1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

"Хоум-поскуливание". Девушка из Актобе ведет в США блог о домашнем образовании

Интересная и полезная статья ✅ "Хоум-поскуливание". Девушка из Актобе ведет в США блог о домашнем образовании ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Фото:instagram.com/olga_reinholdt

"Хоум-поскуливание" - так ласково называет бывшая гражданка Казахстана, а сейчас американка Ольга Райнхолдт домашнее обучение своего сына. 7-летний Миша учится дома с 2019 года. Дом находится в городе Апекс, штат Северная Каролина.

Ольга вместе с сыном и мужем переехала в США в 2014 году. В США женщина прошла обучение на коуча и сейчас консультирует онлайн. В интервью Tengrinews.kz Ольга Райнхолдт рассказала, какие приемы из коучинга помогают ее сыну обучаться без напряжения, как им удается всей семьей постоянно работать и учиться из дома и почему игра в LEGO так же важна, как и основные уроки.

 

Почему мы ушли из школы?

Для меня обучение дома – это не идеологическое решение, так сложились обстоятельства: мы приняли решение, что для нашего сына так будет лучше. Раньше я считала, что ребенку надо идти в школу, а задача родителей -  корректировать ее возможное негативное влияние. С 5 лет Миша посещал киндергарден – год подготовки до поступления в первый класс. 

В этот год было несколько тревожных звоночков. Во-первых, при мне директор очень жестко отчитала сына за шалость в школьном автобусе. На мой взгляд, это было проявление психологического насилия. Мы написали заявление о запрете общаться им тет-а-тет, также по нашему требованию она извинилась. Во-вторых, через 3 месяца после начала обучения сын позвал одноклассников на свой день рождения в игровую комнату. Я увидела, что они с начала обучения не научились друг с другом общаться, вернее, даже так: они научены друг с другом не играть.

Мы забрали ребенка из школы после нервного энуреза. Мы побывали на приеме у невролога, но рекомендованные препараты были слишком сильные – я не стала их давать. В США, если ребенок более активен, чем сверстники, ему ставят диагноз и начинают лечить, химически менять поведение. Оруэлловский ужас. Мы разговаривали с сыном, выяснилось, что в школе у него очень высокая нервная нагрузка. Оказывается, было очень много событий, про которые он не говорил. Ребенок в этом возрасте просто не знал, что об этом надо рассказывать.

Кроме того, я увидела, что американская система образования построена на приспособленчестве, чтобы всем было удобно, развитие интеллекта тут не во главе угла. В американских школах равняются на самого слабого в классе, боятся, что дети почувствуют дискриминацию в свою сторону. В итоге эмоциональная нагрузка невероятно высокая, а интеллектуальная нагрузка неадекватно низкая. Должно быть наоборот.

Вообще, сейчас такое время, когда мы не можем надеяться на школу. Мы на самом деле давно уже на нее не можем надеяться, но сейчас это стало очень очевидно. Эта лошадь сдохла, ее нужно с честью похоронить и искать альтернативы.

"Давно я не писала на тему #хоум_поскуливание

А меж тем Миша мне на днях сообщил, что читать книги - его любимое занятие. Ну после программирования, конечно.

Прибежал с выпученными глазами и страстно выложил мне свое свежее открытие:

“Когда читаешь книгу, у тебя в голове как будто появляется телевизор. Твой собственный. И самое крутое: ты можешь в этом телевизоре делать все, что хочешь!"

Из записей Ольги Райнхолдт в Facebook

 

Как мы начали домашнее обучение?

Я решила переходить на домашнее обучение в прошлые летние каникулы. Покупала книги, нашла первых онлайн-репетиторов, сама начала проводить занятия по некоторым предметам. Я не перегружаю Мишу, у нас нет задачи занять его на все то время, которое он проводил бы в школе. Я понимаю, что основное время в классе отводится на организацию детей, нам же это не нужно.

Больше всего времени Миша уделяет программированию. Причем в основном делает это сам. С учителями по расписанию он занимается программированием, русским, а также игрой на барабанах. Сыну очень нравится тяжелый рок. Я пыталась отдать его на вокал в интересную музыкальную школу - там учат через рок, а не через классику. Но ему не зашло. Зато я заметила, что он стучит по всем доступным поверхностям – коленям, столам, стенам, ритм у него хороший. Мы поставили барабанную установку в гараже и наняли ему онлайн-учителя. Также у Миши предусмотрено много времени на игры. Например, он часто строит много из LEGO. Я считаю это таким же важным, как и основные уроки.

Я очень большой упор делаю на самостоятельности. То есть домашнее обучение – это не значит, что я сижу у него над душой постоянно. Он во многом сам решает,  что он делает, сколько он делает. Мы обсуждаем, что он там узнал, говорим, зачем  ему это делать, оцениваем, что и сколько он делал, как провел день, оцениваем, как он ощущает себя после дня,  когда он занимался вот этим и этим.  Ребенок учится постоянно. Сам. Главное – создать ему условия для этого.

