ПОДЕЛИТЬСЯ
25 декабря 2013 | 18:07
Михаил Калашников: Воспоминания казахстанцев о легендарном конструкторе
Михаил Калашников - один из самых известных в истории конструкторов стрелкового оружия. Как известно, свой путь легенды он начал в Казахстане. Корреспонденты Tengrinews.kz побеседовали с людьми, которые не только видели Калашникова воочию, но и общались с ним в неформальной обстановке на казахской земле. Станция Матай Туркестано-Сибирской железной дороги, Алматинская область. Сюда будущий конструктор перебрался в 16-17 лет на поиски работы. Однако из-за юного возраста на работу его не брали, и тогда ему пришлось приписать несколько лет в свой документ. После он смог устроиться в местное депо. "Старожилы Матая рассказывали, что уже тогда у него были конструкторские идеи. Все депо помогало ему c чертежами", - рассказала аким Матайского сельского округа Аксуского района Алматинской области Айна Ахмолданова. Однако довести до ума свои изобретения тогда Калашникову не удалось. Осенью 1938 года он был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. В начале Великой Отечественной войны был сильно ранен и после госпиталя, по направлению докторов, его направили на долечивание в шестимесячный отпуск. Калашников вернулся в Казахстан на станцию Матай, где с новым рвением продолжил работу над своими чертежами и сделал свой первый пистолет-пулемет Калашникова. Его изобретением заинтересовалось руководство и командировало конструктора в Алма-Ату. Как рассказывает житель Матая Александр Дружаев, которому удалось пообщаться с Калашниковым в 2003 году, в столице КазССР его встретили неоднозначно. "В Алма-Ате его арестовали за то, что при себе он имел оружие. Он же приехал со своим опытным образцом. Некоторое время его продержали на гауптвахте. Ну, а когда уж разобрались, проводили его в эвакуированный московский авиационный институт", - рассказал Дружаев. В Алма-Ате он изготовил более совершенный образец своего оружия. "Был здесь у нас на стрельбище один. У него был какой-то автомат непонятный, все еще смеялись. Спросили, а кто ты такой? Он сказал: "Калашников я". Потом мы уже о нем все узнали", - рассказал старожил машиностроительного завода имени Кирова в Алма-Ате. В книге "Московский авиационный институт документы, цифры, факты" есть воспоминания конструктора-оружейника Михаила Калашникова: "В институте была создана рабочая группа (в обиходе ее называли "спецгруппа ЦК КП(б) Казахстана), которой поручили заниматься дальнейшей доводкой пистолета-пулемета. В нее вошли старший преподаватель Евгений Петрович Ерусланов и студентов старших курсов, работающих по совместительству в лаборатории кафедры. Молодость, увлеченность делом не просто сблизили, но и сдружили нас. (...) В учебно-производственных мастерских института работали мастера своего дела с большим стажем. Многие из них, знаю, подавали не один рапорт с просьбой отправить на фронт". "Для работы нам выделили небольшое помещение площадью 18 квадратных метров в отдельном саманном домике с отдельным входом и застекленным крыльцом. Крыльцо служило и местом отдыха, там стоял топчан. Мы, по сути, находились на казарменном положении и территорию учебно-производственных мастерских покидали лишь раз в неделю, чтобы сходить в баню". "В процессе отработки образца немало деталей переделывались по нескольку раз (сказывалась неопытность самого конструктора и чрезмерная напористость членов спец-группы). Но никто не упрекал нас в том, что мы бывали торопливы и нетерпеливы. Тактично поправляли, подсказывали. (...) Когда требовалась проверка пистолета-пулемета стрельбой, производили ее по ночам в инструментальном цехе. Для этого в свободном углу цеха ставили вертикально штабель досок, ящик с песком, оружие закрепляли в тисках, а от спускового крючка протягивали веревку в соседнюю комнату. Производили несколько выстрелов. Если после этого требовалась какая-то доводка деталей, то делали ее сами, в тех же тисках. После чего вновь стреляли. И так до утра". После Калашников был переведен в Москву. Аким станции Матай Айна Ахмолданова рассказала, что на тот период у Калашникова в