25 декабря 2013 | 18:07

Михаил Калашников: Воспоминания казахстанцев о легендарном конструкторе

Владимир Прокопенко Корреспондент
Михаил Калашников с сыном Виктором (слева) в Матае. 2003 год. Фото акимата Матайского сельского округа Аксуского района Алматинской области

Михаил Калашников - один из самых известных в истории конструкторов стрелкового оружия. Как известно, свой путь легенды он начал в Казахстане. Корреспонденты Tengrinews.kz побеседовали с людьми, которые не только видели Калашникова воочию, но и общались с ним в неформальной обстановке на казахской земле. Станция Матай Туркестано-Сибирской железной дороги, Алматинская область. Сюда будущий конструктор перебрался в 16-17 лет на поиски работы. Однако из-за юного возраста на работу его не брали, и тогда ему пришлось приписать несколько лет в свой документ. После он смог устроиться в местное депо. "Старожилы Матая рассказывали, что уже тогда у него были конструкторские идеи. Все депо помогало ему c чертежами", - рассказала аким Матайского сельского округа Аксуского района Алматинской области Айна Ахмолданова. Однако довести до ума свои изобретения тогда Калашникову не удалось. Осенью 1938 года он был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. В начале Великой Отечественной войны был сильно ранен и после госпиталя, по направлению докторов, его направили на долечивание в шестимесячный отпуск. Калашников вернулся в Казахстан на станцию Матай, где с новым рвением продолжил работу над своими чертежами и сделал свой первый пистолет-пулемет Калашникова. Его изобретением заинтересовалось руководство и командировало конструктора в Алма-Ату. Как рассказывает житель Матая Александр Дружаев, которому удалось пообщаться с Калашниковым в 2003 году, в столице КазССР его встретили неоднозначно. "В Алма-Ате его арестовали за то, что при себе он имел оружие. Он же приехал со своим опытным образцом. Некоторое время его продержали на гауптвахте. Ну, а когда уж разобрались, проводили его в эвакуированный московский авиационный институт", - рассказал Дружаев. В Алма-Ате он изготовил более совершенный образец своего оружия. "Был здесь у нас на стрельбище один. У него был какой-то автомат непонятный, все еще смеялись. Спросили, а кто ты такой? Он сказал: "Калашников я". Потом мы уже о нем все узнали", - рассказал старожил машиностроительного завода имени Кирова в Алма-Ате. В книге "Московский авиационный институт документы, цифры, факты" есть воспоминания конструктора-оружейника Михаила Калашникова: "В институте была создана рабочая группа (в обиходе ее называли "спецгруппа ЦК КП(б) Казахстана), которой поручили заниматься дальнейшей доводкой пистолета-пулемета. В нее вошли старший преподаватель Евгений Петрович Ерусланов и студентов старших курсов, работающих по совместительству в лаборатории кафедры. Молодость, увлеченность делом не просто сблизили, но и сдружили нас. (...) В учебно-производственных мастерских института работали мастера своего дела с большим стажем. Многие из них, знаю, подавали не один рапорт с просьбой отправить на фронт". "Для работы нам выделили небольшое помещение площадью 18 квадратных метров в отдельном саманном домике с отдельным входом и застекленным крыльцом. Крыльцо служило и местом отдыха, там стоял топчан. Мы, по сути, находились на казарменном положении и территорию учебно-производственных мастерских покидали лишь раз в неделю, чтобы сходить в баню". "В процессе отработки образца немало деталей переделывались по нескольку раз (сказывалась неопытность самого конструктора и чрезмерная напористость членов спец-группы). Но никто не упрекал нас в том, что мы бывали торопливы и нетерпеливы. Тактично поправляли, подсказывали. (...) Когда требовалась проверка пистолета-пулемета стрельбой, производили ее по ночам в инструментальном цехе. Для этого в свободном углу цеха ставили вертикально штабель досок, ящик с песком, оружие закрепляли в тисках, а от спускового крючка протягивали веревку в соседнюю комнату. Производили несколько выстрелов. Если после этого требовалась какая-то доводка деталей, то делали ее сами, в тех же тисках. После чего вновь стреляли. И так до утра". После Калашников