07 июня 2022 19:26

Ученые изучают необычные сигналы с нейтронной звезды

Фото:elements.envato.com Фото:elements.envato.com

Ученые из Университета Сиднея обнаружили высокомагнитный пульсар (нейтронная звезда), испускающий необычные радиоволны, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Science News.

Получивший название PSR J0901-4046, этот пульсар находится в галактике на расстоянии примерно 1 300 световых лет. Он проносит свой радиолуч мимо Земли примерно каждые 76 секунд - в три раза медленнее, чем предыдущий рекордсмен. Астрофизик из Сиднейского университета в Австралии Маниша Калеб и ее коллеги обнаружили это в данных радиотелескопа MeerKAT за пределами Карнарвона в Южной Африке.

Дальнейшие наблюдения с помощью MeerKAT выявили не только медленное устойчивое радиоизлучение пульсара - показатель скорости вращения, но и еще одну важную деталь: темп, с которым вращение замедляется по мере старения пульсара. И эти два фактора выявили кое-что странное в этом пульсаре. Согласно теории, он не должен излучать радиоволны. И все же он их излучает.

По словам астрофизиков, замедление вращения пульсара связано с силой его магнитного поля, которое излучает радиоволны. Любые нейтронные звезды, вращающиеся так медленно, как PSR J0901-4046, находятся на этом звездном "кладбище" и не должны генерировать радиосигналы. PSR J0901-4046 может быть уникальным видом нейтронной звезды.

Калеб и ее коллеги вычислили магнитное поле пульсара по скорости замедления его вращения, и оно невероятно сильное, как у магнетаров. Это намекает на то, что PSR J0901-4046 может быть так называемым неподвижным магнетаром, представляющим собой пульсар с очень сильными магнитными полями, который иногда испускает яркие энергетические всплески рентгеновских лучей. Астрономы также приступили к изменению компьютерных программ, сканирующих радиоданные для изучения таких же загадочных явлений нейтронных звезд.

"Нам понадобятся ультрафиолетовые наблюдения, чтобы подтвердить, действительно ли это магнетар. Для меня самое приятное в астрономии - то, что еще ждет открытия, так же, как этот необычный пульсар", - заключила Маниша Калеб.

Ранее астрономы разгадали происхождение загадочного сигнала из космоса, обнаруженного в 1977 году.