С 1 апреля этого года казахстанские бизнесмены, продающие обувь, будут обязаны предоставлять покупателю маркированный товар (с уникальным кодом). Напомним предысторию этого вопроса. Соглашение о маркировке товаров в странах Евразийского экономического союза было ратифицировано в марте 2019 года.
С 1 апреля этого года казахстанские бизнесмены, продающие обувь, будут обязаны предоставлять покупателю маркированный товар (с уникальным кодом). Напомним предысторию этого вопроса. Соглашение о маркировке товаров в странах Евразийского экономического союза было ратифицировано в марте 2019 года.
Инициаторы нововведения уверяют, что главная цель - минимизировать серый оборот, то есть предоставить потребителям гарантию, что товар легален. Однако тут есть и обратная сторона медали. Корреспондент Tengrinews.kz записала мнения продавцов, руководителя объединения по защите прав потребителей, а также позицию Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
Фото:elements.envato.com
"Нас стараются столкнуть лбами с отечественными производителями обуви"
Нурболат Тилеуов занимается продажей обуви три года. Товар для предпринимателя изготавливают в Турции. Это профилактическая обувь с анатомической стелькой, которая принимает и запоминает форму стопы ребенка.
Про маркировку он впервые услышал в мае 2021 года. Стал изучать, что это такое, несет ли пользу для бизнеса и для покупателей. Пришел к выводу, что нововведение нецелесообразно.
"Нам говорили, что маркировка поможет "обелить" бизнес и обнаружит предпринимателей, которые не платят налоги. Но налогообложение находится в зоне ответственности КГД (Комитета государственных доходов - прим. авт.), и все налоги, которые платит предприниматель, идут в казну государства.
А все траты на маркировку идут в бюджет частных компаний. КГД до сих пор никак не связан с вводом маркировки.
Еще один аргумент был в том, что маркировка поможет с контрафактом и контрабандой. Однако выявление этих факторов - в зоне ответственности таможенной службы. Почему предприниматели должны выполнять обязанности этого ведомства?
А еще любой контрафакт можно замаркировать и внести в систему ИС МПТ (информационная система маркировки и прослеживаемости товаров - прим. авт.) и тем самым "обелить" его. То есть условный Abibas можно будет пробить как Adidas, и все, контрафакта нет.
Фото: Нурболат Тилеуов
Следующий аргумент, - продолжает Нурболат, - заключается в том, что стоимость марки - всего три тенге и на удорожание товара это якобы не повлияет.
Считаю, что инициаторы маркировки лукавят, потому что, помимо покупки, эту марку также нужно будет внести в систему, распечатать на термостикере и правильно наклеить на нужную коробку.
А для этого необходимо будет купить соответствующую технику, рулоны стикеров, нанять IT-специалиста и бухгалтера, приехать на таможенный склад, который не рассчитан для работы там (зимой холодно, а летом жарко), распечатать все поступление, найти нужные коробки и наклеить на них марки и только после этого товар привезти на склад магазина.
При этом, если хотя бы одна марка не отразится в системе, все поступление вывозить нельзя. Скажите, пожалуйста, все это стоит три тенге? Уверен, вопрос риторический".
Фото: Нурболат Тилеуов
Нурболат говорит, что бизнесмены уже полтора года оспаривают все аргументы, приводимые инициаторами маркировки, однако пока их доводы остаются без ответов.
"Нас стараются столкнуть лбами с отечественными производителями обуви. Мол, маркировка – это поддержка местного производителя.
Но и тут лукавство, потому что любой производитель и так должен маркировать свой товар и показывать, из чего произведена обувь. При этом, мы – импортеры и реализаторы – с производителями не противники.
Нас – тех, кто аргументированно выступает против обязательной маркировки, - выставляют злостными "неплательщиками налогов", хотя бизнес платит налоги.
А еще выставляют противниками развития местного производства, хотя при всем желании местные производители не смогут обеспечить внутренний спрос, к тому же, "забивая" импорт, невозможно развивать производство.
Мы против обязательной маркировки, мы - за добровольную".