был переведен в Москву. Аким станции Матай Айна Ахмолданова рассказала, что на тот период у Калашникова в Казахстане осталась жена и сын. "Местные жители рассказывают, что Калашникову запрещали общаться с семьей. Когда сыну было 14 лет, его мать погибла, попав под поезд. И вот только когда сын остался сиротой, Калашникову удалось под конвоем приехать и забрать ребенка", - сказала собеседница. В 2003 году по приглашению Республиканской гвардии РК Калашников приехал в Казахстан. В местных архивах сохранилась информация, что на встрече с матайскими жителями он говорил: "Я жалею о том, что не сохранился первый образец, изобретенный на станции Матай. И вообще жалею о том, что мое изобретение распространилось по всему миру и участвует в гибели людей". Его радушно приняли на станции. "Все жители собрались. Я в честь него стихотворение сочинил, и после того, как начальство выступило, я выступил от имени пенсионеров. Позже это стихотворение переложил на музыку и сделал песню", - рассказал Алекандр Дружаев. - "Добрейшей души человек был. Дал мне свою визитку, храню ее теперь". Во время визита Калашникова в Казахстан с ним встретился заместитель командира воинской части 0112 Республиканской гвардии РК Советхан Жексенбаев. Тогда, по его словам, всех поразило то, как выглядел Калашников. В возрасте 84 лет он был бодр, шутил и с удовольствием рассказывал о своей жизни. "Никто не ожидал, что он таким бодрым будет. Выступал перед людьми по два часа и ни разу не повторялся в своих речах. Рассказывал, что нужно придерживаться правильного питания и режима дня. Сон должен быть не менее семи часов". Для легендарного конструктора была организована даже любимая рыбалка в Матае. "Я во многих местах бывал, везде ездил. Но так, как в Казахстане - меня нигде не встречали", - заявил тогда Калашников. Позже о Михаиле Калашникове казахстанец Мурат Джакибаев снял фильм "Матай - начало легенды". "Я снимал фильм от души. Моя задача была показать то, что автомат Калашников был сделан в Казахстане, и хотелось, чтобы из его уст это прозвучало. "У меня два детища в Казахстане - мой сын и автомат", - так говорил конструктор", - поведал Джакибаев.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
Михаил Калашников - один из самых известных в истории конструкторов стрелкового оружия. Как известно, свой путь легенды он начал в Казахстане. Корреспонденты Tengrinews.kz побеседовали с людьми, которые не только видели Калашникова воочию, но и общались с ним в неформальной обстановке на казахской земле. Станция Матай Туркестано-Сибирской железной дороги, Алматинская область. Сюда будущий конструктор перебрался в 16-17 лет на поиски работы. Однако из-за юного возраста на работу его не брали, и тогда ему пришлось приписать несколько лет в свой документ. После он смог устроиться в местное депо. "Старожилы Матая рассказывали, что уже тогда у него были конструкторские идеи. Все депо помогало ему c чертежами", - рассказала аким Матайского сельского округа Аксуского района Алматинской области Айна Ахмолданова. Однако довести до ума свои изобретения тогда Калашникову не удалось. Осенью 1938 года он был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. В начале Великой Отечественной войны был сильно ранен и после госпиталя, по направлению докторов, его направили на долечивание в шестимесячный отпуск. Калашников вернулся в Казахстан на станцию Матай, где с новым рвением продолжил работу над своими чертежами и сделал свой первый пистолет-пулемет Калашникова. Его изобретением заинтересовалось руководство и командировало конструктора в Алма-Ату. Как рассказывает житель Матая Александр Дружаев, которому удалось пообщаться с Калашниковым в 2003 году, в столице КазССР его встретили неоднозначно. "В Алма-Ате его арестовали за то, что при себе он имел оружие. Он же приехал со своим опытным образцом. Некоторое время его продержали на гауптвахте. Ну, а когда уж разобрались, проводили его в эвакуированный московский авиационный институт", - рассказал Дружаев. В Алма-Ате он изготовил более совершенный образец своего оружия. "Был здесь у нас на стрельбище один. У него был какой-то автомат непонятный, все еще