1. Главная
  2. Узнай
  3. Умное поколение

Ученый назвал трудности, с которыми сталкиваются научные исследователи в Казахстане 18 октября 2021, 14:43

Профессор кафедры химии Назарбаев Университета Тимур Атабаев в рамках проекта "Умное поколение" поделился мнением о том, какие перспективы есть
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Vkontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Telegram
Новостью поделились: человек

Профессор кафедры химии Назарбаев Университета Тимур Атабаев в рамках проекта "Умное поколение" поделился мнением о том, какие перспективы есть у молодых ученых в Казахстане, передает Tengrinews.kz.

Тимур Атабаев получил степень доктора философии в Колледже нанонауки и нанотехнологий в Пусанском национальном университете в 2012 году в возрасте 28 лет. С 2012 по 2017 год он работал профессором-исследователем в Пусанском и Сеульском национальных университетах. С 2017 года трудится в Назарбаев Университете, продолжая заниматься разработками в области нанотехнологий. Является обладателем международных наград "Молодой ученый года" по версии информационно-аналитической системы Scopus (2018) и "Лидер науки" по версии информационно-аналитической системы Web of Science (2020). В 2020 году был назначен ассоциированным редактором международного журнала Micro & Nano Letters (Великобритания). Является действующим членом Американского химического сообщества (ACS), Королевского химического сообщества (RSC) и Общества исследования материалов (MRS).

"Мы изучаем оптические, магнитные и электронные свойства очень маленьких структур – порядка в несколько десятков тысяч раз меньше диаметра человеческого волоса. Такие структуры невозможно увидеть невооруженным глазом, для этого мы используем очень мощные электронные микроскопы. Интересно отметить, что те или иные свойства наноматериалов разительно отличаются от объектов макромира. Мы используем эти знания для получения материалов с улучшенными каталитическими свойствами, для эффективного сбора и конверсии солнечной энергии, в микроэлектронике, для биомедицинских целей, создания наносенсоров, покрытий и тому подобного. В целом спектр применения наноструктур не ограничен", - рассказал Атабаев.

По его словам, он начал увлекаться наукой примерно в девятом классе школы. Примером ему послужил отец, который также работает ученым в области физики твердого тела. "С детства меня окружает множество приборов, некоторые из них мы используем и по сей день, правда, они совершеннее и точнее", - отметил ученый.

Профессор Назарбаев Университета рассказал, с какими сложностями молодым ученым приходится сталкиваться в работе.

"В целом я не скажу, что сложностей много, но изначально, когда вы только начинаете свою научную деятельность, у коллег часто бывает доля скептицизма по поводу вас: сможете ли вы вести группу, сможете ли вы продолжать свои исследования в реалиях Казахстана. В данном случае вы должны показать, что вы профессионал в своем деле. В Казахстане ведутся уникальные исследования, но в целом это сопряжено с рядом трудностей. Взять элементарный пример - доставка реагентов и расходных материалов. В лучшем случае они к нам приходят спустя несколько месяцев. Это очень сильно тормозит нашу научную деятельность, так как спустя несколько месяцев вы должны заниматься уже другими делами: лекции, отчеты и тому подобное. Причем некоторые реактивы мы не можем заказать в силу определенных запретов (яды, прекурсоры). Мы понимаем, что эти реагенты достаточно опасны, но бывают случаи, что некоторые актуальные исследования без них тоже не будут идти. Ученые должны двигаться вперед, а без доступа к реактивам и оборудованию они могут остаться на задворках научных исследований", - заметил Атабаев.

"В итоге получается, что если вы затянули свое исследование, то чаще всего вы теряете свою новизну работы, потому что как минимум несколько лабораторий в мире будут заниматься похожей тематикой, и в итоге их результаты могут быть опубликованы или защищены авторским правом раньше вас. Ваши исследования можно, конечно, немного изменить, улучшить, но по итогу у вас мало шансов опубликовать свои результаты в более престижных журналах, и чаще всего приходится спускаться в менее респектабельные журналы", - подчеркнул ученый-химик.

Он поделился мнением об образовании за рубежом.

"На самом деле качество образования хромает во всем мире, и это проблема не только Казахстана, но также и многих развитых стран, включая США. В контексте образования можно выделить следующую закономерность: если человеку интересна та или иная область, он сделает все, чтобы развиться в ней как профессионал. Так что иногда бывает, что выпускники менее рейтинговых вузов могут оказаться лучше выпускников очень престижных университетов. В Казахстане есть достаточно хорошие школы и исследовательские группы, которые могут конкурировать на международном уровне. Поэтому мы часто ведем активную работу по поиску хороших кандидатов", - добавил профессор Назарбаев Университета.