Фото:elements.envato.com
"Бизнес будет решать вопросы с чиновниками, обеспечивая им безбедную жизнь"
Представитель ассоциации торговых предприятий Казахстана Камиль Бектемиров отмечает, что маркировка - это огромная дополнительная фискализация участников рынка, которая ведет к коррупционным рискам.
"Реализаторам будет проще договориться с контролирующими органами, чем официально выполнять все требования, связанные с маркировкой.
К примеру, в России маркировке уже два года, но там рынок скатился в контрабанду: можно приобрести товар без маркировки, а если она нужна, то свободно купить марку на любом оптовом рынке".
На вопрос, нужна ли маркировка бизнесу, наш собеседник отвечает, что тут нужно учитывать интересы трех субъектов: производителя, импортера и розничного реализатора.
"Производитель при введении маркировки получит защиту своего бренда, это плюс. Но много ли в Казахстане выпускают брендов?
Местное производство едва покрывает 8 процентов потребностей нашего рынка, а на экспорт отечественная продукция практически не идет".
Импортеры, со слов спикера, получат проблемы в виде: дополнительных документооборота и фискализации, а также дополнительных расходов на таможне, заводе-производителе, в содержании специалистов и приобретении оборудования.
Последние два пункта расходов коснутся также розничных реализаторов и производителей.
Фото: elements.envato.com
"Что касается потребителя, то он сможет получать информацию о продукции в виде кода Дата Матрикс (штриховой идентификатор, применяемый для обязательной маркировки - прим. авт.).
Чтобы узнать, из чего сделан товар, покупатель должен будет скачать на смартфон приложение от единого оператора - "Казахтелекома" - и отсканировать код.
Между тем на сегодняшний день на каждом товаре уже есть вся информация о нем в печатном виде. Зачем столько мороки покупателю со всеми этими приложениями?" - задается вопросом наш собеседник.
Фото: elements.envato.com
Камиль Бектемиров считает, что в конечном счете покупатель получит удорожание товара, так как все вышеуказанные расходы войдут в цену.
"Прежде всего маркировка выгодна тем, кто занимается контрабандой, поскольку честному бизнесу остается три пути:
- выполнять все условия и тем самым поднимать цены на продукцию,
- закрыть свой бизнес,
- уйти в серый/черный сегмент рынка, а это значит завозить товар контрабандой, чтобы снизить расходную часть и сделать продукт более привлекательным для покупателей.
Считаю, что маркировка также выгодна коррумпированным чиновникам, поскольку бизнес, ушедший в тень, будет решать вопросы с ними, обеспечивая им безбедную жизнь.
А еще единому оператору, который фактически становится монополистом по продаже Дата Матрикс кодов".
Фото: elements.envato.com
"Теоретически на упаковку любой контрафактной продукции можно нанести уникальный код"
Президент общественного объединения по защите прав потребителей "Адал" юрист Артык Сейткалиева считает негативной для потребителя инициативу по маркировке обуви контрольно-идентификационными знаками (уникальными кодами). Она разъяснила нам свою точку зрения по этому вопросу:
"В первую очередь у нас уже в законе "О защите прав потребителей" написано, что любой товар должен быть промаркирован. Это значит, что покупатель имеет право получить всю необходимую информацию о товаре. То есть нашему потребителю уже известно, что он покупает.
Одним из главных аргументов введения этой маркировки была борьба с контрафактом. Получается, что функцию государственного контролирующего органа - таможни, находящейся в ведомстве Министерства финансов, перекладывают на предпринимателя.
А это предполагает дополнительные затраты: нужно покупать оборудование, нанимать дополнительных людей. Эти расходы в итоге лягут на плечи нашего потребителя.
Фото: elements.envato.com
Маркировка работает, если ее невозможно отделить от продукции и она нанесена производителем. Если же она наносится любым посредником на коробку, то никаких дополнительных гарантий ни качеству продукции, ни достоверности ее происхождения она не дает.
Теоретически на упаковку любого контрафактного товара можно нанести уникальный код.
