"Один в поле воин" - Народная марсианская пословица
"Один в поле воин" - Народная марсианская пословица
Рецепт подобных фильмов прост - нужно поставить главного героя в сложные условия и позволить зрителю наблюдать, как тот будет выживать, проявляя свои лучшие качества. Эта формула, как и рецепты всевозможных блюд, передается от поколения к поколению. Во-первых, потому что формула подтвердила свою эффективность, во-вторых, как следствие - она приносит неплохой доход.
Изюминкой этих киноблюд могут стать громкие имена на афишах или излюбленная зрителем тематика. К примеру, марсианская. Еще одно немаловажное условие - проблемы у главного героя должны расти в геометрической прогрессии, иначе зритель слишком рано начнет верить в хэппи-энд. Кстати говоря, в некоторых случаях киношную шарманку можно прокрутить в обратную сторону и получить на выходе что-то вроде фильма "В погоне за счастьем". Тоже работает.
Взявшись за экранизацию свежего романа, Ридли Скотт как представитель клуба заслуженных и общепризнанных деятелей Голливуда не стал ломать шаблон, к созданию которого он и сам был причастен. При строгом соблюдении рецепта его фильм "Марсианин" получился вполне вкусным. Не фуа-гра, конечно, но и не сэндвич с бумажной колбасой. Фильм отлично смотрится под попкорн и кока-колу. Если проводить аналогии, то в этом плане к "Амели", например, хорошим аккомпанементом стали бы бри и бургундское, а к "Грузу 200" - граненый стакан водки натощак.
Что касается марсианской тематики, то ее пора выделить в отдельный жанр. Красная планета всегда завораживала умы фантастов. Тенденция сохраняется даже после того, как "Интерстеллар" улетел за пределы галактики, а лейтенант Рипли разгромила колонию чужих в десятках световых лет от Земли. Но фантастов и ученых привлекает не сам Марс, а поиски жизни на нем. По закону жанра жизнь на Марсе - это враждебные инопланетяне. В новом фильме Скотта ситуация иная - жизни на Марсе нет, и в этом заключена основная угроза для космонавта Марка Уотни, по воле судьбы оказавшегося единственным живым организмом на планете.
Самым близким сравнением для "Марсианина" является "Изгой" Роберта Земекиса. Можно сказать, что у современного Робинзона в ленте 2000 года условия были намного лучше - воздуха, воды и еды на его острове было предостаточно, да и доставка грузов FedEx в его случае в какой-то мере сработала. Но шансы героев этих фильмов уравнивает тот факт, что "марсианин" Уотни (Мэтт Дэймон) - ученый-ботаник. Более того, это подготовленный специалист с устойчивой психикой и рациональным мышлением, именно таких и берут в космонавты. Тон всему фильму задает одна из цитат Уотни: "Марс будет в ужасе от моих способностей".
Существует мнение, что одна из миссий Голливуда - создание благоприятного образа гражданина США. Ходят слухи, что Спилберг снял "Спасение рядового Райана" по заказу Госдепа. Следуя этим принципам, астронавт в фильме Скотта оказывается не только отличным ботаником, но и неплохим химиком, физиком, электриком и программистом. Это, к слову, создает основу для самой интересной части фильма. Той, в которой инопланетный Беар Гриллс не просто ищет протеин на Марсе, но и пытается сам его вырастить. Конечно, фильм можно отнести к жанру научной фантастики, но с натяжкой. Он не вызовет жарких споров среди ученых, как тот же "Интерстеллар". Лезть в Интернет, чтобы узнать состав грунта на Марсе и выяснить, можно ли в нем вырастить картофель, совсем не обязательно. Это, напомним, развлекательное, "попкорновое" кино. Ради этого создатели добавили в него немного юмора. А в ситуациях, когда проблем намного больше, чем перспектив, юмор жизненно необходим. Примерно такой же прием был использован в "Армагеддоне". Однако в фильме Майкла Бэя присутствовала полноценная драма, основанная на трех столпах - любви, взаимоотношениях отцов и детей, идее о спасении человечества. Добавив к этому хороший саундтрек от Aerosmith, Бэй получил прослезившихся зрителей, кассу в полмиллиарда долларов и четыре номинации на премию "Оскар". Более утонченная драма, подкрепленная хорошей игрой Мэттью МакКонахи, была и в "Интерстелларе".
Зрителям, желающим пережить катарсис, лучше не тешить себя надеждами относительно "Марсианина" - драма в нем есть, но она довольно невнятно раскрыта. Герой борется за свою жизнь, но чем она ценна для других, в фильме не рассказывается. У него нет глобальной миссии, более того, для его возвращения прикладываются неимоверные усилия - как человеческие, так и финансовые. Все ведет к тому, что вторая по значимости истина, которую вложили в фильм создатели, звучит так: NASA своих не бросает.
Возможно, дело в Мэтте Дэймоне. Он хороший и добротный актер, но сопереживать ему в полной мере не получается. Нужно полагать, что это особенности харизмы. К примеру, Эдриану Броуди в этой роли сочувствовали бы гораздо больше. Но в образе, который создал Дэймон, есть и плюсы, которые украшают эпизоды, посвященные методам выживания на Марсе. К примеру, именно такой человек с нагловатым выражением лица может публично послать NASA во время первого контакта с Землей. Такой человек может ненавидеть попсу 80-х годов больше, чем суровый инопланетный климат.
Съемки и спецэффекты в "Марсианине" достойные, но они не будоражат воображение. Инопланетные пейзажи довольно редко открываются перед зрителем в панораме. Видимо, Марс на самом деле выглядит довольно прозаично, и отличить поверхность планеты от любой земной пустыни достаточно сложно. Например, в фильме пейзажи очень напоминают прерии из дизельпанка "Безумный Макс". Тем не менее кино получилось в меру зрелищным. Это чувство меры в картине прослеживается во всем, Скотт в принципе не любит выходить за рамки. "Марсианин" в достаточной мере драма, фантастика и комедия. Ну и в достаточной мере хороший фильм.
В заключение можно сказать спасибо переводчикам, которые не стали изгаляться над названием фильма в угоду большей привлекательности. Ведь по сути астронавт Уотни не был гостем на другой планете - он стал самым настоящим марсианином.
Дмитрий Хегай