Казахстане осталась жена и сын. "Местные жители рассказывают, что Калашникову запрещали общаться с семьей. Когда сыну было 14 лет, его мать погибла, попав под поезд. И вот только когда сын остался сиротой, Калашникову удалось под конвоем приехать и забрать ребенка", - сказала собеседница. В 2003 году по приглашению Республиканской гвардии РК Калашников приехал в Казахстан. В местных архивах сохранилась информация, что на встрече с матайскими жителями он говорил: "Я жалею о том, что не сохранился первый образец, изобретенный на станции Матай. И вообще жалею о том, что мое изобретение распространилось по всему миру и участвует в гибели людей". Его радушно приняли на станции. "Все жители собрались. Я в честь него стихотворение сочинил, и после того, как начальство выступило, я выступил от имени пенсионеров. Позже это стихотворение переложил на музыку и сделал песню", - рассказал Алекандр Дружаев. - "Добрейшей души человек был. Дал мне свою визитку, храню ее теперь". Во время визита Калашникова в Казахстан с ним встретился заместитель командира воинской части 0112 Республиканской гвардии РК Советхан Жексенбаев. Тогда, по его словам, всех поразило то, как выглядел Калашников. В возрасте 84 лет он был бодр, шутил и с удовольствием рассказывал о своей жизни. "Никто не ожидал, что он таким бодрым будет. Выступал перед людьми по два часа и ни разу не повторялся в своих речах. Рассказывал, что нужно придерживаться правильного питания и режима дня. Сон должен быть не менее семи часов". Для легендарного конструктора была организована даже любимая рыбалка в Матае. "Я во многих местах бывал, везде ездил. Но так, как в Казахстане - меня нигде не встречали", - заявил тогда Калашников. Позже о Михаиле Калашникове казахстанец Мурат Джакибаев снял фильм "Матай - начало легенды". "Я снимал фильм от души. Моя задача была показать то, что автомат Калашников был сделан в Казахстане, и хотелось, чтобы из его уст это прозвучало. "У меня два детища в Казахстане - мой сын и автомат", - так говорил конструктор", - поведал Джакибаев.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Михаил Калашников - один из самых известных в истории конструкторов стрелкового оружия. Как известно, свой путь легенды он начал в Казахстане. Корреспонденты Tengrinews.kz побеседовали с людьми, которые не только видели Калашникова воочию, но и общались с ним в неформальной обстановке на казахской земле. Станция Матай Туркестано-Сибирской железной дороги, Алматинская область. Сюда будущий конструктор перебрался в 16-17 лет на поиски работы. Однако из-за юного возраста на работу его не брали, и тогда ему пришлось приписать несколько лет в свой документ. После он смог устроиться в местное депо. "Старожилы Матая рассказывали, что уже тогда у него были конструкторские идеи. Все депо помогало ему c чертежами", - рассказала аким Матайского сельского округа Аксуского района Алматинской области Айна Ахмолданова. Однако довести до ума свои изобретения тогда Калашникову не удалось. Осенью 1938 года он был призван в Красную Армию в Киевский Особый военный округ. В начале Великой Отечественной войны был сильно ранен и после госпиталя, по направлению докторов, его направили на долечивание в шестимесячный отпуск. Калашников вернулся в Казахстан на станцию Матай, где с новым рвением продолжил работу над своими чертежами и сделал свой первый пистолет-пулемет Калашникова. Его изобретением заинтересовалось руководство и командировало конструктора в Алма-Ату. Как рассказывает житель Матая Александр Дружаев, которому удалось пообщаться с Калашниковым в 2003 году, в столице КазССР его встретили неоднозначно. "В Алма-Ате его арестовали за то, что при себе он имел оружие. Он же приехал со своим опытным образцом. Некоторое время его продержали на гауптвахте. Ну, а когда уж разобрались, проводили его в эвакуированный московский авиационный институт", - рассказал Дружаев. В Алма-Ате он изготовил более совершенный образец своего оружия. "Был здесь у нас на стрельбище один. У него был какой-то автомат непонятный, все еще смеялись. Спросили, а кто ты такой? Он сказал: "Калашников