ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
14 марта 2018 | 12:50

"Это наша проблема, что мы не принимаем инакость": зрители о дефиле особых детей

ПОДЕЛИТЬСЯ

Страх, жалость, желание отвести глаза, непонимание того, как себя вести, - набор чувств, который часто испытывают люди по отношению к тем, кто имеет инвалидность. Даже если это ребенок. Замечательно, если вас не посещают эти мысли. Вероятно, в вашей семье или ближайшем окружении есть человек с особыми потребностями, вы с ним много общались и понимаете, что угрозы он не несет, жалость ему не нужна и с ним можно общаться. Общество, которое принимает, уважает и ценит людей с особенными потребностями, да и вообще всех, кто имеет отличия от большинства, называется инклюзивным.


Иконка комментария блок соц сети

Страх, жалость, желание отвести глаза, непонимание того, как себя вести, - набор чувств, который часто испытывают люди по отношению к тем, кто имеет инвалидность. Даже если это ребенок. Замечательно, если вас не посещают эти мысли. Вероятно, в вашей семье или ближайшем окружении есть человек с особыми потребностями, вы с ним много общались и понимаете, что угрозы он не несет, жалость ему не нужна и с ним можно общаться. Общество, которое принимает, уважает и ценит людей с особенными потребностями, да и вообще всех, кто имеет отличия от большинства, называется инклюзивным.

На днях в Алматы состоялся общественный проект, направленный на создание инклюзивного общества в Казахстане, - модное дефиле с участием особых детей и подростков. Одежду и аксессуары для показа "Снежная королева" предоставили казахстанские дизайнеры и бутики одежды.

Tengrinews.kz записал монологи зрителей показа мод. Эти люди не являются организаторами мероприятия, но воскресным утром посчитали важным и нужным посетить его. Мы задали им всего один вопрос: "Почему?"

Эльмира Карманова, социальный предприниматель, мама обычных детей:

"Для человека непосвященного все очень просто: на импровизированный подиум вышли особые дети, прошли по прямой линии и ушли переодеваться. Я, как волонтер и организатор мероприятий, вижу, какой труд детей, педагогов и родителей стоит за этим часовым представлением. Думаю, что подготовка к мероприятию шла несколько месяцев.

В пол были вмонтированы световые дорожки, чтобы задать направление движения участникам дефиле. Педагоги учили детей не бояться новой обстановки: света, музыки, видеоряда на экране за их спинами, множества зрителей в зале. Во время дефиле один малыш увлекся вспышкой камеры и не хотел уходить: сотрудница центра продефилировала к нему, мягко взяла за руку и увела его за кулисы. То, как он спокойно отвлекся и ушел, это тоже большое достижение. Или как Алина танцевала фламенко - она попадала в такт, в ее танце была энергия. Для ребенка с ограниченными возможностями - это невероятное достижение. Конечно, в этом есть большой вклад и их родителей. Спасибо им за их ежедневный труд.

Я считаю, что подобные показы очень важны для развития инклюзии в Казахстане. Они показывают, что особые дети - самые обычные дети. Да, им требуется больше внимания, заботы, контроля даже в самых простых делах. Но что касается общения - они всегда будут рады вам. Вы видели, как "солнечные дети" бегут обниматься при встрече? В нашем обществе считается, что если у тебя родился ребенок с физиологическими или ментальными нарушениями, то значит, что с тобой что-то не так: ты пил, курил, вел аморальный образ жизни. Алматы и Астана более продвинутые в этом вопросе, ближе к инклюзии остального мира, чем регионы. Меня шокирует, что на юге Казахстана до сих пор есть села, где детей с различными диагнозами прячут, не выпускают из дома, когда приходят гости - накрывают им стол отдельно…

Причем этот стыд за своих детей появился совсем недавно. Я спрашивала у своих старших родственников: люди с инвалидностью в казахских семьях были всегда, часто они не получали образование, но никто не стыдился, не прятал их. У меня была история: я сняла фанвидео на песню Freedom американского певца Фаррелла Уильямса. В видео были кадры с детьми с синдромом Дауна. Некоторые из посмотревших, а это мои близкие знакомые и родственники, попросили удалить эти кадры, ссылаясь на то, что это некрасиво. Это обычный пример того, как наше общество не готово к интеграции.

