Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
12 октября 2021 13:00

Жумагазиев: От избранных акимов сел зависит будущее политических реформ

ПОДЕЛИТЬСЯ

Сегодня секретарь партии ADAL Эльдар Жумагазиев расскажет о промежуточных итогах своей работы.


Сегодня секретарь партии ADAL Эльдар Жумагазиев расскажет о промежуточных итогах своей работы.

Напомним, впервые в истории Казахстана летом 2021 года прошли выборы акимов сел, в которых приняли участие 6 политических партий страны. ADAL выиграла в 15 сельских округах, и это третий результат среди партий, позади остались парламентские "Ак жол" и НПК. В первой декаде августа новоизбранные акимы приступили к своим обязанностям. Что удалось сделать за этот период? Реально ли выполнить предвыборные обещания? Об этом рассказал лидер "справедливых".

- Эльдар Тынышбаевич, политические реформы, инициированные Главой государства, позволили вам, как политическому институту, обрести реальную власть, обыграв 2 парламентские партии. 15 сел в масштабах страны, возможно, и немного, но для пробы пера вполне себе площадка. Как вам "шапка Мономаха", не давит? Как сложно оправдать доверие людей?

- В одном сельском округе несколько сел, как правило, и 15 сельских округов, это 34 села. Да, согласен с вами, количество населенных пунктов небольшое. Но для нас важнее то, что благодаря политическим реформам Президента страны Касым-Жомарта Кемелевича Токаева мы сейчас можем легитимно управлять небольшими территориями страны. Появилась реальная конкуренция, конкуренция идей и подходов между политическими структурами. И это самое главное и важное достижение для меня и для моих соратников. Наш принцип простой: критикуешь - предлагай и ДЕЛАЙ! Раньше было полное доминирование одной партии, это была историческая необходимость. А сейчас 6 партий, через которые любой гражданин страны может легитимно внести свою лепту в строительство лучшего будущего. Считаю, что тренд Главой государства задан верный, и это только начало сложного, но очень важного пути.

В первую очередь мы создали "проектный офис" партии и начали с обучения новоиспеченных акимов, поскольку у всех разный опыт, возраст, взгляды. Есть среди них и бывшие акимы, которые искренне возмущались, что их раньше так не загружали работой, но со временем притерлись. Сейчас они все понимают, что принадлежность партии - не формальность. У них постепенно формируется поведенческая модель акима от ADAL. Так что никаких иллюзий нет. Мы все воспринимаем это как аванс, выданный нам народом, и постараемся его оправдать.

- Иллюзий нет - это уже хорошо. Что ж, время покажет. В вашей предвыборной программе есть проект "Село - источник дохода", название которого я нахожу несколько противоречивым. Сейчас в стране, к сожалению, мы наблюдаем большой отток населения из сел в города в поисках лучшей доли, в итоге села постепенно вымирают. А вы утверждаете обратное. Не является ли это своего рода популизмом?

- Это был ключевой месседж, который мы хотели донести до избирателей во время выборов: "Село - источник дохода". Сейчас мы разрабатываем 15 экономических программ развития для каждого сельского округа под этим названием.

Если судить объективно, то по состоянию на начало 2021 года численность сельского населения составила 40,9 процента от всего населения страны, снизившись с 47 процентов в 2017 году. Тренд очевиден, происходит устойчивый отток населения. При этом оставшиеся 7,72 миллиона сельских жителей доминируют в производстве продуктов сельского хозяйства.

Это подтверждается данными в системе ИЖС, где по факту 70 процентов всего поголовья КРС, 75 процентов всего МРС и примерно 63 процента всех лошадей сконцентрировано в личных подворьях. Это ответ на ваш вопрос. Теперь задача - создать условия для большей популяции животных. А это кормозаготовка, пастбища, селекционная работа, сбыт.

Для точного определения ситуации в селах ADAL проводит скрининг, или подворовой опрос домашних хозяйств и субъектов бизнеса. Из 15 сельских округов анкетирование завершено в 10. Это новый функционал для акимов сел, поэтому времени потребовалось чуть больше, чем мы планировали. Первое, что мы выявили, - это несоответствие статистических данных реальной ситуации. Цифры по многим параметрам не сходятся. К примеру, количество жителей по итогам скрининга в одном из сельских округов получилось меньше на 463 человека.

Опрос ведется по 330 различным показателям, где видны все социально-экономические характеристики домашних хозяйств, что дает общий баланс спроса и потребления самих населенных пунктов.

Почему важно разработать конкретную подушевую программу повышения доходов для жителей села именно сейчас?

На начало 2021 года из 8,8 миллиона занятых регулярные пенсионные взносы производят всего 4,4 миллиона человек.

Остальные 4 миллиона человек, занятые в малом бизнесе и самозанятые, не могут рассчитывать на достойную пенсию в будущем. 90 процентов из этого числа - это жители сел. Почему же люди не делают социальные отчисления? Ответ прост: у них низкие доходы, а это основной признак необходимости повышения трудовых навыков.

