21 октября 2009 | 15:56

Александр Лукашенко строит мост в Европу

19 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о переходе часового завода "Луч" в собственность швейцарской компании Franck Muller. Инвестор пообещал вернуть бренду былую славу. Слова белорусского лидера прозвучали всего через несколько дней после того, как российскому "Сбербанку" было отказано в продаже контрольного пакета "Белпромстройбанка". Эти два события находятся в одной логической цепочке - крен белорусской внешнеэкономической политики в сторону Запада в последние годы набирает силу Тусклый "Луч" Ситуация с "Лучом" и "Белпромстройбанком" на первый взгляд выглядит очередным признаком переориентации внешнеполитического вектора белорусских властей с России на Европу, о которой в последнее время много говорится в экспертном сообществе. Действительно, в последние годы происходит потепление отношений Белоруссии с Европой. В то же время, российско-белорусские связи пережили ряд скандалов, выходящих на уровень первых лиц государства (достаточно вспомнить обвинения, брошенные российскому премьеру Владимиру Путину со стороны Лукашенко) и влияющих на экономические отношения двух стран (так называемый "молочный конфликт"). Однако, даже если внимательно посмотреть на две указанные сделки, то становится очевидно, что "закулисье" здесь совсем иное. Еще в августе, после принятия в Белоруссии декрета "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", фактически вводящего в стране практику приватизации, аналитики отметили, что в частную собственность будут переходить только бесприбыльные компании. Акции же экономически состоятельных предприятий останутся у государства. Завод "Луч" соответствует таким своеобразным критериям белорусской приватизации. Это - предприятие-банкрот, единственным стоящим активом которого являются обширные земельные площади (52 тысячи квадратных метров). Поэтому и продан он дешево. К слову, два года назад произошла похожая сделка. Тогда австрийская ATEC Holding Gmbh также дешево купила убыточный белорусский завод "Мотовело" по выпуску велосипедов и мотоциклов. В то же время, производство на занимающем большую территорию предприятии до сих пор не возобновлено. С другой стороны, "Белпромстройбанк" является четвертым по размеру банком Белоруссии. Стоимость его активов составляет два миллиарда долларов. На кредитах банка "держатся" основные государственные и частные предприятия страны. Кстати, обанкротившимся "Лучом" ни одно российское предприятие не интересовалось. Европа - в приоритете? Развитие отношений с Западом больше выглядит как их нормализация, а не наращивание. Ведь развиваются они с предельно низкого уровня. Еще в 2006 году никакой речи о нормальных отношениях даже идти не могло. Белорусские чиновники, включая Лукашенко, были объявлены персонами нон-грата в странах Европы. Однако, уже спустя 2,5 года после введения запрета, Лукашенко едет в одну из стран Европейского союза - Литву - и предлагает развивать тесные экономические отношения. В преобладающей мере, эта нормализация является вынужденным шагом руководства Белоруссии. Без внешнеэкономических связей сегодня ни одна страна обойтись не может. Белоруссия не является исключением. Как отметил один из экспертов, экономика страны больше потребляет, чем производит. Уже продолжительное время Россия является основным внешнеэкономическим партнером Белоруссии. И способствовали этому не только географическая и культурная близость двух стран. Экономические отношения с Россией были выгодны Белоруссии больше, чем отношения с какой-либо другой страной из-за преференций со стороны восточного соседа. Однако те льготные условия, которые Россия предоставила союзному государству, в последние годы стали сворачиваться. С 2001 года Москва начала поднимать вопрос о том, что льготы выгодны только Белоруссии и являются, по сути, субсидированием Россией соседнего государства. По оценке заместителя декана факультета мировой экономики и политики ГУ - Высшей школы экономики Андрея Суздальцева, Россия безвозвратно вложила в экономику Белоруссии 50 миллиардов долларов в последние 15 лет. Речь идет о дешевом кредитовании, финансово-ресурсных дотациях и льготах. После этого, по оценке экспертов, началось снижение объемов такой "благотворительности". По видимому, именно с этим связано решение Минска резко повысить приток в страну иностранных инвестиций (в уже упомянутом президентском декрете впервые речь идет об уравнивании прав иностранных и местных инвесторов). Таким образом, если выразить суть необходимости для Белоруссии нормализации отношений с Западом - то Минску просто нужна замена российских денег. По словам Лукашенко, страна может без угрозы для безопасности повысить кредитную нагрузку на экономику в три раза. Здесь главная ставка делается на кредиты Международного валютного фонда (МВФ). Фонд прокредитует Белоруссию на 2,5 миллиарда долларов, что сделает его самым крупным кредитором экономики страны. Развитие нормальных отношений с Европой и сотрудничество Белоруссии с МВФ идут рука об руку. Однако фонд выделяет деньги только под определенные политические условия. Речь идет о переходе к более рыночным принципам управления экономикой, включая приватизацию. На ослаблении госрегулирования настаивает и Брюссель, заинтересованный в приватизации белорусских предприятий европейскими инвесторами. Два берега Требования Запада устанавливают серьезный ограничитель перед развитием экономического сотрудничества Белоруссии с Западом (речь здесь идет о Европе, поскольку в США действуют экономические санкции против Минска). Жесткая централизация позволяет Лукашенко контролировать ситуацию в стране, и углубление либерализации экономики неизбежно приведет к размыванию властной вертикали. Так, Лукашенко уже выразил несогласие с требованиями МВФ девальвировать национальную валюту и либерализовать цены Поэтому Россия всегда будет оставаться балансирующей альтернативой во внешнеэкономической политике Минска. Не случайно, 9 октября Лукашенко, находясь на саммите СНГ в Кишиневе, попросил у России еще один кредит. Запад заинтересован, прежде всего, в демократизации, которая неизбежно привела бы к сближению Минска с Европой и отдалению от России. В интересах же последней - если не объединение в единое государство (по видимому, в Москве уже поняли, что при существующем в Белоруссии режиме этого не произойдет), то превращение соседней страны в максимально лояльное государство. Белоруссия всегда была естественным буфером для Москвы и ее роль в безопасности России переоценить трудно. В общем-то не раз это подчеркивал и Лукашенко. Не случайно после довольно длительной паузы Минск присоединился к соглашению о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. То же касается и признания суверенитета Абхазии и Северной Осетии. В то же время, в последнее время белорусский президент стал говорить о том, что страна должна стать своеобразным мостом между Россией и Европой, отойдя от прежней риторики, подчеркивавшей роль западного соседа как базы российской безопасности на западном направлении. Такое балансирование вряд ли связано с экономическим кризисом. По сути, без притока средств извне, белорусская экономика неизбежно окажется в глубоком не только экономическом, но и социальном кризисе. Таким образом, от нормализации отношений с соседями как по восточную, так и по западную сторону белорусской границы, зависит стабильность страны. Единственной альтернативой может быть возвращение к практике безусловного субсидирования Москвой Минска в прежних объемах. Однако в постельцинской России это вряд ли произойдет.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети
19 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о переходе часового завода "Луч" в собственность швейцарской компании Franck Muller. Инвестор пообещал вернуть бренду былую славу. Слова белорусского лидера прозвучали всего через несколько дней после того, как российскому "Сбербанку" было отказано в продаже контрольного пакета "Белпромстройбанка". Эти два события находятся в одной логической цепочке - крен белорусской внешнеэкономической политики в сторону Запада в последние годы набирает силу Тусклый "Луч" Ситуация с "Лучом" и "Белпромстройбанком" на первый взгляд выглядит очередным признаком переориентации внешнеполитического вектора белорусских властей с России на Европу, о которой в последнее время много говорится в экспертном сообществе. Действительно, в последние годы происходит потепление отношений Белоруссии с Европой. В то же время, российско-белорусские связи пережили ряд скандалов, выходящих на уровень первых лиц государства (достаточно вспомнить обвинения, брошенные российскому премьеру Владимиру Путину со стороны Лукашенко) и влияющих на экономические отношения двух стран (так называемый
Реклама
Реклама
"молочный конфликт"). Однако, даже если внимательно посмотреть на две указанные сделки, то становится очевидно, что "закулисье" здесь совсем иное. Еще в августе, после принятия в Белоруссии декрета "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", фактически вводящего в стране практику приватизации, аналитики отметили, что в частную собственность будут переходить только бесприбыльные компании. Акции же экономически состоятельных предприятий останутся у государства. Завод "Луч" соответствует таким своеобразным критериям белорусской приватизации. Это - предприятие-банкрот, единственным стоящим активом которого являются обширные земельные площади (52 тысячи квадратных метров). Поэтому и продан он дешево. К слову, два года назад произошла похожая сделка. Тогда австрийская ATEC Holding Gmbh также дешево купила убыточный белорусский завод "Мотовело" по выпуску велосипедов и мотоциклов. В то же время, производство на занимающем большую территорию предприятии до сих пор не возобновлено. С другой стороны, "Белпромстройбанк" является четвертым по размеру банком Белоруссии. Стоимость его активов составляет два миллиарда долларов. На кредитах банка "держатся" основные государственные и частные предприятия страны. Кстати, обанкротившимся "Лучом" ни одно российское предприятие не интересовалось. Европа - в приоритете? Развитие отношений с Западом