1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Какие нужны объяснения, если человек хочет учиться? Истории студентов старше 50

Интересная и полезная статья ✅ Какие нужны объяснения, если человек хочет учиться? Истории студентов старше 50 ⚡ Читайте онлайн публикации на актуальные темы на интернет-портале Tengrinews.kz.

Несколько месяцев назад вышло интервью казахстанского режиссера, клипмейкера Айсултана Сеитова российскому журналисту Юрию Дудю. Там есть примечательный диалог, когда журналист узнает, что 45-летняя мама Айсултана сейчас - студентка магистратуры в зарубежном вузе и живет в общежитии.

- А как она это объяснила? Что в 45 лет она пошла учиться...

Реклама
Реклама

- А какие нужны объяснения, если человек хочет учиться?

Корреспондент Tengrinews.kz 31-летняя Ольга Пастухова сама только недавно была студенткой. Вместе с ней второе высшее получали люди старше 50 лет. Вдохновившись мамой Айсултана и своими однокурсниками, журналист нашла троих человек, получивших дипломы о высшем образовании в возрасте 56, 61 и 66 лет. И расспросила, как они решились стать студентами, с какими сложностями столкнулись и как теперь используют эти знания. Вашему вниманию - истории предпринимателя Калимы, токаря Александра Попова  и экс-ректора вуза Куляш Болсанбек.

 

Для меня это третье высшее образование. Первый диплом по специальности "товароведение промышленных товаров" я получила в 23 года. Товароведение умерло вместе с СССР, сразу же пришлось переучиваться. Второй диплом - по финансам, он мне был нужен для работы - я получила в 33 года. Учиться на психолога я пошла в 55 лет, скорее - для самореализации.

Раньше у меня не было возможности прислушиваться к моим "хочу": когда мне было 27 лет - умерла мама, мне надо было поднимать всех братьев и сестер, всю нашу большую и дружную семью.

Именно поэтому свою семью я создала поздно. Сейчас моему сыну 19 лет, он мыслит очень креативно и порой дает очень дельные советы. Глядя на него, я понимала, что очень отстала, чтобы понимать его, читала много современной литературы и смотрела фильмы, которые смотрит он. Я стала студенткой в 2017 году, когда сын перешел в 11-й класс. Я понимала, что он скоро станет студентом, возможно, уедет в другую страну, и у меня освободится много времени.

У меня был свой бизнес, но в 2015 году я продала его. Думала, что буду отдыхать, наслаждаться жизнью, но мне стало скучно. Я занималась йогой, танцами, силовыми, чтобы оставаться молодой и красивой, но не было самореализации. Оглядываясь по сторонам, я понимала, что мы живем в век прогресса, стремительных скоростей и надо догонять его. Тогда я задумалась: "А что я умею делать хорошо?" Ответ был: "Помогать людям". Поэтому я выбрала психологию. Мне всегда говорили, что после разговора со мной становится легче, что мои слова помогают людям, и я решила, что пойду учиться и буду делать это профессионально.

У меня было много страхов. Я сначала поступила на заочное, но первая сессия показала мне, как много всего я не знаю и не умею. Мне казалось, что я все забыла, что память меня подводит, что у меня ничего не получается. И я перевелась на дистанционное. Но и здесь был мандраж. Я решила взять себя в руки и задала себе вопрос: "Чем же эти молодые люди отличаются от меня?" Только тем, что живут в другое время: они умеют свободно мыслить, они более смелые, более креативные. Мы росли, когда все было нельзя - вокруг одни запреты. Я Водолей, сейчас век Водолея - я думаю, что моя молодая душа помогла мне перестроиться и продолжить учиться дальше. Сейчас могу сказать точно: во время обучения я посмелела. Также были чисто технические проблемы.

Я почти не умела пользоваться компьютером. А тут - рефераты, презентации, майнд-мэпы. Но в процессе я научилась, стала асом.

Мне дистанционно было учиться гораздо легче, потому что я не сидела перед преподавателем, не краснела, а могла спокойно искать в интернете, читать, изучать. Вообще интернет - удивительное дело. Раньше, чтобы найти нужную информацию, мы перелопачивали библиотеку, читали целые тома. А сейчас можно найти - кликнув. Сегодня гораздо легче учиться, чем раньше, даже печатать не надо, перетащил, распечатал. Сегодня только лентяй не может учиться.

Я думаю, что в процессе учебы мной двигал и мне помогал мой легкий характер. А еще любовь к жизни. Я эту жизнь обожаю, причем обожаю красивую жизнь. Сейчас я хочу продолжить обучение по одной из специализаций, чтобы эффективно помогать людям.

 

Я окончил педагогический институт в 2008 году, когда мне был 61 год. Первое образование у меня техническое, я токарь. До перестройки кем только я не работал. А с 1990-х работал учителем в деревенской школе, которая находится в поселке Аралтобе Балхашского района Алматинской области. Всего посвятил сфере образования 16 лет: преподавал валеологию, рисование, черчение, физкультуру.

Без диплома о высшем образовании зарплата была меньше, поэтому я решил повысить зарплату и поменять профиль. Я получил диплом учителя географии и инструктора по туризму. И в новом качестве проработал в той же школе 1,5 года - до самой пенсии.

