Дочь жертвы политических репрессий в СССР Кабира Карабалина поделилась с Tengrinews.kz воспоминаниями о родителях и о тяжелых до- и послевоенных годах.
Дочь жертвы политических репрессий в СССР Кабира Карабалина поделилась с Tengrinews.kz воспоминаниями о родителях и о тяжелых до- и послевоенных годах.
Кабира Карабалина
Кабира Карабалина родилась в 1923 году в семье Карабалы, после смерти которого его младший брат Узакбай Кулумбетов с женой Айыш взяли ее вместе с сестрой на воспитание. Узакбай Кулумбетов с 1920-х годов занимал высокопоставленные должности, стоял у истоков образования первой Казахской Республики, а также был председателем ЦИК (Центрального исполнительного комитета) изначально Казакской АССР, затем Казахской ССР.
"Моего отца (Узакбай Кулумбетов удочерил Кабиру. - Прим. автора) можно причислить к рядам таких деятелей, как Турар Рыскулов, Ураз Джандосов, Ныгмет Нурмаков. Он внес вклад в укрепление государственности Казахстана", - сказала Кабира. В 1937 году Кулумбетов, как и многие руководители Казахской ССР, стал жертвой сталинских репрессий. 21 марта 1938 года после восьмимесячных пыток в 47-летнем возрасте он был расстрелян как враг народа.
Тогда, всего за полмесяца, с 25 февраля по 13 марта 1938 года, Военной коллегией Верховного суда Союза ССР были осуждены на расстрел и остальные 650 руководителей Казахской ССР. Однако в 1958 году Узакбай Кулумбетов был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Узакбай Кулумбетов
После ареста мужа Айыш Кулумбетова стала узницей Карлага (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). "Через ад Карлага прошли десятки тысяч сталинских арестантов от мала до велика со всего бывшего СССР. Моя мать была в их числе. Она как жена изменника родины за девять лет в лагере прошла и камеру пыток, карцер и лазареты", - впоминает ее дочь. Айыш приходилось делить камеру не только с политзаключенными, некоторых из которых она вспоминала теплыми словами на протяжении всей последующей жизни, но и с отпетыми уголовниками.
Кабира вспоминает, как Айыш подвергалась жестоким испытаниям в лагере. "В лагере ее постоянно называли врагом народа. Отобрали все вещи. Сильно избивали. Ее сажали в карцер на несколько дней без пищи и воды, подвешивали за руки к потолку и пытали, чтобы она все-таки признала себя и своего мужа врагами народа. Айыш много раз попадала в лазарет, где царила антисанитария, вши", - поделилась Кабира. У здешних узников выдирали золотые зубы изо рта и вырывали волосы, чтобы получить хоть какую-то нужную информацию.
Айыш и Узакбай Кулумбетовы
Люди, попавшие в лагерь, пребывали в диком страхе и долгое время не желали осознавать реальность. Были и те, кто так и не свыкся с жизнью в новых условиях и быстро "высыхал", они проводили в лагере несколько месяцев и умирали. Умирали и от голода, и от непосильного труда. "У моей матери было сильно подорвано здоровье. После ежедневных изнурительных работ на поле люди возвращались в холодные помещения, иногда даже за полночь. Там были жуткие условия и многие не выдерживали этот холод и голод. Но Карлаг не сломил мою маму. Она выжила, в 1946 году ее реабилитировали, и она смогла вернуться к своим детям", - поделилась воспоминаниями Кабира. После возвращения из лагеря ее мать Айыш очень редко рассказывала про весь ужас, который она испытала за девять лет в Карлаге.
Карлаг был открыт 19 декабря 1931 года и просуществовал до 1959 года
Неохотно историю своей семьи рассказывает и сама Кабира. Она лишь упоминает о страшном голоде. Бывало, приходилось есть даже крыс. "Голодали... За весь день удавалось положить в рот только несколько зерен пшеницы. Уснуть на голодный желудок было невозможно", - с грустью вспомнила собеседница.
После ареста родителей Кабира вместе с братьями Бостаном и Маратом жила в детдоме. После школы она семь раз поступала в КазГУ на педагогический факультет, но каждый раз ее отчисляли как дочь врага народа. "В Алматы детям врагов народа жилось очень сложно. В конце концов я закончила заочное отделение в КазГУ и в 1941 году уехала в Талдыкорганскую область в поселок Аксу. Там устроилась в местную школу преподавателем химии, в которой позже стала директором", - поделилась Карабалина.
Кабира Карабалина со своим братом Болатом около могилы матери Айыш
Сейчас Кабире Карабалиной 91 год, она уже много лет живет в Алматы со своими детьми, внуками и правнуками. Спустя многие годы Кабира вместе с родственниками остальных заключенных сама посетила бывшую территорию Карлага, увидела, в каких условиях жила ее мать.