У нас также есть активности вне дома – стрельба из лука, бассейн и бойскауты. Стрельба дается Мише очень тяжело: у него были срывы, он плакал и не хотел ходить. Он когда сравнивает себя с 14-15-летними занимающимися, то, конечно, выходит не в его пользу. Однако учитель говорит, что у него естественная посадка, склонность заниматься именно стрельбой. 

На примере стрельбы мы обсуждаем разные возникающие ситуации. "Ты устал – отдохни. Не доводи себя до того, что ты устал настолько, что тебе  кажется, что ты ненавидишь занятия. На самом деле просто твое тело устало".  Мы прямо фиксировали в сознании связь между "Да, было тяжело" и "Сейчас классно, что ты достиг вот этого". Именно благодаря стрельбе из лука у Миши развилось осознание, что интересно не только то, что дается легко. А и то, что дается тяжело, это тоже интересно. И оно дает свой особенный кайф. 

Примерно этим же я занимаюсь и со своими клиентами.

Как мы проверяем уровень знаний? Мы скачиваем школьные тесты по Мишиному возрасту и иногда проходим их, чтобы знать тот минимум, от которого не надо отставать. Также он многие предметы и дисциплины выбирает исходя из своих интересов. Например, сейчас он очень увлекается анатомией, которой вообще нет в школьной программе. 

Он любит сам отслеживать свой прогресс. В этом нам помог кружок скаутов. Там есть свои уровни, задачи. И он пристально самостоятельно следит, чтобы все выполнить по нормативу. 

Когда начался карантин, то Миша, как экстравертный товарищ, очень страдал, что у него нет возможности играть с детьми, ходить в фитнес-клуб и прочие активности. Тут у нас тоже состоялся разговор: мы можем либо страдать, либо можем научиться получать удовольствие от чтения книг и других домашних занятий. Фактически мы учились искать плюсы в минусах. Его очень зацепила мысль, что можно быть счастливым вне зависимости от внешних обстоятельств. Если любимые игровые площадки закрыты, то можно получить свое веселье из книг. Так ты будешь более независимым, более сильной личностью, чем тот, кто просто сидит и страдает от закрытия площадок.

Кстати, Миша сова, ему тяжело было просыпаться в 7 утра для похода в школу. Сейчас он встает сам, без будильника, в 8-9 утра. Встает, как выспится. Я считаю это важным фактором для здоровья нервной системы – во сне троится ткань нервных соединений. Сам делает утреннюю зарядку.  Спать ложится в то же время, что и мы, - в 11-12 вечера. Я вижу, что на здоровье ребенка такой режим влияет положительно.

"Мама, я не креативен", - ревет Миша. 

"Как ты это определил?"

"Я не могу ничего придумать сам из "Лего". 

А, понятно. Смотрел видео про то, как придумывать из "Лего" всякое, и там, конечно, "креатив" упоминалось всуе через слово. 

"А почему ты решил, что быть креативным так уж важно?" 

Задумался. Хотя это был не вопрос: я-то понимаю, почему он так решил. Потому что в каждой видеоразвивашке талдычут про этот самый креатив. 

Кстати, не только детям. Креатив возвели в очередную религию. Всем и повсюду вдруг приспичило быть креативными, работа должна быть креативная, думать надо креативно... 

Вот знаете, я по природе креативная. И скажу я вам, проклятья в этом больше, чем благословения. Ибо креативность - это сиамский близнец внутреннего разгильдяя. Когда 70% жизни тратится на то, чтобы собрать себя в кучу и наладить хрупкий мир с существующими системами, так себе получается производительность. 

О чем я Мише и рассказала. 

"Ты построил ракету из конструктора с возрастным ограничением 14+. Ты сам научился программировать в Scratch и учишься Unity, к которому обычно до 10 лет не подходят. Знаешь почему? Потому что, в отличие от большинства детей, ты можешь долго и нудно следовать инструкции и разбираться, пока не поймешь. Креативные так не могут. А ты можешь, именно потому что ты НЕ креативный. Ты структурный технарь. И это - огромный талант. На фига тебе с ним креативность?" 

"Значит, хорошо не быть креативным?" - удивился Миша. 

"Хорошо быть собой, развивать то, что есть у тебя, и не верить чужим представлениям о прекрасном". 

Ребенок просиял. 

Возраст такой - даже дома успевают набраться тараканов, только стереги со своим дихлофосом осознанности, ей богу.

Из записей Ольги Райнхолдт в Facebook

 

Как устроена жизнь родителей?

И я, и муж работаем дома. От моего дохода наш уровень жизни принципиально не зависит. Я могу сокращать свой объем работы. Я знала, что такая возможность у меня есть. Но по итогам года не скажу, что сделала сильно меньше, чем годом ранее. 

