского опыта.
Сами приверженцы идеи 5R называют это реформой ценностей, исключая из своей жизни множество ненужных вещей и снижая уровень потребления до минимума, они отдают приоритет социальным формам взаимодействия - получению эмоций и уникального пользовательского опыта.
Альтернативный подход к осознанному потреблению предлагает концепция Low Impact. Ее сторонники выражают менее категоричные взгляды и ищут решения на более комплексном уровне, не зацикливаясь исключительно на экосодержании продукта. Они могут принимать пластик как компромисс, но для них куда важнее этичнось производства: как продукт был произведен, чьими руками, какой вред был нанесен во время производства флоре и фауне, были ли альтернативы в текущей экономической ситуации? Таким образом концепция Low Impact демонстрирует приверженность системному подходу и не использует радикальные формы психологического давления на потребителя.
Каждый житель планеты, независимо от своего места жительства, взглядов и убеждений, является частью одной большой экосистемы. Сознательное потребление природных благ, рациональное отношение к результатам жизнедеятельности и простые правила бережной экономии могут предотвратить экологическую катастрофу, которая может наступить, если ничего не предпринимать. В следующих материалах мы расскажем о том, как правильно сортировать мусор, какую роль играет "зеленая энергетика" и какое влияние оказал коронавирус на экосознание всей планеты.
Материал подготовлен в рамках
спецпроекта Zero Waste
при поддержке компании Chevron.

https://tilda.cc/page/?pageid=13626635&projectid=103731