В мажилисе я часто видел одну и ту же картину: спикер перед началом заседания зачитывал список депутатов, которые накануне отпраздновали свои дни рождения. После каждой фамилии мажилисмены аплодировали. Иногда список был очень длинным, председатель палаты никого не забывал, по всей видимости, для него была очень важна эта порой утомительная процедура. А после заседаний я нередко слышал доносившийся из депутатской столовой запах, знакомый, пожалуй, каждому коллективу. Ну, когда один из его членов "проставляется" перед коллегами. Такая вот добрая традиция. Вообще в мажилисе парламента много светлых обычаев.
Например, депутаты играют в футбол. Товарищеские матчи приурочены к разным датам. Одной из самых необычных мне показалось "50-летие призыва молодежи на строительство казахстанской Магнитки". Да какая, впрочем, разница…радоваться надо - кому-то из депутатов уже за 70, а они участвуют в матчах и даже обыгрывают соперников. Или вот еще одна традиция - субботники. За пять лет депутаты мажилиса четвертого созыва собственноручно высадили на Левобережье Астаны около полутора тысяч саженцев миндаля, рябины, яблони, дуба, ясеня, сосны, тополя, ивы, клена и вязей. Может, оттого мажилисмены относятся с трепетом к природе и городскому облику. Так, Айгуль Соловьева просила генерального прокурора остановить массовую вырубку деревьев в Алматы. "Страшно представить себе лысую Алмату, которая из зеленого оазиса и особой ее прелести превратится в подобие не самого лучшего варианта индустриального города, остекленного и железобетонного", - заявляла депутат. У ее коллеги Виктора Киянского в это время душа болела за новые сооружения Астаны. Мажилисмен писал министру внутренних дел об "актах архитектурного вандализма". "Гранитные ограждения и мраморные перила лестниц на набережной буквально в двухстах метрах от Верховного суда между первым и вторым мостом через Есиль вновь разграблены. И это при том, что на обоих берегах в пределах прямой видимости находятся постоянные полицейские посты", - негодовал мажилисмен.
Что касается депутатских запросов вообще, то я заметил: мажилисменов очень беспокоит нравственность казахстанского общества. Много говорили о борьбе с пьянством и даже не раз просили запретить продавать спиртное по выходным и праздникам; о воспитании молодежи, в частности, советовали, какое кино в Казахстане не нужно снимать, бранили казахских девушек, которые выкладывают в Интернете свои непристойные фотографии. Но больше всего мне интересны были запросы об исторических личностях, памятных датах или священных местах. Иногда казалось, что депутаты очень торопятся запечатлеть тот или иной исторический факт, будто боятся кого-то или чего-то.
"Если мы все оставим без внимания, дух великого Абылай хана нам этого не простит", - обращался к премьер-министру депутат Курмангали Уали. Он просил главу правительства дать поручение организовать масштабное празднование 300-летия Абылай хана. Рауан Шаекин просил премьер-министра помочь поставить памятник выдающемуся казахскому акыну, композитору и певцу Мади Бапиұлы в Карагандинской области, называя его великим сыном казахского народа. А такие слова говорил депутат Амангельды Момышев, требуя увековечить имя Турара Рыскулова: "Наступила эпоха свободы и светлого разума. Нам хочется, чтобы потомки знали историю своего народа, чтили память невинно погибших предков, следовали их заветам: жили в мире, согласии, трудились честно, благородно во имя добра и света на родной казахской земле". При этом запросы депутатов о видных деятелях иногда напоминали лекции. Страсть депутатов к истории была заметна и в многочисленных поездках по регионам. "Мажилисмены вернулись из рабочей поездки по Южно-Казахстанской области. Группа депутатов сначала посетила мавзолей "Ибрагим ата"…", - начиналось одно из сообщений пресс-службы палаты парламента.
А депутат Камал Бурханов, чтобы защитить исторические места, даже был готов идти против индустриализации Казахстана: "Международный автодорожный транзитный коридор "Западная Европа - Западный Китай", проходящий по территории Казахстана, в значительной своей части повторяет направление, а зачастую совпадает с трассами Великого Шелкового пути. Вышеуказанные направления транзитного коридора будут проходить через территории Юго-Восточного, Южного и Западного Казахстана, богато представленными такими памятниками мемориально-культового зодчества, как мавзолеи, мечети, кулпытас, археологические объекты - городища, караван-сараи, курганы. Главная трасса будет проходить непосредственно по руинам древнего города Сыганак - бывшей столицы первого казахского национального государства Акорда. Не случайно резиденция Президента носит имя Акорда, а рядом с ним проходит проспект Сыганак, объединивший в исторической ретроспективе эти священные для каждого казаха названия".
Депутаты с трепетом относятся к искусству и ко всем, кто с ним связан. В разное время они просили, чтобы правительство снизило пенсионный возраст артистам казахстанского балета. "Балет - это особый вид искусства, который не допускает выхода на сцену старого артиста. Ни о какой переквалификации речи быть не может, так как физические и моральные их силы исчерпываются", - говорил один депутат. "Вся трудовая деятельность артистов балета связана с огромными физическими нагрузками. За красотой и изяществом скрываются многочасовые ежедневные занятия у станка. И все это ради зрителя и огромной любви к искусству", - отмечал другой. Под этим запросом подписались 24 парламентария. Депутаты преисполнены культурой и духовностью. Одно из заседаний, помнится, они начали с минуты молчания в память о писателе Чингизе Айтматове. Мажилисмен Нуртай Сабильянов однажды в Лондоне даже удостоился медали имени Королевы Виктории - "за благотворительную и общественную деятельность, которая характеризуется высокой степенью внедрения социальных программ и возрождением национальных традиций". Духовность просто зашкаливает.
Как-то известный шоумен Ларри Кинг сказал, что журналистам приходится сегодня больше рассказывать о войне, убийствах, смерти. Мол, было бы очень здорово, если бы ничего такого не происходило, тогда СМИ больше говорили бы о духовности, открытиях в медицине и прочем. В связи с последними событиями в Казахстане вряд ли в ближайшее время мне представиться возможность писать на такие безобидные темы, как культура депутатов мажилиса.
Ренат Ташкинбаев