В Алматы под угрозой закрытия оказалась инклюзивная школа "Академия педагога", где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью. В причинах разбирались Tengri Education.
В Алматы под угрозой закрытия оказалась инклюзивная школа "Академия педагога", где обучаются дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью. В причинах разбирались Tengri Education.
Как рассказал директор инклюзивной школы Нурым Нургалиев, учреждение три года работало за счёт государственного подушевого финансирования и не брало с родителей ни одного тенге. Однако теперь школе отказали в оплате из бюджета из-за целевого назначения здания: учреждение находится в частном доме, который по документам относится к объектам ИЖС (индивидуальное жилищное строительство — прим.).
По словам Нургалиева, таким образом вопрос упирается не в качество обучения, не в число учеников и не в эффективность проекта, а "в одну бумажку".
"Я отдал школе свой дом"
Школа находится в Наурызбайском районе Алматы, в микрорайоне Шугыла. Как рассказал Нурым Нургалиев, здание, где сегодня учатся дети и работают специалисты, — его личный дом.
"У нас ИЖС. То есть это мой дом личный, который три года назад я дал школе, и благодаря этому школа у нас функционировала благополучно. Мы единственная школа в Алматы, которая не взимает плату с родителей. Точно так же, как и другие свыше 200 государственных школ города. Поэтому я всегда говорю: мы — полугосударственные. Да, у нас нет государственного статуса, но мы общественное объединение. Как и другие государственные школы, мы тоже существуем чисто на государственном обеспечении", — поделился директор.
День рождения — грустный праздник
По словам Нурыма Нургалиева, осенью 2025 года начались изменения правил подачи на госфинансирование по подушевому механизму. Тогда в республике многие частные школы не прошли оцифровку, однако "Академия педагога" прошла и продолжила получать оплату.
В конце прошлого года у директора школы состоялась встреча с руководителями двух министерств, которые якобы пообещали, что до конца этого учебного года финансирование будет поступать, даже если целевое назначение здания не соответствует требованиям.
1 февраля школа отметила трёхлетие. Как сообщил директор, за эти три года они не просто работали, но и расширяли материально-техническую базу.
"За три года мы построили крытый бассейн для особенных детей. Единственный верёвочный парк, крытый в посёлке Кыргауылды, тоже для особенных детей. То есть мы не стояли на месте, мы развивались. Мы показываем, что работаем, эффективно работаем. Все дети к нам идут. Из государственных школ переводятся к нам. Если бы не было эффективности, они не переводились бы", — отмечает наш собеседник.
А на прошлой неделе, когда открылся портал, где школы загружают заявки на оплату за каждый месяц, учреждению отказали в финансировании.
"К сожалению, нам уже отказали, потому что целевое назначение не соответствует школе. У нас ИЖС", — разводит руками Нургалиев.
245 детей, половина — с инвалидностью
Сейчас в школе обучаются 245 детей. По словам директора, у всех особые образовательные потребности, а у половины — инвалидность. Кроме того, значительная часть семей обучающихся относится к социально уязвимым.
"Очень много матерей-одиночек. Есть семьи, где не один ребенок, а несколько детей с инвалидностью", — рассказал Нурым Нургалиев.
Как рассказал директор, более 200 учащихся занимаются индивидуально с логопедами, дефектологами, психологами и другими специалистами. По его словам, это дети, которые в государственных школах учились бы на дому, "в изоляции", по его выражению. А в "Академии педагога" у них есть возможность социализироваться.
"Это самые сложные дети, которые в государственных школах должны обучаться дома в четырёх стенах. А у нас проект называется "Обучение не на дому". То есть мы в два раза увеличили количество часов. Не восемь академических, которые в неделю", — пояснил он.
Нургалиев сообщил, что его сын десять лет учился на дому и он знает, как это влияет на ребёнка.
"Мой ребёнок десять лет обучался на дому. Я знаю, как родитель, что такое обучаться на дому. У нас же дети общаются с другими детьми, они выходят в свет. Идёт социализация ребенка, а не изоляция", — подчеркнул он.
"Я сам отец ребёнка с инвалидностью"
По словам директора школы, он сам воспитывает ребёнка с инвалидностью. Его старшему сыну сейчас 17 лет.