В результате малый бизнес может вообще выпасть из обоймы, так как крупные производители просто-напросто поглотят его".
Артык Сейткалиева отмечает, что качество товара (маркированного уникальным кодом или нет) можно доказать только с помощью экспертизы.
"Считаю, что пилотный проект "маркировка обувной продукции" был реализован без качественной оценки эффективности.
Поэтому непонятно, для чего ввели эту дорогую в обслуживании и сложную в исполнении маркировку контрольно-идентификационными знаками. Пользы от нее я не вижу", - заключила юрист.
Фото: elements.envato.com
"Казахстанские участники обувного рынка будут проигрывать зарубежным"
Мы обратились с вопросами о маркировке обуви в Национальную палату предпринимателей РК "Атамекен".
"На сегодняшний день консолидированная позиция субъектов розничной торговли и импортеров заключается в отмене маркировки либо в переводе на добровольную основу.
При этом отечественными производителями маркировка поддерживается.
Учитывая позицию первых, считаем, что применение и расширение маркировки должны осуществляться через взвешенную оценку эффективности с учетом мнения данных участников рынка".
В НПП "Атамекен" также упомянули, что проблема контрафакта не должна решаться усилиями бизнеса, поскольку это не в его компетенции. Спикеры считают, что таким образом госорганы, наоборот, создадут теневую экономику.
"Для запрета импорта контрафактной продукции уже есть инструмент – таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).
Маркировка не отменит действующую схему распространения контрафакта. Она лишь увеличит стоимость легальной продукции, а серые товары будут еще более привлекательными по цене".
Фото: elements.envato.com
В палате предпринимателей напомнили, что системы контроля на сегодняшний день уже также реализованы: Комитет государственных доходов в режиме реального времени видит количество и ассортимент продукции у предпринимателя.
"Базовые затраты, по сведениям обувной розницы, связанные с исполнением требований по маркировке обуви, на одну торговую точку составляют порядка 1 194 500 тенге (при среднем обороте в 5 тысяч пар обуви).
При этом чем крупнее производитель/импортер, тем дешевле на единицу продукции ему будет маркировка. То есть казахстанские участники обувного рынка будут экономически всегда проигрывать зарубежным производителям.
В итоге маркировка обувной продукции приведет к переходу в теневой рынок либо разорению предпринимателей", - отмечают в НПП "Атамекен".
Фото: elements.envato.com
Что говорят в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития
Редакция обратилась за разъяснениями в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, в компетенции которого решение этого вопроса. Публикуем официальный ответ.
"С 1 ноября 2021 года необходимо маркировать производимую либо ввозимую в РК обувь.
При этом, учитывая обращения бизнесменов, предусмотрены послабления, которые предполагают поэтапный период введения маркировки в Казахстане.
Так, до 1 апреля 2023 года разрешается продажа немаркированных остатков обуви, завезенных до 1 ноября 2021 года.
Импортерам до 1 ноября 2023 года разрешается проводить маркировку товаров у себя на складах в РК после таможенной очистки.
В режиме 24/7 действует горячая линия 8 800 080 65 65 по вопросам оказания консультационной помощи, соответствующая информация размещена на сайте единого оператора ("Казахтелеком").
Фото: elements.envato.com
На вопрос, какие плюсы и минусы несет данное новшество, в министерстве ответили:
"Для государства плюсы маркировки заключаются в снижении доли теневого рынка за счет "обеления", увеличении налоговых поступлений и платежей в бюджет, снижении доли контрафакта и контрабанды товаров.
Для бизнеса - создание равных конкурентных условий для всех участников рынка, развитие отечественного производства обувной отрасли.
Для потребителей - защита прав и удовлетворение их потребностей (получение достоверной информации о приобретаемых товарах, приобретение качественной продукции).
Минусы - повышение налоговых и таможенных выплат, внедрение новых бизнес-процессов и дополнительные затраты бизнеса".
Фото: elements.envato.com
С 1 ноября 2021 года по 19 января 2023 года в Информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано более двух с половиной тысяч участников оборота.
Текст: Анастасия Солнцева