Недавно в Астане одномоментно провели две операции - по удалению опухоли мозга и кесарево сечение. 28-летняя мама и малыш уже выписаны и направились домой, в Шымкент. Многие читатели задавались вопросом о том, кто проводил эту уникальную операцию. Но, как рассказали в Национальном центре материнства и детства, такие процедуры для медицины в целом и для казахстанской в частности не в новинку. Акушеры центра совместно с коллегами ежедневно сталкиваются с самыми разными случаями патологии при беременности и в режиме нон-стоп пытаются спасти жизни мам и малышей.
Недавно в Астане одномоментно провели две операции - по удалению опухоли мозга и кесарево сечение. 28-летняя мама и малыш уже выписаны и направились домой, в Шымкент. Многие читатели задавались вопросом о том, кто проводил эту уникальную операцию. Но, как рассказали в Национальном центре материнства и детства, такие процедуры для медицины в целом и для казахстанской в частности не в новинку. Акушеры центра совместно с коллегами ежедневно сталкиваются с самыми разными случаями патологии при беременности и в режиме нон-стоп пытаются спасти жизни мам и малышей.
В беседе с Tengrinews.kz врачи рассказали несколько историй, дали советы беременным, а также назвали идеальный, по мнению медиков, возраст женщины для рождения детей.
Гульнара Толеухановна Мустафинова, заведующая отделением анестезиологии и реанимации акушерского блока Национального научного центра материнства и детства, вспоминая об этой операции, рассказывает, что пациентка была доставлена из Шымкента в Астану с помощью санавиации.
"Она уже не могла глотать, хуже ей становилось. Когда забеременела, сначала почувствовала, что одна сторона начала отниматься, рука-нога, и тогда пришла к акушеру-гинекологу, сделали МРТ и обнаружили опухоль", - объясняет врач.
Операцию по удалению опухоли мозга проводили нейрохирурги Национального центра нейрохирургии. Также присутствовали и акушеры, среди которых был и Берик Узакбаевич Примбетов, заведующий отделом женского здоровья Национального научного центра материнства и детства.
"Пациентка была доставлена к нам в центр по санавиации из Шымкента. Мы сразу пригласили нейрохирургов и провели совместный консилиум, на котором было решено, учитывая тяжелое состояние пациентки, провести сначала нейрохирургическую операцию по удалению опухоли головного мозга. И тогда же было решено, что окончательное решение о том, будет ли пролонгироваться беременность или родоразрешаться, станет известно после дообследования в нейрохирургии. (...) Перед началом проведения операции мы поставили монитор, чтобы наблюдать за состоянием плода. Планировали, что только в экстренном порядке будем делать кесарево сечение. Срок - 34 недели. Операцию на головном мозге проводил профессор Акшулаков. Она прошла довольно удачно, оказалось, что это доброкачественная опухоль, и врачи без проблем ее удалили. Но к концу операции стало отмечаться ухудшение сердцебиения плода, поэтому мы стали сразу готовиться к операции кесарева сечения. Как операция на головном мозге закончилась, мы начали свою, она также прошла успешно", - отмечает собеседник.
После новорожденный малыш был переведен в отделение неонатологии центра материнства и детства.
Медики говорят, что особенность казахстанских мам и в целом женщин постсоветского пространства - в самопожертвенности. К примеру, не редки случаи, когда поступают роженицы на проведение уже пятого кесарева сечения подряд.
"Женщины, которым нельзя беременеть по медицинским показателям, вот они бы прислушивались к советам врачей. Сейчас есть и суррогатное материнство, усыновление. Но у нас женщины идут: я должна все равно родить. Вот, к примеру, абсолютное противопоказание - комплекс Эйзенменгера (врожденный порок сердца) - иностранные врачи, приезжая к нам, удивляются, что женщины с таким диагнозом могут беременеть. Они удивляются, почему женщины не несут ответственности за свое здоровье. Это у нас только на постсоветском пространстве такая жертвенность - все хотят быть мамами, вот она вышла замуж, хочет родить ребенка. Это понятно, конечно. Но ответственность за свое здоровье должны нести. Когда есть возможность пролонгировать беременность, мы, конечно, этим пользуемся", - поясняет врач Мустафинова.
Самопожертвенны казахстанские женщины и при родах. Зачастую, забывая о собственной боли, начинают беспокоиться о близких.
"Был случай с партнерскими родами. Женщина была обезболена, мы делали эпидуральную анестезию. Муж говорит: буду присутствовать на родах. (...) Но тут в процессе ему плохо стало, а она про себя забыла и начала говорить: спасите его, спасите. Мы ей в ответ: да лежи уже, уже головка ребенка появилась. Вот такие они, наши роженицы", - вспоминает врач.
Поводом для переживания врачей становятся и сезонные простуды беременных. "Еще один бич - каждый год осенью много случаев пневмонии беременных. Поэтому советуем беременным - не нужно ходить там, где скопление народа. Зачем беременной идти в кинотеатр? Да, конечно, нужны эмоции, но сейчас же сезон ОРВИ. Поэтому в осенний период меньше в общественных местах бывать. Вот зачем беременная женщина на сроке 36 недель устраивает шоппинг?" - задается вопросом врач-акушер.
Буквально на прошлой неделе из Атырау санавиация доставила женщину с вирусно-бактериальной пневмонией.
"Женщина сама дышать не может и уходит на аппарат искусственной вентиляции легких. Беременность - 26 недель. Мы ее вылечили, сняли с аппарата. Семь дней находилась на аппарате искусственной вентиляции легких, при этом ребенок не страдал, сейчас женщина здорова. Будем донашивать беременность до положенного срока", - делится врач Гульнара Мустафинова.
По ее словам, у пациентки в 40 лет - первая беременность.
"Когда после медикаментозного сна пришла в сознание, смотрит на меня, и я говорю ей: все хорошо у тебя, ребенок в порядке. Она такая счастливая, во рту трубка, а она свой живот трогает. Думала, что беременность убрали. Теперь ходит, гладит живот. И папа сразу прилетел, переживал", - отмечает акушер-гинеколог.
По мнению медиков, для рождения первого ребенка оптимальным для женщины считается возраст 25-28 лет, и для второго - 30-33 года. Но сейчас меняются и стандарты, и подход к материнству. Врачи говорят, что казахстанки стали более продвинутыми в вопросах будущего материнства.
"Много женщин, которые рожают на более позднем сроке. Если раньше в 27 лет был даже такой диагноз - первородящая старшего возраста, а такой диагноз - это уже 50 процентов плановое кесарево сечение. То сейчас в 38-40 лет стараемся, чтобы женщина сама родила именно первого ребенка. Сейчас технологии родоразрешения меняются", - поясняет Мустафинова.
В практике врачей был случай, когда женщина родила первенца в 49 лет. "Взрослая роженица, в 49 лет первородящая, было плановое кесарево сечение, все нормально прошло. Ребенок здоровый, мама в порядке. Но мы объясняем, что после 40 лет есть риск появления у ребенка генетических нарушений", - говорит Примбетов.
Самой молодой пациенткой центра была 15-летняя роженица.
"Ранние роды - большой риск. Сама роженица морально не готова. Даже в 18, 20 лет еще не готовы к материнству, они еще боятся. Когда рожают в 24, 25 - это уже осознанное материнство, больше слушаются и понимают. Считается, что организм готов с 18, но вопрос же в психологической готовности женщины к материнству", - объясняет Мустафинова.
Не без грусти вспоминают и о случаях, когда врачи уже бессильны помочь.
"Если честно, каждый раз радуемся рождению детей. Но мы же врачи, все, что от нас зависит, мы делаем. Бывают и печальные случаи, когда мы бессильны. Уже кома, кровоизлияние, была своя патология - сосуды лопнули на фоне нормального давления. Привезли, родоразрешили, кесарево сечение, ребеночек хороший, дала жизнь малышу. Экстремальных ситуаций очень много. (...) Женщин на аппарате пока везешь по санавиации, сядешь в самолет - аппарат, у женщины давление поднимается, падает. Психо-эмоциональное состояние - это бремя, чтобы довезти пациентку. Возвращаешься в Астану - уже ни есть, ни пить не можешь. Но потом, когда видишь счастливые глаза матери, обо всем забываешь", - говорят врачи.
Говоря о работе сотрудников Центра материнства и детства, нельзя не упомянуть ту самоотверженность, которую они проявляют в отношении находящихся здесь детей, часто недоношенных. Как выхаживают самых крохотных казахстанцев, читайте здесь.
Асемгуль Касенова