04 июля 2020 01:25

Восстановлена внешность человека из 8000-летней "гробницы затонувших черепов"

© livescience.com © livescience.com

Шведский художник-криминалист Оскар Нильссон восстановил внешность человека из так называемой "гробницы затонувших черепов", сообщает National Geographic

В 2018 году археологи сделали жуткую находку во время раскопок в пересохшем русле реки на восточном берегу озера Веттерн в Швеции. Ученые обнаружили насаженные на колья черепа и фрагменты черепов 11 человек, включая мужчин, женщин и даже младенцев. Возраст находки - примерно 8000 лет.

И вот, теперь один из этих черепов был реконструирован, чтобы показать образ человека, который встретил свою судьбу в ужасном месте археологических раскопок.

В своей работе эксперт использовал генетическую информацию, собранную учеными. Погибший человек оказался мужчиной в возрасте около 50 лет, с голубыми глазами, его условно назвали Людвиг.

Реконструированный образ Людвига. © Oscar Nilsson

Криминалист объяснил, как подбирал одежду для Людвига. "Он носит кожу дикого кабана. Из того, как были обнаружены человеческие черепа и челюсти животных, видно, что они явно имели большое значение в их культурных и религиозных убеждениях", - отметил Нильссон.

Рисунок мелом на груди мужчины отражает видение художника. "Это напоминание о том, что мы не можем знать эстетических вкусов этих людей, а просто наблюдаем за ними. У нас нет оснований полагать, что эти люди были менее заинтересованы в своей внешности и меньше выражали свою индивидуальность, чем мы сегодня", - заявил автор реконструкции.

Место раскопок. © Anna Arnberg

По одной из версий, "гробница затонувших черепов" была ритуальным местом, которое использовалось для вторичных захоронений. Согласно этому объяснению тела мертвых доставались из могил после их разложения, а затем повторно захоранивались. Частью ритуала была демонстрация черепов, для чего их и протыкали деревянными кольями.

По словам руководителя раскопок Фредрика Халлгрена, в Швеции есть по крайней мере еще одно место мезолита, которое имеет следы этой традиции.

Другое предположение состоит в том, что черепа принадлежали врагам, погибшим в бою. Согласно этой гипотезе, черепа протыкались кольями и выставлялись на обозрение в качестве трофеев.

Останки людей из "гробницы затонувших черепов". © Anna Arnberg

На данный момент исследователи получили образцы ДНК из шести черепов и определили цвет кожи, волос и глаз этих людей. Основываясь на изотопном анализе, они также выяснили, что важной частью рациона похороненных у озера была рыба. Кроме того, они охотились на крупную лесную дичь, такую как олени и лоси.

По версии исследователей, сообщество, ответственное за появление "гробницы затонувших черепов", было кочевым народом. Большую часть года охотники-собиратели жили в прилегающих районах, но собирались вместе на порогах близлежащей реки для совместной рыбалки.