08 ноября 2020 07:27

Загрязнение воздуха зафиксировали в Гималаях

Гималаи. Фото с сайта pixabay.com Гималаи. Фото с сайта pixabay.com

Ученые проанализировали состав частиц в воздухе над Гималаями и обнаружили обильное присутствие коричневых углеродных "смол", ускоряющих таяние ледников. Об этом сообщается в журнале Environmental Science & Technology Letters, где было опубликовано исследование, передает Tengrinews.kz со ссылкой на "Популярную механику"

Углеродные "загрязнители" в атмосфере делятся на "черный углерод" и "коричневый углерод". "Черный углерод" получается при неполном сгорании вещества при высоких температурах и является основным компонентом сажи. "Коричневый углерод" - углерод, смешанный с кислородом, а также имеющий следы других элементов, таких как азот, сера и калий. Чаще всего он образуется при сжигании биомассы или растительности и приводит к формированию смолистых шаров - небольших вязких сфер размером пару сотен нанометров в поперечнике.

Команда исследователей взяла пробы воздуха на Гималайской исследовательской станции. Ученые обнаружили, что примерно 28 процентов из тысяч частиц в пробах воздуха были смолистыми шарами. Они также просмотрели архивы и отметили, что процент увеличивался в дни с повышенным уровнем загрязнения - в частности, в периоды сжигания стерни пшеницы на полях.

"Коричневый углерод" поглощает как свет, так и тепло. Из-за него снегу и льду сложнее отражать солнечные лучи, поэтому ледники начинают таять.

Как поясняет издание, в Гималаях - самые высокие вершины среди всех горных хребтов на планете. Здесь самый большой запас ледникового снега за пределами Арктического и Антарктического кругов, за который Гималаи иногда называют "третьим полюсом". Однако высота и изолированность не защитили горы от промышленного загрязнения воздуха.