Я работаю онлайн с 2012 года – у меня всегда было свое рабочее место, свой кабинет, это святое. А вот у Миши в старом доме своего отдельного рабочего места не было. Он занимался в зале, там был постоянный бардак, но 3 месяца мы героически продержались таким образом. А когда уже переезжали в новый дом, в другой штат, то и дом выбирали, чтобы комната была, и переоборудовали так, чтобы в доме было три рабочих места. 

Сколько времени я провожу с ребенком – я не знаю. Я морально всегда вместе с ним, мы всегда в поле друг друга. Но при этом физически он занят своим,  я занята своим. Например, сейчас во время интервью, так же как и во время консультации, в мой кабинет закрыта дверь, висит табличка "Не беспокоить". Это не значит, что мама отказалась от Миши, это значит, что мама сейчас занята. Точно так же он на время урока, общения с другом или просто когда хочет побыть один, может закрыть дверь в свою комнату. Это те границы, которые мы всей семьей приняли и согласовали.

Чтобы смочь закрыть дверь в кабинет на время работы, я и муж привили сыну навык самому справляться с простыми жизненными ситуациями в быту: есть, пить, найти что-то из вещей. Если что-то из ряда вон выходящее – всегда можно постучать в дверь. Порезался, кровоточишь? Стучи. Скучно, не знаешь чем заняться – сам можешь справиться.

 "Иногда думаешь, что человек не прав, но потом оказывается, что он просто знает больше, чем ты" (с) Миша, 6 лет

 

 

Что из коучинга я применила на своем сыне?

Когда у Миши начался нервный энурез, то я научила его приемам прикладной медитации. Ее принцип в том, чтобы почувствовать все свои состояния на уровне тела, пронаблюдать их на уровне тела. Конечно, не в той форме, как я делала бы со взрослыми, но все же мы делали. Мы говорили о том, как себя ощущает, что чувствует. Также через коучинговые вопросы мы искали его страхи – потихоньку начали приходить воспоминания о том, что его беспокоило. За несколько вечеров таких упражнений и разговоров энурез прекратился и больше не возвращался без каких-либо медикаментов.

Я и сама медитирую каждый день. Я считаю, что человеку бывает важно побыть без внешних стимулов. Даже если мы дома одни, то это не значит, что мы получаем то одиночество, которое нам нужно. Навык отключаться от приема внешних стимулов, какое-то время находиться самому с собой очень важен для каждого человека. 15-30 минут в день позволяют отдохнуть так же качественно, как если бы вы отдыхали целый день.

Конечно, с домашним обучением сына изменилась и моя жизнь. Раньше я на несколько часов отвозила его в школу, сейчас он постоянно дома. Я очень много думала о том, почему родителей напрягает, что дети постоянно дома, что семьи вынужденно находятся все вместе. Я и у себя отчасти это отслеживала. Я поняла: если меня напрягает постоянное нахождение в одном пространстве с ребенком, то в наших родительско-детских отношениях есть какая-то системная ошибка.

Думаю, что напряжение создают нерешенные конфликты. Когда я не умела их решать, то все отношения у меня проваливались. Сейчас же все в порядке. Что изменилось? Я поняла, что с подводной лодки никуда не денешься. И не надо пытаться куда-то деваться, надо разобраться. Мне очень полегчало, когда я поняла, что семья как подводная лодка: ты либо страдаешь, либо разбираешься. Для выявления и решения конфликтов я использовала осознанность к себе, знания о психологии поведения людей, наблюдения, анализ, медитации.

Я замечаю, что у многих современных родителей есть некий чек-лист действий, выполнив который они считают себя хорошими родителями. Отвезти-привезти в школу, записать на кружок и секцию и так далее. Я считаю, что такие чек-листы – это подмена понятий. На самом деле в воспитании детей не существует никакого списка. Ребенка нужно в первую очередь научить понимать себя, привить любовь к обучению, развить в нем эмоциональный интеллект и критическое мышление. А также научить, как функционирует его организм и мир, а также видеть причину и следствие.

Что значит "хорошая мать" в моем понимании? Та, которая видит в ребенке прежде всего самостоятельную уникальную личность и делает все возможное, чтобы создать условия для реализации этой личности в жизни. Важно уметь отличать, что на самом деле нужно ребенку, а где за счет ребенка мы пытаемся свои потребности удовлетворять. И, отследив это, перестать проецировать свои потребности на ребенка, а прорабатывать их должным образом. Начинать надо с собственной самооценки, чтобы и у ребенка была здоровая самооценка. Вообще, семья – это такой полигон, который заставляет нас работать с собой. Очень мало кто думает, что надо поработать над собой как-то, а не над ребенком. Воспитание ребенка начинается с работы родителей над собой.

Ольга Пастухова