В этот момент начали сокращать пенсионеров. Меня увольнять не собирались, я сам ушел. Я нисколько не жалею о своем решении.

После я еще работал на станции юных туристов в Иссыке - водил в походы племянника, сыновей, дочку и многих других детей. Сейчас уже просто пенсионер -  живу в Алматы и  приобщаю к горам и туризму внуков.

Получается, что в вуз поступил в 57 лет. Учился на заочном (существовало в Казахстане до января 2019 года - прим. авт.) в течение четырех лет. Мне все давалось легко, многое было знакомо еще со станции юных туристов. С компьютером никаких проблем не было: в деревне у меня первого появился и компьютер, и современный диапроектор. Мне нравились грамотные преподаватели, с высоким уровнем образования - они меня направили на путь истинный. Никаких сложностей не было, я со всеми находил общий язык - и с преподавателями, и с однокурсниками. И сейчас нахожу со всеми.

Я думаю, что мне все легко дается, потому что я люблю движение и активность. Вот и весь секрет.

Я активно пользуюсь соцсетями, у меня много реальных и виртуальных друзей, я люблю общение. А также спорт и горы. Я атлет, бегал марафоны в Москве, велосипедист, ездил из Ташкента в Алматы, водник, горник, был в Гималаях, на Хан-Тенгри как гид водил иностранцев. Я знаком со многим казахстанскими альпинистами - Казбеком Валиевым, который первым из Казахстана побывал на Эвересте, Юрием Моисеевым, Юрием Голодовым и другими. Я и сейчас хожу в горы - 6 июля поднимался на пик Нурсултан, там проходила Альпиниада.

 

Сейчас мне 72 года. Я поступила на второе высшее психологическое образование в 66 лет, училась заочно, через два года получила диплом с отличием. Последние 20 лет я читала бакалаврам курсы "Экология" и "Экология и устойчивое развитие", благодаря которым я и пришла к психологии. 

По базовому образованию я химик, преподаю этот предмет в вузе, имею ученую степень кандидата химических наук. Когда в 1998 году в планы вузов ввели "Экологию", то из-за нехватки педагогов-экологов дисциплину отдавали читать биологам и химикам. При подготовке к лекциям мне посчастливилось прочесть отличный учебник - "Экология" доктора экономических наук Т. Акимовой и доктора биологических наук В. Хаскина. Под впечатлением от этой книги я разработала авторский курс "Духовно-нравственное развитие как определяющий фактор выживания и процветания систем", сейчас в учебном плане он называется "Устойчивое развитие личности". 

Этот курс позволяет студентам все полученные в школе и вузе знания сложить в голове в одну карту мира. На мой взгляд, духовно-нравственное развитие - определяющий фактор выживания и процветания систем.

В настоящее время духовное развитие чаще всего рассматривается через призму социально-гуманитарных наук. Я объясняю духовное развитие с позиции экоцентрического подхода, сочетающего знания математики, физики, химии, биологии.

Человек - часть природы и самый ее неравновесный элемент. Все законы гармонии, работающие для природы, работают и для человека. Курс ломает стереотипы студентов о здоровье, счастье, благополучии. Если каждая клеточка человека находится не в антагонизме, а в содружестве с нашей ДНК-программой, то человек будет здоров. Любая болезнь - это не приговор. Это знак, чтобы человек провел инвентаризацию своего внутреннего состояния и восстановил баланс. 

Мой курс всегда начинается с нескольких психологических тестов - на межличностные отношения, ценностные ориентации, позитив-негатив, "шкалу счастья". Пройдя их, студенты получают косвенную оценку своего уровня духовного развития.

И всегда у меня студенты спрашивали: "А вы психолог?" Нет, психологом я тогда не была...

Я восемь лет была ректором Технико-экономической академии кино и телевидения (ТЭАКТ), которая в 2010 году слилась с другим вузом. Когда я отошла от административных дел, то решила поступать на психолога, чтобы углубить свои знания в этой сфере. Я одновременно и преподавала, и училась в этом вузе.

Став студенткой, каких-либо сложностей я не испытала. Сложности были у моих педагогов. Узнав, что профессор Болсанбек придет к ним на занятия - а я посещала все лекции и семинары, они готовились с утроенной силой.

Частенько бывало, что не они мне новые книги рекомендовали, а я им. Конечно, благодаря им я много нового узнала, мне нравилось, что меня не ограничивали в выборе тем при подготовке докладов и иных работ. Диплом я писала на основе данных моих студентов, собранных за многие годы преподавания. Я сделала выборку, провела математическую обработку, выявив корреляции между экологизацией сознания и межличностными отношениями. Преподаватели восхитились результатом!

Один минус современного образования я прочувствовала на собственном опыте. Это оценка знаний на основе тестов. Я сдавала их на пятерки, но мне не хватало общения с педагогом. Технология тестирования - не самый оптимальный метод проверки получения знаний, она появилась в США как инструмент для оценки знаний не носителей языка, тех, кому трудно объясняться на английском языке. А сегодня ее применяют повсеместно.

Ольга Пастухова