По поводу научной деятельности он подчеркнул, что основного критерия оценки работы ученых не существует, но в целом можно выделить два немаловажных аспекта. Это вовлеченность ученых в исследования – публикационная активность, причем желательно в международных рейтинговых журналах. Второй аспект, на который стоит также обратить внимание, – это количество цитирований. "Если работы цитируются, значит, они значимы на международном уровне и их используют как наработки для последующих открытий. В моей области исследования как теоретиков, так и практиков очень важны, одни могут теоретически предсказать материал с интересными свойствами, другие могут синтезировать и проверить материал экспериментально. В частности, я являюсь практиком и более 60 процентов своего времени провожу в лаборатории с сотрудниками", - рассказал Атабаев.

На вопрос, какое будущее ждет молодых казахстанских ученых, собеседник ответил весьма оптимистично.

"В целом Казахстан и страны Средней Азии имеют огромный потенциал для роста. Здесь много точек роста и много чего, что можно улучшить. Хотя бывает, что из-за недостатка финансирования или слабой связи между университетами и производством большинство талантливых молодых людей ищут себя в других сферах или пытаются уехать за рубеж. Но в целом, если вы достаточно амбициозный и компетентный работник, вы будете востребованы всегда и везде", - заметил ученый.

Профессор Назарбаев Университета дал несколько советов молодым ученым Казахстана, только начинающим свою научную карьеру:

"Первый и самый главный совет - определиться с тем, чем вы хотите заниматься. Как только вы определились со своим выбором, можно приступать к поиску вузов по специальности. Если вы думаете о дальнейшем обучении и получении магистерской или докторской степени, то вам нужно подумать о выборе хорошего научного руководителя. Как только вы определились с вузами, вы можете начать просматривать портфолио потенциальных научных руководителей - публикуются ли они на постоянной основе, какого качества эти публикации, тематика исследований, количество цитирований. Если вам все нравится, вы уже связываетесь с человеком и предлагаете свою кандидатуру. Лучше изначально обсудить, над какими проектами работает сейчас ваш потенциальный научный руководитель и какие проекты могут быть развиты в дальнейшем, в том числе и с вашим участием, имеется ли оборудование или условия для успешного выполнения проекта", - посоветовал ученый. Он также пояснил, что у профессоров часто бывает большой поток желающих и бывает так, что отбираются наиболее перспективные кандидаты.

В ответе на вопрос, что бы он хотел изменить в системе образования, что бы облегчило работу ученым, он назвал несколько факторов.

  • Подача на государственные гранты в Казахстане затруднена тем, что грантовую заявку нужно переводить на несколько языков. По его мнению, было бы достаточно подачи документов на одном языке, например на английском, как это часто происходит во многих странах за рубежом. Это значительно упростит подготовку заявки и высвободит дополнительное время ученым для исследований. Вместо этого ученые тратят много времени на перевод грантовой заявки, причем без уверенности, что ее могут одобрить.
  • Отдельной сложной процедурой можно назвать закуп реагентов из государственных грантов, во-первых, финансирование часто выделяется с опозданием, во-вторых, к моменту прихода одобренных реагентов подходит очередной отчетный период. Процедура отчета особенно неэффективна, ученые, получившие государственные гранты, должны несколько раз в год писать отчеты, для сравнения, за рубежом все научные отчеты обычно пишутся один раз в конце года.

Как добавил ученый, Министерству образования и науки надо также рассмотреть вопрос выделения средств для технического оснащения вузов по Казахстану. "Бывают случаи, когда к нам приходят ребята из других вузов, которые никогда не работали в лабораториях, в итоге нам приходится сначала учить их основам, а только потом допускать к экспериментам. Я также считаю, что молодежь следует активно вовлекать в науку, это прежде всего необходимо для развития страны. В частности, здесь, возможно, помогло бы создание молодежных клубов и проведение гостевых лекций учеными Казахстана в школах", - заключил молодой ученый.

Проект "Умное поколение" реализуется Tengrinews.kz совместно с Казахстанским институтом общественного развития "Рухани жаңғыру". Цель проекта - показать богатство человеческого капитала Казахстана и продемонстрировать те возможности, которые при определенных стараниях и целеустремленности могут быть достигнуты каждым. В его рамках публикуются материалы с молодыми учеными, студентами ведущих вузов мира, инноваторами, молодыми предпринимателями инновационных стартапов.



Join Telegram