смеялись. Спросили, а кто ты такой? Он сказал: "Калашников я". Потом мы уже о нем все узнали", - рассказал старожил машиностроительного завода имени Кирова в Алма-Ате. В книге "Московский авиационный институт документы, цифры, факты" есть воспоминания конструктора-оружейника Михаила Калашникова: "В институте была создана рабочая группа (в обиходе ее называли "спецгруппа ЦК КП(б) Казахстана), которой поручили заниматься дальнейшей доводкой пистолета-пулемета. В нее вошли старший преподаватель Евгений Петрович Ерусланов и студентов старших курсов, работающих по совместительству в лаборатории кафедры. Молодость, увлеченность делом не просто сблизили, но и сдружили нас. (...) В учебно-производственных мастерских института работали мастера своего дела с большим стажем. Многие из них, знаю, подавали не один рапорт с просьбой отправить на фронт". "Для работы нам выделили небольшое помещение площадью 18 квадратных метров в отдельном саманном домике с отдельным входом и застекленным крыльцом. Крыльцо служило и местом отдыха, там стоял топчан. Мы, по сути, находились на казарменном положении и территорию учебно-производственных мастерских покидали лишь раз в неделю, чтобы сходить в баню". "В процессе отработки образца немало деталей переделывались по нескольку раз (сказывалась неопытность самого конструктора и чрезмерная напористость членов спец-группы). Но никто не упрекал нас в том, что мы бывали торопливы и нетерпеливы. Тактично поправляли, подсказывали. (...) Когда требовалась проверка пистолета-пулемета стрельбой, производили ее по ночам в инструментальном цехе. Для этого в свободном углу цеха ставили вертикально штабель досок, ящик с песком, оружие закрепляли в тисках, а от спускового крючка протягивали веревку в соседнюю комнату. Производили несколько выстрелов. Если после этого требовалась какая-то доводка деталей, то делали ее сами, в тех же тисках. После чего вновь стреляли. И так до утра". После Калашников был переведен в Москву. Аким станции Матай Айна Ахмолданова рассказала, что на тот период у Калашникова в Казахстане осталась жена и сын. "Местные жители рассказывают, что Калашникову запрещали общаться с семьей. Когда сыну было 14 лет, его мать погибла, попав под поезд. И вот только когда сын остался сиротой, Калашникову удалось под конвоем приехать и забрать ребенка", - сказала собеседница. В 2003 году по приглашению Республиканской гвардии РК Калашников приехал в Казахстан. В местных архивах сохранилась информация, что на встрече с матайскими жителями он говорил: "Я жалею о том, что не сохранился первый образец, изобретенный на станции Матай. И вообще жалею о том, что мое изобретение распространилось по всему миру и участвует в гибели людей". Его радушно приняли на станции. "Все жители собрались. Я в честь него стихотворение сочинил, и после того, как начальство выступило, я выступил от имени пенсионеров. Позже это стихотворение переложил на музыку и сделал песню", - рассказал Алекандр Дружаев. - "Добрейшей души человек был. Дал мне свою визитку, храню ее теперь". Во время визита Калашникова в Казахстан с ним встретился заместитель командира воинской части 0112 Республиканской гвардии РК Советхан Жексенбаев. Тогда, по его словам, всех поразило то, как выглядел Калашников. В возрасте 84 лет он был бодр, шутил и с удовольствием рассказывал о своей жизни. "Никто не ожидал, что он таким бодрым будет. Выступал перед людьми по два часа и ни разу не повторялся в своих речах. Рассказывал, что нужно придерживаться правильного питания и режима дня. Сон должен быть не менее семи часов". Для легендарного конструктора была организована даже любимая рыбалка в Матае. "Я во многих местах бывал, везде ездил. Но так, как в Казахстане - меня нигде не встречали", - заявил тогда Калашников. Позже о Михаиле Калашникове казахстанец Мурат Джакибаев снял фильм "Матай - начало легенды". "Я снимал фильм от души. Моя задача была показать то, что автомат Калашников был сделан в Казахстане, и хотелось, чтобы из его уст это прозвучало. "У меня два детища в Казахстане - мой сын и автомат", - так говорил конструктор", - поведал Джакибаев.
Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная