Существует мнение, что наиболее безопасное место в самолете – это хвостовая часть. Именно туда предпочитают бронировать билеты многие путешественники, надеясь повысить свои шансы на выживание в случае аварийной ситуации. Но так ли это на самом деле? Мы поговорили с авиационном экспертом, чтобы разобраться в этом вопросе. Подробности – в материале Tengri Travel.
Абул Кекилбаев – эксперт в гражданской авиации. Он окончил Рижский институт аэронавигации, где получил степень магистра технических наук по специальности "управление транспортными системами", а также завершил Nazarbayev University со степенью MBA.
Работал заместителем гендиректора "Казаэронавигации", советником министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана по транспорту. Участвовал в программе Young Aviation Professional ИКАО. Сейчас Кекилбаев – независимый консультант по модернизации и развитию гражданской авиации. Он объяснил, какие факторы влияют на безопасность пассажиров.
Действительно ли хвостовая часть самолета самое безопасное место
Говоря о безопасности пассажиров, эксперт указал на целую систему мер, которая включает подготовку экипажей, техническое обслуживание самолетов и соблюдение международных стандартов. Несмотря на это, риск все равно существует, особенно при взлете и посадке, когда происходит большинство авиационных происшествий.
По словам эксперта, хвостовая часть действительно считается более безопасной при аварийных ситуациях.
"Хвостовая часть самолета за крылом чаще всего оказывается менее подвержена разрушениям при авариях. Например, при столкновении носовая часть обычно страдает первой. Если вспомнить случай с авиакатастрофой самолета BekAir, выжили все пассажиры, находившиеся за 13-м рядом, потому что основное разрушение пришлось на переднюю часть судна", – ответил специалист на вопрос о том, какие места в салоне считаются наиболее безопасными.
Однако он уточнил, что в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств.
"Если самолет разрушается в воздухе, расположение пассажиров уже не играет роли. Но при жесткой посадке статистика говорит о большей выживаемости тех, кто сидел ближе к хвосту", – обратил внимание Абул Кекилбаев.
Какие факторы влияют на безопасность полетов
Эксперт подчеркнул, что безопасность полетов определяется множеством факторов: техническим состоянием самолета, квалификацией пилотов и инженерного состава, а также конструктивными особенностями воздушного судна. Он отметил, что безопасность пассажиров зависит не только от их места, но и от поведения.
"Пассажиры должны пристегивать ремни безопасности и строго выполнять инструкции. Это значительно повышает шансы на благополучный исход", – обратил внимание специалист.
По мнению эксперта, расположение аварийных выходов также играет роль в спасении пассажиров. Количество и расположение таких выходов рассчитывается на этапе сертификации самолета, чтобы обеспечить быструю эвакуацию при любых обстоятельствах.
Конструкция самолета также влияет на распределение ударной силы при аварии. Например, узлы стыковки фюзеляжа могут становиться местами повышенного риска, но хвостовая часть остается относительно безопасной из-за удаленности от зон максимальной нагрузки.
Кроме того, он подчеркнул, что неправильное распределение пассажиров по салону может повлиять на центровку самолета.
"Центровка критически важна. Экипаж всегда следит за равномерным распределением веса, чтобы избежать риска потери управления", – отметил Абул Кекилбаев.
Могли ли все пассажиры спастись
А если бы все пассажиры из самолета, потерпевшего крушение близ Актау, собрались в хвосте, могли ли они все остаться в живых?
"Если бы их всех собрали по какой-то, ну, невероятной причине в хвостовой части или еще где-то, то экипаж все равно бы их рассадил, потому что нарушилась бы центровка. По этой причине иногда пассажиров выпускают сначала сзади, потом спереди или, наоборот, спереди, потом сзади. Все это для того, чтобы эта центровка не нарушилась", – заключил он.
Напомним, самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку (Азербайджан) в Грозный (Россия), разбился в трех километрах от Актау в 11:30 по местному времени 25 декабря. Пассажирский рейс не смог приземлиться в Грозном из-за сильного тумана, сначала его перенаправили в Махачкалу, а затем в Актау.
Есть несколько версий причины катастрофы. По одной из версий, причиной катастрофы стало столкновение самолета со стаей птиц. Другие СМИ сообщают, что на борту взорвался баллон с кислородом. Embraer потерял рулевое управление и упал, когда лететь до аэропорта Актау оставалось менее 3 минут.
По данным МЧС, на борту находились 67 человек, в том числе 5 членов экипажа:
- 42 гражданина Азербайджана;
- 16 граждан России;
- 6 граждан Казахстана;
- 3 гражданина Кыргызстана.
Авиакомпания Azerbaijan Airlines также опубликовала полный список пассажиров.
По последним данным, среди выживших 29 человек – это граждане Азербайджана, России и Кыргызстана. Вчера вечером пришло подтверждение, что, к сожалению, никто из летевших на борту казахстанцев, не выжил.
Что известно об упавшем самолете Azerbaijan Airlines
Воздушное судно, потерпевшее крушение близ Актау, – это Embraer ERJ-190, двухмоторный реактивный самолет, широко используемый для коротких и средних маршрутов. Самолеты производит бразильская компания. Модель ERJ-190 (E190) рассчитана на перевозку от 96 до 114 пассажиров в зависимости от конфигурации салона. Данные самолеты могут выполнять полеты дальностью до 4500 километров.
Согласно данным Flightaware, воздушное судно вылетело из аэропорта на 11 минут раньше запланированного времени. На высоте крейсерского полета над Каспийским морем самолет подал сигнал "чрезвычайная ситуация" (emergency squawk 7700).
Интервью провела Томирис Шарип