18 июня 2022 07:41

Ученые разгадали 700-летнюю тайну происхождения Черной смерти

© Greatcoursesdaily © Greatcoursesdaily

Международная команда исследователей заявила, что им удалось разгадать почти 700-летнюю тайну происхождения загадочной Черной смерти, как называли самую смертоносную эпидемию в истории человечества, охватившую Европу, Азию и Северную Африку в середине XIV века и погубившую до 200 миллионов человек. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Nature, собщает Tengrinews.kz со ссылкой на портал "Наука и жизнь".

По словам профессора Йоханнеса Краузе из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, исследователи смогли обнаружить свидетельства, позволяющие с определенной точностью предположить время и место происхождения вируса.

"Мы нашли "предка" не только Черной смерти, но и большинства штаммов чумы, которые сегодня циркулируют в мире", - сказал Краузе.

Авторы исследования проанализировали ДНК семи человек, умерших в XIV веке и захороненных на территории современного Кыргызстана близ озера Иссык-Куль. И в трех из образцов были обнаружены ДНК бактерии Yersinia pestis, вызывающей бубонную чуму.

Последующий полный анализ генома обнаруженной бактерии показал, что она была "прямым предком" штамма, вызвавшего Черную смерть в Европе восемь лет спустя, и ставшего, по всей вероятности, причиной смерти более половины населения континента в следующие десятилетия. По словам ученых, ближайший из ныне живущих "родственников" древнего штамма также был обнаружен у грызунов, обитающих в том же регионе.

"Мы выяснили, что современные штаммы, наиболее тесно связанные с древним штаммом, сегодня можно обнаружить в резервуарах чумы вокруг горной системы Тянь-Шань, очень близко к тому месту, где выявили древний штамм. Это указывает на то, что предок Черной смерти происходил из Центральной Азии", - заявил Краузе.

Между тем в минздраве Кыргызстана назвали статью в Nature "заказной, направленной на дискредитацию страны как популярного места для отдыха".