"Мне предлагают родители: давайте, у кого есть возможность, будем платить. Я говорю: нет, у меня принцип такой. Если вы сейчас начнёте платно, значит, они скажут: у вас есть возможность, родители могут платить деньги. Я лучше закрою этот проект", — отрезает Нургалиев.
Три раза отказали
Директор утверждает, что школа пыталась изменить целевое назначение участка, однако трижды получала отказ от управления архитектуры.
"Вопрос только сейчас в целевом назначении, которое мы пытались за три года изменить. Три раза нам отказали в управлении архитектуры. Сначала они сетовали, что на красной линии этот объект находится. В 2025 году, как мы узнали, что красную линию убрали, мы опять подали. Но нам сказали: уже в проекте детальной планировки, в Генплане нет здесь объекта образования, и так далее", — объяснил он.
Директор заявил, что ему даже предлагали "решить" вопрос за деньги, но он отказался.
"Я принципиально не буду этого делать, потому что я же не строю караоке-клуб или что-то ещё. Это школа, тем более для детей с инвалидностью", — сказал Нурым Нургалиев.
По словам директора, в результате проект может перестать существовать из-за формального требования.
"Я не знаю, в чём разница. Эта бумажка есть — нет, но школа не изменится. Здание не изменится. Просто из-за одной бумажки", — считает он.
Во сколько обходится содержание школы
Как рассказал Нурым Нургалиев, один только зарплатный фонд составляет 30 миллионов тенге в месяц. При этом, если учитывать отпускные и пособия, то сумма возрастает до 35 миллионов.
Отдельно школа оплачивает коммунальные услуги, содержание техперсонала, бассейна и иппотерапию, что тоже недёшево.
При этом директор подчеркнул, что, в отличие от государственных школ, которым государство платит за учебники, повышение квалификации педагогов, коммунальные услуги и другие расходы, "Академия педагога" таких доплат не получает.
Нургалиев добавил, что уже отправил сотрудников в отпуск.
"Естественно, я сегодня всех учителей отправил в отпуск, их около 50. Конечно, мне очень больно, но другого варианта нет. У них тоже семьи, у них тоже ипотека есть", — вздыхает директор.
"Здесь дети чувствуют себя как дома"
По словам Нурыма Нугралиева, школа специально сделана небольшой и уютной, чтобы детям было в ней комфортно и они чувствовали себя как дома.
"Для наших детей не нужна большая школа на тысячу мест. Там они просто теряются, появляется страх. А здесь они чувствуют себя как дома. Небольшая школа, уютная, комфортная, но для наших детей — самое то", — уверен он.
Директор заявил, что готов был оплатить в бюджет разницу между ИЖС и социальным объектом.
"Но нет, отдел архитектуры, вот эти связанные с землёй структуры, чиновники, к сожалению, не думали об этом", — сказал Нургалиев.
Он добавил, что дважды поднимал вопрос на встречах с экс-акимом Алматы Ерболатом Досаевым. Но безрезультатно.
"Я лично при Досаеве два раза выступал, просил: поменяйте, пожалуйста, поменяйте", — поделился он.
Что ответили в акимате Алматы
В акимате Алматы сообщили, что частная школа "Академия педагога" ранее действительно финансировалась в рамках государственного образовательного заказа. Однако новое правило требует, чтобы целевое назначение здания соответствовало образовательному объекту.
Как отмечается, это требование закреплено в подпункте 3 пункта 12 "Нового механизма размещения государственного образовательного заказа на среднее образование в частных организациях образования на 2025-2026 учебный год", утверждённого приказом Министра просвещения от 10 февраля 2026 года.
"По результатам анализа, проведённого управлением, установлено, что данная школа размещена в индивидуальном жилом доме, что не соответствует целевому назначению объекта", — говорится в ответе акимата.
В связи с этим в ведомстве заявили, что размещение госзаказа в школе противоречит действующему законодательству.
Ранее мы рассказывали о том, что частные школы и детские сады в Казахстане могут лишиться лицензий и государственного заказа из-за нарушений требований к условиям обучения, безопасности детей и качеству образования. Об этом сообщила министр просвещения Жулдыз Сулейменова.
Показать комментарии