23 октября 2019 22:08

Экс-сотрудник NASA уверен, что жизнь на Марсе нашли еще 40 лет назад

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Человечество потратило десятилетия исследований и сотни миллиардов долларов, чтобы узнать ответ на весьма интригующий вопрос: есть ли жизнь на Марсе? До сих пор роверы и зонды не нашли прямых доказательств того, что Красная планета, некогда изобиловавшая водоемами с жидкой водой, была населена. Однако не все специалисты NASA солидарны с этой позицией, сообщает "Популярная механика" со ссылкой на Scientific American, передает Tengrinews.kz.

Бывший ученый NASA Гилберт Левин был одним из ведущих специалистов, работавших над миссей Viking в 1976 году. Он утверждает, что в результате исследования Марса агентство уже получило доказательство того, что в прошлом на планете была жизнь. Свыше 40 лет назад NASA отправило к Марсу две пары орбитальных и космических кораблей. Это был первый случай, когда США успешно посадили корабль на Красной планете и получили от ровера набор фотографий.

В рамках эксперимента аппарат на поверхности Марса забрал образцы грунта и смешал их с питательным раствором на основе азота, который был "помечен" специальным радиоактивным углеродным соединением. Такие маркеры часто используют в современной медицине и биохимии, потому что их просто отслеживать в среде. Теория заключалась в том, что если микроорганизмы в почве включат питательные вещества в свой метаболический цикл, то газообразные продукты их жизнедеятельности будут содержать в себе следы тех самых изотопов.

По словам Левина, даже пробы, взятые на расстоянии около 6400 километров друг от друга, показали идентичные результаты, и они были положительными. Более того, он уверяет, что в 1976 году "тысячи испытаний" с почвенными микробными культурами лишь подтвердили итоги эксперимента.

Само космическое агентство заявило, что "дальнейшие исследования не предоставили никаких явных доказательств присутствия живых микроорганизмов в почве вблизи мест посадки". Результаты первичного анализа атмосферы Марса были отклонены, а те самые следы "микробного дыхания" были признаны следами реакций неорганической природы.

Левин также утверждает, что "Викинги" обнаружили некое вещество, "имитирующее жизнь, но не сами формы жизни". Однако он так и не упомянул, о чем именно идет речь. Кроме того, по его мнению, на самой Красной планете "не было обнаружено ни одного фактора, враждебного для жизни", это очень смелое утверждение, учитывая высокую концентрацию ядовитых перхлоратов и персульфатов в почве, а также крайне высокий уровень УФ-излучения Солнца, которое едва блокирует тонкая атмосфера.

Как отмечает издание, нет ничего удивительного в том, что между NASA и его бывшим сотрудником возник спор. Ученый продолжает настаивать на том, что агентству необходимо расширить результаты его экспериментов 1970-х годов — он требует провести те же испытания, но уже с приборами нового поколения. Учитывая, что одна из основных целей миссии "Марс 2020" как раз и заключается в поиске жизни, уже совсем скоро ученые могут получить результаты, подтверждающие или опровергающие его гипотезы - остается лишь ждать.