На церемонии "Оскара" неделю назад актриса Френсис МакДорманд, получая награду за "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", говорила про inclusion rider. Это условие в контракте подразумевает гендерное равенство 50/50 для актерского состава и съемочной группы. Она говорила несколько в ином контексте - с точки зрения на права женщин. Но я думаю, что inclusion rider должен появиться повсеместно для детей и людей с особенностями развития.

Разия Хасанова, режиссер-постановщик танцевальных спектаклей:

Я пришла на модное дефиле с участием "солнечных детей", потому что это то, что касается женщин. Я по-настоящему, искренне считаю, что от нас зависит многое. Важно, чтобы девочек воспитывали в направлении, что такой ребенок - это не наказание и не стыд, это просто ребенок. Тогда они, наверное, не будут их бросать и прятать. Они будут понимать, что вот так судьба повернулась, но их вины нет. Никто не говорит, что это легко - это очень нелегко. Я могу только со-чувствовать, со-участвовать, со-переживать. Я пришла, чтобы показать: "Я готова поддерживать".

Дети на показе были волшебными. Мне понравилась их непосредственность. Проблема только в нас, во взрослых. Нам кажется: "Ой, бедный…" Ничего подобного. Они потрясающие, яркие, смешные, эмоциональные. Это наша проблема, что мы не принимаем инакость. Любое отличие от нас нам кажется отступлением от нормы. Это наша проблема, а не их. С ними все в порядке.

Я сейчас сама вынашиваю идею театрального инклюзивного проекта, подыскиваю материал. Я пока не знаю, что это может быть. Я не хочу, чтобы это были "сопли в сахаре", нытье и призыв к жалости. Я хочу, чтобы нам самих себя стало жалко рядом с ними. Чтобы мы понимали, что на самом деле свет есть везде.

Саида Таукелеева, юрист, ресторанный критик, блогер:

Я пришла, потому что не могу пропускать мероприятия, где участвуют особенные детки. В казахстанском социуме такой большой дефицит эмоций - люди очень сдержанно выражают простые человеческие эмоции к своему окружению.

А эти дети настолько естественные и настоящие - мимо пройти невозможно! Если им хочется радоваться - они радуются. Что-то не нравится - показывают. Живут без ненужных масок. Они на подиуме вошли в раж, двигаясь под музыку на фоне яркого видеоряда. Они подмигивали зрителям, которые танцевали вместе с ними. Они зарядили всех гостей показа своей солнечной, потрясающей энергией. Мне кажется, что ни одна терапия или встреча с коучем не даст столько положительных эмоций. Ты просто подойди к ребенку, он тебя обнимет - ты растаешь. Их не просто так "солнечными детьми" называют. Мы сами - инвалиды, потому что отводим глаза, стесняемся заговорить, идти рядом с таким человеком. Таких мероприятий должно быть больше. Нашему социуму надо показывать, что эти дети такие же, как мы.

Я 11 лет живу в Грузии. Там более теплое отношение к людям с особенными потребностями, нет безучастных людей. Человек на инвалидной коляске сам не перейдет дорогу: машина остановится, водитель выйдет, поможет ему. Также могу сравнивать с США. Я видела работающих людей с синдромом Дауна повсюду: один парень помогал паковать покупки в супермаркете, другой обслуживал в кофейне, а еще одна девушка работала в магазине одежды. Они такие же сотрудники, как и все. И благодаря этому они могут себя финансово обеспечить. Мне так хотелось сфотографироваться с ними или снять на видео, чтобы показать здесь, как может быть. Но я понимала, что там так не принято: они - равные со всеми.

Фото Азиза Заирова

Фото: Батыржан Сейдомар и Азиз Заиров

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.68   522.66   4.79 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети