ПОДЕЛИТЬСЯ
01 ноября 2021 | 11:45
Сколько казахстанцы инвестируют в образование детей
Выявление способностей своего ребенка и инвестирование в его образование - основная задача родителей, которые хотят успеха своим детям в будущем. Такое мнение выразила руководитель Центра по изучению института семьи Казахстанского института общественного развития "Рухани жаңғыру" Айгуль Ракишева. Tengrinews.kz рассказывает об этом в рамках проекта "Умное поколение".
ПОДЕЛИТЬСЯ
Выявление способностей своего ребенка и инвестирование в его образование - основная задача родителей, которые хотят успеха своим детям в будущем. Такое мнение выразила руководитель Центра по изучению института семьи Казахстанского института общественного развития "Рухани жаңғыру" Айгуль Ракишева. Tengrinews.kz рассказывает об этом в рамках проекта "Умное поколение".
"Не бывает неталантливых детей, каждый ребенок по-своему талантлив. И задача любого родителя - выявить этот талант и развивать. У каждого ребенка есть способности к чему-то. Просто есть родители, которые вовремя выявили эти способности и помогают развиваться своему ребенку в том или ином направлении, а есть такие родители, которые не обращают внимания на имеющиеся способности ребенка и не помогают ему их раскрыть", - отметила Ракишева.
Как подчеркивает Айгуль Ракишева, родителям нужно помогать ребенку раскрывать его потенциал.
"Очень частой ошибкой родителей является то, что они пытаются навязать ребенку то, чем ему неинтересно заниматься. Вот, к примеру, родитель хочет сделать из своего ребенка музыканта, отдает ребенка в музыкальную школу, но если у ребенка нет способностей, слуха, к примеру, то это зря потраченные время, нервы и деньги. Не факт, что в будущем он станет талантливым музыкантом. Врожденные способности остаются нераскрытыми, а из ребенка вырастает неудовлетворенный своей жизнью человек, который по жизни занимается не тем, что ему нравится. Гораздо больших успехов добьется тот ребенок, который занимается тем, что ему интересно и легко дается. Ну и, конечно же, еще нужно очень упорно трудиться в этом направлении. Это позволит раскрыть разные грани его таланта", - подчеркивает Ракишева.
Руководитель Центра по изучению института семьи считает, что одной из основных инвестиций родителей является образование и развитие ребенка. Она отмечает, что у городских жителей больше возможностей для инвестирования в детей, чем у сельских. В городах функционируют различные центры для развития детей по интересам, спортивные объекты и сооружения, дворовые клубы и т. д. В этом году КИОР "Рухани жаңғыру" проводил социологическое исследование по сельским семьям. Согласно результатам опроса, только 26,5 процента сельских детей в Казахстане посещают дополнительные занятия, кружки. Большая часть опрошенных (73,5 процента) ответили, что их дети не ходят в организации дополнительного образования.
"Основными причинами того, что дети не занимаются дополнительно в кружках или секциях, являются отсутствие в селе таких кружков и секций (44,4 процента) и недостаток денег на оплату этих занятий (16,1 процента)", - говорится в исследовании.
Выяснилось, что дети более образованных родителей чаще посещают кружки. Так, процент посещения детьми дополнительных занятий среди обладателей среднего образования составил 20,6 процента, среди тех, кто имеет незаконченное высшее образование, – 47,6 процента, а среди респондентов с высшим образованием – 27,9 процента.
Ценность образования с годами только растет, как и его стоимость. В Казахстане высшее образование можно получить за счет государственного бюджета и на коммерческой основе, однако поступить на грант удается далеко не всем, поэтому некоторые родители начинают задумываться о накоплениях на учебу намного раньше, чем дети идут в школу.
По данным Айгуль Ракишевой, очень маленький процент сельских семей, которые откладывают на обучение детей в будущем. "Не всегда у родителей есть деньги на то, чтобы инвестировать в детей, к сожалению", - замечает руководитель центра.
"Более чем половине опрошенных (56,1 процента) не хватает средств для накоплений на будущее образование своих детей. 13,4 процента опрошенных рассчитывают только на получение гранта на обучение. 33 процента предпринимают различные накопительные образовательные стратегии: по 12,1 процента разводят скот для продажи и копят деньги на обучение детей; 7,8 процента имеют образовательный накопительный депозит", - говорится в исследовании.
"По сельским семьям мы изучили, за счет каких доходов они живут. В тройку доходов вошли: первое – заработная плата (63,5 процента), второе – пенсия и третье место - доходы от личных подсобных хозяйств. Казалось бы, в селе специфика состоит в том, чтобы развивать личные подсобные хозяйства, а доходы от них лишь на третьем месте. Это говорит о многом", - рассказала Ракишева.
Все дети, вне зависимости от того, в городе они живут или в селе, от уровня доходов их родителей и прочих условий, должны иметь равный доступ к качественному образованию.
В КИОР "Рухани жаңғыру" рекомендовали предоставлять обучающимся из сельских школ возможности пользоваться услугами образовательных организаций всего района через создание сети учреждений, обеспечивающей дополнительное образование детей. Проблему транспортного сообщения между учреждениями сети можно решить через создание мобильных передвижных форм для педагогических и детских коллективов. Кроме этого, расширение услуг дополнительного образования для сельских детей возможно через создание цифровых образовательных платформ и цифровых ресурсов, открытие доступа к известным цифровым платформам, на которых будут размещены бесплатные курсы, обучение по дистанционным программам, реализацию проектов, основанных на создании новых цифровых продуктов в сфере образования (разработки мобильных приложений, анимационных мультфильмов, обучающих игр, игровых симуляторов, тренажеров и т. д.), реализацию проектов для развития инклюзивного образования, отметили в КИОР.
Также для формирования и расширения возможностей культурного досуга сельского населения рекомендуется в населенные пункты, где отсутствуют клубы, предусмотреть выезды передвижных культурных центров (автоклубов), оснащенных сценой-трансформером, звуковым, световым и видеооборудованием для проведения массовых мероприятий на открытых площадках, открывать комьюнити-центры.
Все это будет способствовать обеспечению равного доступа к образованию и личностному развитию детей. Ведь в конечном итоге речь идет о развитии человеческого капитала как основного движущего фактора социально-экономического развития страны.
Проект "Умное поколение" реализуется Tengrinews.kz совместно с Казахстанским институтом общественного развития "Рухани жаңғыру". Цель проекта - показать богатство человеческого капитала Казахстана и продемонстрировать те возможности, которые при определенных стараниях и целеустремленности могут быть достигнуты каждым. В его рамках публикуются материалы с молодыми учеными, студентами ведущих вузов мира, инноваторами, молодыми предпринимателями инновационных стартапов.
Показать комментарии
Читайте также