15 января 2021 17:58

Датчик обнаружения рака на основе работы рецепторов комаров создали в Японии

Фото:elements.envato.com Фото:elements.envato.com

Японская исследовательская группа разработала небольшой датчик для обнаружения запахов, имеющихся в дыхании больных раком, с помощью обонятельных рецепторов комаров, передает Tengrinews.kz со ссылкой на The Japan Times.

Группа, возглавляемая профессором Токийского университета Такеути Седзи, работает над созданием высокоточного датчика, который можно производить с минимальными затратами, а начать практическое использование можно уже через 10 лет. Следует отметить, что научная статья была опубликована в американском журнале Science Advances.

По словам исследователей, усики комара имеют около 100 видов рецепторов запаха, каждый из которых предназначен для обнаружения определенного запаха. Рецепторы расположены на поверхности обонятельных клеток. Когда рецептор запаха соединяется с определенной молекулой одоранта (летучие химические вещества – прим. автора), в клеточной мембране открывается отверстие, позволяющее ионам проникать в клетку и обнаруживать запах.

Профессор Седзи и другие члены команды создали искусственную клеточную мембрану, встроенную в обонятельный рецептор комаров, который обнаруживает октенол, химическое вещество, которое содержится в потоотделении человека и может использоваться в качестве биомаркера (характеристика, которая используется в качестве индикатора состояния всего организма – прим. автора) рака печени.

По данным исследования, датчик обнаружил октенол в концентрации 0,5 части на миллиард в образцах дыхания в течение 10 минут.

Ранее были названы семь основных симптомов рака. Следует отметить, что четыре из десяти случаев развития рака можно предотвратить при своевременной диагностике. Как бесплатно пройти скрининг на рак в Казахстане, объяснил главный онколог Министерства здравоохранения РК.