я". Потом мы уже о нем все узнали", - рассказал старожил машиностроительного завода имени Кирова в Алма-Ате. В книге "Московский авиационный институт документы, цифры, факты" есть воспоминания конструктора-оружейника Михаила Калашникова: "В институте была создана рабочая группа (в обиходе ее называли "спецгруппа ЦК КП(б) Казахстана), которой поручили заниматься дальнейшей доводкой пистолета-пулемета. В нее вошли старший преподаватель Евгений Петрович Ерусланов и студентов старших курсов, работающих по совместительству в лаборатории кафедры. Молодость, увлеченность делом не просто сблизили, но и сдружили нас. (...) В учебно-производственных мастерских института работали мастера своего дела с большим стажем. Многие из них, знаю, подавали не один рапорт с просьбой отправить на фронт". "Для работы нам выделили небольшое помещение площадью 18 квадратных метров в отдельном саманном домике с отдельным входом и застекленным крыльцом. Крыльцо служило и местом отдыха, там стоял топчан. Мы, по сути, находились на казарменном положении и территорию учебно-производственных мастерских покидали лишь раз в неделю, чтобы сходить в баню". "В процессе отработки образца немало деталей переделывались по нескольку раз (сказывалась неопытность самого конструктора и чрезмерная напористость членов спец-группы). Но никто не упрекал нас в том, что мы бывали торопливы и нетерпеливы. Тактично поправляли, подсказывали. (...) Когда требовалась проверка пистолета-пулемета стрельбой, производили ее по ночам в инструментальном цехе. Для этого в свободном углу цеха ставили вертикально штабель досок, ящик с песком, оружие закрепляли в тисках, а от спускового крючка протягивали веревку в соседнюю комнату. Производили несколько выстрелов. Если после этого требовалась какая-то доводка деталей, то делали ее сами, в тех же тисках. После чего вновь стреляли. И так до утра". После Калашников был переведен в Москву. Аким станции Матай Айна Ахмолданова рассказала, что на тот период у Калашникова в Казахстане осталась жена и сын. "Местные жители рассказывают, что Калашникову запрещали общаться с семьей. Когда сыну было 14 лет, его мать погибла, попав под поезд. И вот только когда сын остался сиротой, Калашникову удалось под конвоем приехать и забрать ребенка", - сказала собеседница. В 2003 году по приглашению Республиканской гвардии РК Калашников приехал в Казахстан. В местных архивах сохранилась информация, что на встрече с матайскими жителями он говорил: "Я жалею о том, что не сохранился первый образец, изобретенный на станции Матай. И вообще жалею о том, что мое изобретение распространилось по всему миру и участвует в гибели людей". Его радушно приняли на станции. "Все жители собрались. Я в честь него стихотворение сочинил, и после того, как начальство выступило, я выступил от имени пенсионеров. Позже это стихотворение переложил на музыку и сделал песню", - рассказал Алекандр Дружаев. - "Добрейшей души человек был. Дал мне свою визитку, храню ее теперь". Во время визита Калашникова в Казахстан с ним встретился заместитель командира воинской части 0112 Республиканской гвардии РК Советхан Жексенбаев. Тогда, по его словам, всех поразило то, как выглядел Калашников. В возрасте 84 лет он был бодр, шутил и с удовольствием рассказывал о своей жизни. "Никто не ожидал, что он таким бодрым будет. Выступал перед людьми по два часа и ни разу не повторялся в своих речах. Рассказывал, что нужно придерживаться правильного питания и режима дня. Сон должен быть не менее семи часов". Для легендарного конструктора была организована даже любимая рыбалка в Матае. "Я во многих местах бывал, везде ездил. Но так, как в Казахстане - меня нигде не встречали", - заявил тогда Калашников. Позже о Михаиле Калашникове казахстанец Мурат Джакибаев снял фильм "Матай - начало легенды". "Я снимал фильм от души. Моя задача была показать то, что автомат Калашников был сделан в Казахстане, и хотелось, чтобы из его уст это прозвучало. "У меня два детища в Казахстане - мой сын и автомат", - так говорил конструктор", - поведал Джакибаев.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также