Фото ©РИА Новости
Казахстанские ученые практически за бесценок продают свои перспективные разработки зарубежным компаниям, об этом в интервью корреспонденту Tengrinews.kz рассказал президент союза организаций науки Казахстана Николай Буктуков. Союз включает в себя более 40 научных учреждений. По словам специалиста, иностранные компании часто посещают государства постсоветского пространства. Буктуков рассказал, что лично встречался с южнокорейским бизнесменом, который заинтересовался идеей создания ветрогенератора уникальной конструкции. Установка Буктукова отличается тем, что может работать как при сильном ветре, так и при штиле. "Я его (бизнесмена из Южной Кореи. - Прим. автора) спросил, почему он к нам приехал. Он ответил, что весь мир знает, что в СССР был высокий уровень науки. Мое изобретение ему понравилось, но я не смог его продать, потому что не было денег для постройки пилотной установки", - рассказал Буктуков. Именно тот факт, что у ученых нет средств для изготовления опытных образцов, специалист считает главной проблемой, так как бизнесмены, как отечественные, так и зарубежные, готовы инвестировать деньги только после наглядной демонстрации эффективности инновации. Чертежи предприниматели либо не покупает вообще, либо приобретают за низкую цену. "Бизнесу нужная готовая продукция. Живой пример - допустим, я хочу купить машину. Это не значит, что я пришел в магазин, взял чертежи, изготовил детали, собрал и только после этого сел и поехал. Так не бывает. Я пришел в магазин и купил готовую машину. А наука дает только чертежи", - отметил Буктуков. Ученый рассказал еще об одном случае, когда казахстанская разработка получила развитие за рубежом. По его словам, в 1995 году Институт химических наук имени Абикена Бектурова разработал технологию производства витамина PP (никотиновой кислоты). Препарат предназначен для лечения злокачественных опухолей, заболеваний сосудистой системы и пищеварительного тракта. "Институт продал технологию швейцарской фирме за 150 тысяч долларов. А когда была комиссия ООН по коммерциализации науки, они посмотрели, ознакомились и сказали: "Если бы у вас была пилотная установка, вы бы продали ее как минимум за три миллиона долларов". Швейцарская фирма поставила завод в Китае и всему миру продает витамин PP. А у нас даже пилотной установки нет", - рассказал Буктуков. Для решения этой проблемы у ученого есть несколько предложений. Он считает, что в Казахстане должны работать инвестиционные фонды, которые будут спонсировать изготовление опытных образцов. Также Буктуков предлагает освободить научные институты от налогов в период освоения новых технологий. Кроме того, если для создания пилотных установок ученым потребуется взять кредит, проценты за него, как считает специалист, должно выплачивать государство. Ранее Буктуков рассказал, как иностранная разведка "крадет" перспективные научные разработки казахстанских ученых. По его мнению, это происходит из-за того, что все инновационные идеи проходят экспертизу за рубежом.
Казахстанские ученые практически за бесценок продают свои перспективные разработки зарубежным компаниям, об этом в интервью корреспонденту Tengrinews.kz рассказал президент союза организаций науки Казахстана Николай Буктуков. Союз включает в себя более 40 научных учреждений.
По словам специалиста, иностранные компании часто посещают государства постсоветского пространства. Буктуков рассказал, что лично встречался с южнокорейским бизнесменом, который заинтересовался идеей создания ветрогенератора уникальной конструкции. Установка Буктукова отличается тем, что может работать как при сильном ветре, так и при штиле.
"Я его (бизнесмена из Южной Кореи. - Прим. автора) спросил, почему он к нам приехал. Он ответил, что весь мир знает, что в СССР был высокий уровень науки. Мое изобретение ему понравилось, но я не смог его продать, потому что не было денег для постройки пилотной установки", - рассказал Буктуков. Именно тот факт, что у ученых нет средств для изготовления опытных образцов, специалист считает главной проблемой, так как бизнесмены, как отечественные, так и зарубежные, готовы инвестировать деньги только после наглядной демонстрации эффективности инновации. Чертежи предприниматели либо не покупает вообще, либо приобретают за низкую цену.
"Бизнесу нужная готовая продукция. Живой пример - допустим, я хочу купить машину. Это не значит, что я пришел в магазин, взял чертежи, изготовил детали, собрал и только после этого сел и поехал. Так не бывает. Я пришел в магазин и купил готовую машину. А наука дает только чертежи", - отметил Буктуков.
Ученый рассказал еще об одном случае, когда казахстанская разработка получила развитие за рубежом. По его словам, в 1995 году Институт химических наук имени Абикена Бектурова разработал технологию производства витамина PP (никотиновой кислоты). Препарат предназначен для лечения злокачественных опухолей, заболеваний сосудистой системы и пищеварительного тракта.
"Институт продал технологию швейцарской фирме за 150 тысяч долларов. А когда была комиссия ООН по коммерциализации науки, они посмотрели, ознакомились и сказали: "Если бы у вас была пилотная установка, вы бы продали ее как минимум за три миллиона долларов". Швейцарская фирма поставила завод в Китае и всему миру продает витамин PP. А у нас даже пилотной установки нет", - рассказал Буктуков.
Для решения этой проблемы у ученого есть несколько предложений. Он считает, что в Казахстане должны работать инвестиционные фонды, которые будут спонсировать изготовление опытных образцов. Также Буктуков предлагает освободить научные институты от налогов в период освоения новых технологий. Кроме того, если для создания пилотных установок ученым потребуется взять кредит, проценты за него, как считает специалист, должно выплачивать государство.
Ранее Буктуков рассказал, как иностранная разведка "крадет" перспективные научные разработки казахстанских ученых. По его мнению, это происходит из-за того, что все инновационные идеи проходят экспертизу за рубежом.