больше выглядит как их нормализация, а не наращивание. Ведь развиваются они с предельно низкого уровня. Еще в 2006 году никакой речи о нормальных отношениях даже идти не могло. Белорусские чиновники, включая Лукашенко, были объявлены персонами нон-грата в странах Европы. Однако, уже спустя 2,5 года после введения запрета, Лукашенко едет в одну из стран Европейского союза - Литву - и предлагает развивать тесные экономические отношения. В преобладающей мере, эта нормализация является вынужденным шагом руководства Белоруссии. Без внешнеэкономических связей сегодня ни одна страна обойтись не может. Белоруссия не является исключением. Как отметил один из экспертов, экономика страны больше потребляет, чем производит. Уже продолжительное время Россия является основным внешнеэкономическим партнером Белоруссии. И способствовали этому не только географическая и культурная близость двух стран. Экономические отношения с Россией были выгодны Белоруссии больше, чем отношения с какой-либо другой страной из-за преференций со стороны восточного соседа. Однако те льготные условия, которые Россия предоставила союзному государству, в последние годы стали сворачиваться. С 2001 года Москва начала поднимать вопрос о том, что льготы выгодны только Белоруссии и являются, по сути, субсидированием Россией соседнего государства. По оценке заместителя декана факультета мировой экономики и политики ГУ - Высшей школы экономики Андрея Суздальцева, Россия безвозвратно вложила в экономику Белоруссии 50 миллиардов долларов в последние 15 лет. Речь идет о дешевом кредитовании, финансово-ресурсных дотациях и льготах. После этого, по оценке экспертов, началось снижение объемов такой "благотворительности". По видимому, именно с этим связано решение Минска резко повысить приток в страну иностранных инвестиций (в уже упомянутом президентском декрете впервые речь идет об уравнивании прав иностранных и местных инвесторов). Таким образом, если выразить суть необходимости для Белоруссии нормализации отношений с Западом - то Минску просто нужна замена российских денег. По словам Лукашенко, страна может без угрозы для безопасности повысить кредитную нагрузку на экономику в три раза. Здесь главная ставка делается на кредиты Международного валютного фонда (МВФ). Фонд прокредитует Белоруссию на 2,5 миллиарда долларов, что сделает его самым крупным кредитором экономики страны. Развитие нормальных отношений с Европой и сотрудничество Белоруссии с МВФ идут рука об руку. Однако фонд выделяет деньги только под определенные политические условия. Речь идет о переходе к более рыночным принципам управления экономикой, включая приватизацию. На ослаблении госрегулирования настаивает и Брюссель, заинтересованный в приватизации белорусских предприятий европейскими инвесторами. Два берега Требования Запада устанавливают серьезный ограничитель перед развитием экономического сотрудничества Белоруссии с Западом (речь здесь идет о Европе, поскольку в США действуют экономические санкции против Минска). Жесткая централизация позволяет Лукашенко контролировать ситуацию в стране, и углубление либерализации экономики неизбежно приведет к размыванию властной вертикали. Так, Лукашенко уже выразил несогласие с требованиями МВФ девальвировать национальную валюту и либерализовать цены Поэтому Россия всегда будет оставаться балансирующей альтернативой во внешнеэкономической политике Минска. Не случайно, 9 октября Лукашенко, находясь на саммите СНГ в Кишиневе, попросил у России еще один кредит. Запад заинтересован, прежде всего, в демократизации, которая неизбежно привела бы к сближению Минска с Европой и отдалению от России. В интересах же последней - если не объединение в единое государство (по видимому, в Москве уже поняли, что при существующем в Белоруссии режиме этого не произойдет), то превращение соседней страны в максимально лояльное государство. Белоруссия всегда была естественным буфером для Москвы и ее роль в безопасности России переоценить трудно. В общем-то не раз это подчеркивал и Лукашенко. Не случайно после довольно длительной паузы Минск присоединился к соглашению о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. То же касается и признания суверенитета Абхазии и Северной Осетии. В то же время, в последнее время белорусский президент стал говорить о том, что страна должна стать своеобразным мостом между Россией и Европой, отойдя от прежней риторики, подчеркивавшей роль западного соседа как базы российской безопасности на западном направлении. Такое балансирование вряд ли связано с экономическим кризисом. По сути, без притока средств извне, белорусская экономика неизбежно окажется в глубоком не только экономическом, но и социальном кризисе. Таким образом, от нормализации отношений с соседями как по восточную, так и по западную сторону белорусской границы, зависит стабильность страны. Единственной альтернативой может быть возвращение к практике безусловного субсидирования Москвой Минска в прежних объемах. Однако в постельцинской России это вряд ли произойдет.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная