01 апреля 2021 13:15

Ученые впервые обнаружили рентгеновское излучение Урана

Фото: NASA Фото: NASA

Астрономы впервые обнаружили рентгеновские лучи, исходящие от Урана, передает Tengrinews.kz cо ссылкой на сайт Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).

В новом исследовании ученые использовали наблюдения рентгеновской обсерватории Чандра, сделанные на Уране в 2002 и 2017 годах. Они увидели четкое изображение рентгеновских лучей из первого наблюдения и вспышку рентгеновских лучей в тех, которые были получены пятнадцать лет спустя.

NASA

Астрономы утверждают, что есть только два ответа на вопрос, почему Уран может испускать рентгеновские лучи. Команда предполагает, что кольца, окружающие планету, производят рентгеновское излучение, подобное тому, которое имеет Сатурн, или могут исходить от полярных сияний, как на Юпитере.

Они заметили, что и Юпитер, и Сатурн рассеивают рентгеновский свет, излучаемый Солнцем, подобно тому, как атмосфера Земли рассеивает свет Солнца. Одна из возможностей состоит в том, что кольца Урана сами производят рентгеновские лучи, как в случае с кольцами Сатурна. Планета окружена заряженными частицами, такими как электроны и протоны. Если эти энергичные частицы столкнутся с кольцами, они могут заставить их светиться в рентгеновских лучах.

NASA

Другая возможность заключается в том, что, по крайней мере, часть рентгеновских лучей исходит от полярных сияний на Уране.

На Земле также встречаются цветные полярные сияния, возникающие при взаимодействии частиц высоких энергий с атмосферой. Рентгеновские лучи излучаются в полярных сияниях нашей планеты, создаваемых электронами, после того как они проходят по линиям магнитного поля Земли к ее полюсам и замедляются атмосферой.

"Уран - особенно интересная цель для рентгеновских наблюдений из-за необычной ориентации его оси вращения и магнитного поля. Ось вращения Урана почти параллельна его пути вокруг Солнца. Кроме того, хотя Уран наклонен набок, его магнитное поле наклонено на другую величину и смещено от центра планеты. Это может сделать его полярные сияния необычно сложными и изменчивыми", - говорится в заявлении NASA.

Определение источников рентгеновского излучения с Урана может помочь астрономам лучше понять, как более экзотические объекты в космосе, такие как растущие черные дыры и нейтронные звезды, испускают рентгеновские лучи.

Ранее специалисты NASA рассказали, как Уран может стать "вторым Марсом".