Передача фонда социального медицинского страхования (ФСМС) из Министерства здравоохранения в подчинение Министерству финансов остаётся одной из самых обсуждаемых тем. Это решение в первую очередь связывают с многочисленными нарушениями, которые выявили во время недавней проверки фонда.
Сколько денег в ФСМС, как они распределяются между частными и госклиниками и сколько казахстанцы платят за здоровье из собственного кармана — в материале TengriHealth.
Сколько денег в здравоохранении?
Министр финансов Мади Такиев на совещании, во время которого стало известно о переходе фонда от Минздрава в Минфин, говорил, что государство всё больше денег тратит на финансирование медорганизаций. В 2026 году на эти цели в ФСМС предусмотрено 2,4 триллиона тенге — на 1 триллион больше, чем в 2020 году, когда система ОСМС только начала работать.
Согласно отчёту главного эксперта Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Бибигуль Омирбаевой, госрасходы на здравоохранение действительно растут.
Цифры, представленные в её отчёте, несколько превышают бюджет ФСМС, поскольку в них учтены административные и финансирование государственных программ, которые не входят в систему ОСМС. Но общая картина понятна: денег в системе действительно становится больше.

Как формируется бюджет фонда медстрахования?
Деньги фонда — это взносы и отчисления государства, работодателей, самих работников, частных предпринимателей, самозанятых.
В 2025 году бюджет ФСМС формировался так:

Порядка 3,5 миллиона человек остаются незастрахованными в ОСМС, то есть ничего в фонд не платят.
Кто платит в фонд больше всех?
Несмотря на то, что льготники, взносы за которых делает государство — самая многочисленная категория, в общую "фсмсовскую копилку" больше всего денег закидывают работодатели и сотрудники компаний.

С 2026 года их вклад станет ещё больше, потому что с 1 января изменился верхний предел дохода, с которого рассчитываются взносы.
Раньше он составлял 10 минимальных заработных плат (МЗП) — 850 тысяч тенге. Сейчас возрос до 40 МЗП для работодателей и до 20 МЗП для сотрудников компаний.
Если до 1 января наёмный работник максимум платил в фонд 17 000 тенге, то теперь 34 000. Работодатель — 102 000 тенге вместо прежних 25 500.
Взносы для государства планируют увеличить с 2027 года.
Сколько клиник работают с фондом?
Сейчас общее количество клиник, которые работают с фондом медстрахования, — 1944. На самом деле в Казахстане их больше, но не все частники хотят сотрудничать с ФСМС.

Сколько клиник и денег в ПМСП?
Отдельно нужно сказать о клиниках, которые оказывают услуги в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Это поликлиники, к которым прикреплены и в которые в первую очередь обращаются пациенты — база любой системы здравоохранения.
К "первичке" всегда больше всего вопросов и претензий. Здесь чаще выявляют злоупотребления.
Когда глава Минфина Мади Такиев докладывает, что врач клиники в Астане за один день "принял" 1 442 пациента, про 768 827 мужчин, которые прошли скрининг на рак шейки матки, и услуги, которые якобы оказывали умершим людям, "приписки", которые регулярно находят пациенты, — это всё про поликлиники.

С каждым годом частных клиник, которые работают в ПМСП, становится всё больше: в 2020 году их было 215, сейчас — 340. При этом количество пациентов, которые захотели прикрепиться именно к частникам, увеличилось с трёх до почти шести миллионов человек.
Сколько денег в ПМСП получают клиники?
Сейчас, как мы уже сказали, в первичном звене медицинской помощи работает практически равное количество государственных и частных клиник: 358 и 340, соответственно.
Но если посмотреть на распределение денег, то государственные поликлиники получают из фонда медстрахования почти в три раза больше средств, чем частные. Они, как правило, крупнее и обслуживают большее количество пациентов. Отсюда и такое соотношение.
Было бы интересно посмотреть, коррелирует ли оно с количеством нарушений, которые выявили во время последней громкой проверки. Это тоже весьма показательно.

Сколько денег на лечение тратят казахстанцы?
При том что растёт бюджет, который выделяют на финансирование здравоохранения, и количество клиник, которые работают в медстраховании, казахстанцы с каждым годом вынуждены отдавать всё больше денег за приёмы врачей, УЗИ, анализы и операции.
Эксперты называют этот показатель "карманными расходами населения на здравоохранение".

В отчёте Бибигуль Омирбаевой, который мы уже упоминали, говорится, что в 2024 году (данных за 2025 год пока нет) казахстанцы потратили почти 1 триллион тенге (!) на покупку лекарств, это 59 процентов от общих карманных расходов на здравоохранение.
Ещё 522 миллиарда тенге на амбулаторное лечение: приём врачей общей практики и узких специалистов, УЗИ, КТ и МРТ, анализы и так далее. И почти 134 миллиарда тенге — на стационарные услуги, то есть на операции.

Лишнее подтверждение, что проблем в медицине предостаточно. Вопрос в том, как именно их будут решать. Передача фонда из Минздрава в Минфин — первый шаг. Важно, что последует за ним.
Читайте также:
Больницы лечат казахстанцев в долг. Правительство задолжало ФСМС сотни миллиардов тенге
ОСМС в Казахстане: главные изменения в медстраховании в 2026 году
Индивидуальные счета в ОСМС: кто платит больше всех и сколько можно накопить
60 миллиардов нарушений, или Как Минздрав оправдывался за провалы в закупке лекарств