12 мая 2016 18:49

Ученые обнаружили гены, связанные с успеваемостью в учебе

Фото с сайта gazeta-rybinsk.ru Фото с сайта gazeta-rybinsk.ru

253 ученых провели одно из крупнейших генетических исследований. Специалисты выявили 74 генетических варианта, которые связаны с обучением в школе или вузе. Результаты научной работы были опубликованы в журнале Nature, сообщает NIH.

"Это исследование основывается на нашей предыдущей работе, в которой мы изучили 100 тысяч человек и обнаружили три генетических варианта. Они были связаны с уровнем образования. На этот раз нам удалось выявить гораздо больше генетических вариантов, связанных с уровнем образования. Так как мы расширили количество участников до 300 тысяч человек", - рассказывает автор исследования Даниэль Бенджамин.

Ученые объединили результаты исследований по 64 наборам данных, проведенных в 15 различных странах. В итоге исследователи выявили генетические варианты, связанные с общей суммой лет обучения человека.

Авторы исследования подсчитали, что 74 генетических маркера, которые они обнаружили, определяют лишь 0,43 процента от общего генетического вклада в школьную успеваемость. "То, что отдельные генетические варианты оказывают очень слабый эффект на успеваемость является важным открытием, которое подтверждает выводы нашей предыдущей работы", - отмечают ученые. При этом, упрощение интерпретации результатов до обозначения их как "гены образования" является ложным.

Однако это не умаляет результатов исследования. Сами по себе генетические варианты, по мнению ученых, не могут прогнозировать, какой будет работа человека в школе или вузе, то есть она по-прежнему зависит только от самого ученика.

При этом они все же вносят определенный и важный для понимания вклад. По словам Бенджамина, гены могут влиять не столько на когнитивные способности человека, сколько на его личностные качества, скажем, на упорство и настойчивость. Такие особенности личности, в свою очередь, влияют на количество и качество лет, проведенных за школьной партой.

"На уровень образования совокупно влияют и гены, и окружающая среда. Генетические вариации, которые мы обнаружили, отвечают только за небольшую долю различий между участниками в вопросе обучения", - поясняет Бенджамин.

При этом, "полученные результаты позволяют предположить, что генетическое влияние на уровень образования распространяется на тысячи, если не на миллионы генетических вариантов, большинство из которых пока не выявлены", - говорит Бенджамин.

Кроме того, "крошечные генетические различия, которые мы нашли, в конечном счете, могут помочь ученым понять, почему некоторые люди более подвержены к раннему ухудшению памяти, умственной работоспособности, чем другие", - говорит другой автор научной работы, профессор Института мозга в Квинсленде Петер Виссер.