Поэтому ключевым элементом программы мы видим бесплатное обучение необходимым навыкам жителей сел. В 10-12 из 15 сельских округов планируем открыть учебные центры, где будем обучать жителей сел технологиям растениеводства и животноводства. При учебных центрах создадим теплицы под разные культуры и откормочные площадки на 4-6 голов КРС мясной и молочной пород, где сельчане будут проходить практику.

Почему это важно? Скрининг Тенизского округа Атырауской области показал, что урожайность в приграничных территориях Российской Федерации в 21 раз выше по одним и тем же культурам, чем у наших мелких сельхозпроизводителей и ЛПХ. Здесь же мы и создадим первый учебный центр. Но подобная ситуация наблюдается практически везде.

Дальше при необходимости откроем цеха по промывке, калибровке и упаковке продукции растениеводства, чтобы придать товарный вид и соответствовать требованиям торговых сетей. И конечная цель - полки магазинов и торговых сетей, куда мы хотим дойти с продукцией ЛПХ и мелких фермеров. Все вышеописанное реально осуществить только при условии обеспечения твердого сбыта. Для этого необходимо пересмотреть деятельность социально-предпринимательских корпораций (СПК), наделив их функциями региональных финансовых институтов и операторов цепочки сбыта "от поля до прилавка", и внести соответствующие изменения в более чем 19 НПА. К слову, работу по внесению необходимых поправок мы уже начали совместно с Мажилисом Парламента.

Для чего я все это подробно рассказываю? Как мы видим по итогам скрининга, средний доход семьи из пяти человек составляет 93 650 тенге в месяц. Кроме этого, 47 процентов жителей села имеют кредиты, которые, в сравнении с 2019 годом, выросли с 998 тысяч тенге до 1,5 миллиона тенге в 2021 году.

Еще одной причиной бедности на селе является снижение поголовья скота. Отдать скот на убой и оплатить учебу детей - это довольно распространенная статья расходов для сельчан. Это я описываю ситуацию в одном из сел, а похожих - тысячи. Если сейчас не вмешаться, то, боюсь, через 2 года население ликвидирует оставшееся количество скота и всем селом станет потенциальными получателями АСП. Поэтому мы и поставили простую и понятную цель для себя и наших акимов сел - создать рабочие места и поднять уровень доходов жителей сел до 150-200 тысяч тенге в месяц как минимум.

- К сожалению, вы описали довольно неприглядную картину. Почему сложилась столь удручающая ситуация в селах? Акимы на местах плохо работают или государственные программы не всегда эффективны? Между тем деньги ведь выделяются из бюджета на развитие сел, и акимы всегда бодро отчитываются об успехах. Как думаете, в чем причина всех этих проблем на селе?

- На мой взгляд, есть ощущение девальвации власти на местах. Уходит когорта эффективных управленцев, новые не приходят, предпочитая зачастую корпоративный сектор либо бизнес-структуры. В итоге на государственной службе остаются те, кто в реальном секторе неконкурентен.

Приведу пример: падеж скота в Мангистауской и Кызылординской областях. Невозможно было получить адекватную информацию из акиматов. Вскрылись годами копившиеся проблемы учета животных. Были попытки скрыть истинные масштабы бедствия.

К сожалению, чиновники не вникают глубоко в проблемы, не всегда заинтересованы в их открытом обсуждении. У них индикатив один: чтобы ответ удовлетворил его начальство, и коммуникации тоже выстраиваются с вышестоящим начальством.

Это ключевая проблема системы государственной службы: судьба акима села зависит от акима района, и так по иерархии. Поэтому чиновник не "смотрит под ноги", его карьера не зависит от жителей его административного округа, территории, не они его назначали. Политические реформы Токаева должны в корне изменить сложившуюся ситуацию. Впервые оценку работе акимов сел будут давать сами жители. И это очень важное достижение в преддверии 30-летия независимости республики.

Сегодня более трети жалоб и заявлений от граждан страны начинаются с обращения к двум главным адресатам - Елбасы и Президенту. Это показатель низкого доверия к местной исполнительной власти. Хотя у каждой проблемы в нашей стране есть конкретный ответчик, это 2 400 акимов сел. Чтобы решить эти перекосы, необходимо разработать правильную поведенческую модель, регламенты для акимов всех уровней, обучить по единым стандартам и далее осуществлять мониторинг их деятельности.

Так что сегодня судьба дальнейших политических реформ Главы государства зависит от эффективности работы избранных акимов сел. Население должно почувствовать разницу, иначе это будет откат назад.

- Спасибо, Эльдар Тынышбаевич, за обстоятельный разговор. Надеюсь, у вас получится изменить к лучшему жизнь людей на селе. Удачи и всего наилучшего вам!

Материал предоставлен партией ADAL
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 444.22   490.7   4.76 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети