"Побили исторический рекорд": глава НИШ об уникальности образования школы
В чем уникальность "Назарбаев Интеллектуальных школ", как войти в топ лучших в мировом рейтинге, сократят ли финансирование школ и сколько грантов выделят для учеников в этом году. Об этом и не только - в большом интервью с председателем правления АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Ануаром Жангозиным.
- В обществе периодически возникает вопрос целесообразности сохранения НИШ. Сейчас ведь много школ: частных, в том числе зарубежных, построенных в рамках ГЧП. Что вы думаете по этому поводу?
- Рынок действительно растет, развивается, школы открываются, что на самом деле хорошо. Чем больше у родителей выбора, тем лучше. Это где-то и нас стимулирует развиваться дальше, чтобы не стоять на месте. Я не вижу особой конкуренции для нас, потому что у нас отдельный все-таки сегмент. В основном мы обучаем на гранте, то есть дети к нам поступают, проходят отбор. При этом мы на самом деле очень много работаем над распространением нашего опыта во все школы страны. В 2016 году был принят новый стандарт образования, обновленные учебные программы, которые были разработаны во многом нашими специалистами, исходя из нашего опыта разработки учебных программ совместно с Кембриджским университетом.
Последнее исследование PISA показало, что Казахстан сделал очень хороший прогресс в данном исследовании, что во многом связано с учебными программами, которые были внедрены в 2016 году. Дети уже проучились по ним, те, кто сдавал PISA – это те, кто во многом прошли через обновленные программы. Это такой большой компонент, связанный с нашей работой.
- В чем отличие НИШ от тех же гимназий, лицеев, средних и частных школ? Какие преимущества у НИШ перед другими объектами образования?
- Самое первое – учебная программа, она у нас своя. Мы ее разрабатывали совместно с Кембриджским университетом, реализовывали подходы совместно с другими европейскими, азиатскими, американскими партнерами. С уверенностью можно сказать, что лучший международный опыт, который есть среди среднего образования, полностью интегрирован у нас. Конечно, за основу при этом взят национальный компонент, все из лучшего, что было у нас в отечественной системе образования, мы не потеряли, а наоборот, интегрировали с лучшим международным опытом и разработали свою уникальную учебную программу, которая отличается не только от казахстанских школ, но в целом и других школ во всем мире.
На сегодняшний день более 60 ведущих вузов мира полностью признают эту программу. Это достаточно высокая оценка, потому что никогда еще не было, что в Казахстане или в постсоветском пространстве разработана программа, которая признается широким образовательным сообществом в разных странах. Система оценивания тоже уникальна, допустим, наши выпускники сдают экзамены, которые проводятся и проверяются совместно с Кембриджем, это отчасти причина, почему программы и сертификаты, полученные нашими выпускниками, признаются ведущими вузами мира.
- Есть мнение, что государство тратит деньги на учеников, а потом таланты уезжают за рубеж и приносят пользу другим странам. Так ли это? И как вы считаете, как удержать отток умов из Казахстана?
- Я не думаю, что у нас это более развито, чем в других, более успешных странах. Сейчас мир открыт и, даже если человек уезжает из своей страны, это не значит, что он не приносит пользу своей стране. Наоборот, набравшись опыта, возвращается и применяет новые технологии, заводит какие-то проекты. Поэтому в нашем случае, если брать по количеству наших выпускников, то это достаточно маленькая доля, буквально 3 процента от общего количества. При этом многие из них хотят потом вернуться в Казахстан. В этом плане я не то что проблем не вижу, я думаю, что это что-то позитивное для Казахстана.
Мы всегда делаем упор на развитие патриотизма, национальных ценностей нашего выпускника, то есть для них это значительное направление, о котором они всегда говорят. Когда встречаемся с ними за рубежом, они всегда отмечают, что Казахстан — это их Родина, куда они рано или поздно вернутся. Всегда хотят вовлекаться в наши тренды, помогать нашим ученикам и где-то их сопровождать.
- Сельские дети чаще стали побеждать на Олимпиадах, завоевывают гранты. Какую лепту в сокращение разрыва между сельскими и городскими школьниками вносит НИШ и какие планы в этом направлении?
- На самом деле разрыв между сельскими и городскими школами пока остается одной из актуальных проблем. Есть отдельные, конечно, кейсы, когда сельские школы даже лучше, чем отдельные городские. Мы сейчас активно работаем по двум направлениям: первое – привлечение сельских учеников в конкурс нашей школы. Мы видим, что зачастую они не знают, в чем состоит конкурс, какие экзамены сдаются, где-то боятся или думают, что не смогут поступить, хотя в принципе потенциала во многих сельских школах достаточно. Поэтому мы сейчас перед конкурсом проводим разъяснительную работу, в чем состоят экзамены. Также запустили мобильное приложение с заданиями конкурсного отбора, чтобы независимо от того, где ребенок проживает, он мог зайти через интернет, посмотреть, подготовиться к конкурсу. Это все в рамках расширения доступа к нашим ресурсам.
В этом году это дало достаточно хороший результат, если в прошлом году у нас участвовали 24 тысячи претендентов, в этом году - 28 тысяч. Мы побили исторический рекорд, причем более 3000 участников - это дети сельских школ.
Второе значительное направление – это проект по развитию сельских школ. В рамках него мы оказываем полное методическое сопровождение ряда сельских школ: посещаем уроки, выявляем проблемы с управлением, оцениванием и помогаем все выявленные проблемы решать. Сейчас у нас в проекте 80 школ, в ближайшие 2-3 года охватим в общем порядка 200 сельских школ.
- В этом году у вас был побит очередной рекорд – почти 28 тысяч претендентов. Сколько грантов будет выделено на новый учебный год?
- Это будет, в принципе, как и в прошлом году. То есть для Астаны, Алматы, Шымкента - по 144 гранта в каждую школу, для всех остальных регионов - по 120 грантов. То есть это 2664 гранта в общей сложности.
- Периодически в СМИ поднимается тема о сокращении финансирования НИШ и Назарбаев университета. Как это может отразиться на будущем НИШ, не превратятся ли они в обычные школы?
- Чтобы они не превратились в обычные школы, для нас важен вопрос дополнительного финансирования. Поэтому для нас становится актуальным направление по реализации платных услуг и проектов. Раз мы обладаем уникальными компетенциями, методиками, методологией, то можем это транслировать в том числе на платной основе. Я думаю, это абсолютно нормально, чтобы через это обеспечивать свою финансовую устойчивость. Здесь надо понимать, что, сколько бы мы не зарабатывали, это не идет в чей-то карман, это все идет на дальнейшее развитие нашей системы.
- Если бюджет ваших школ сократят, сможете вы и дальше заниматься трансляцией опыта и проводить большие международные мероприятия, как WALS 2024, которое впервые пройдет на территории СНГ?
- WALS – это уникальная мировая площадка, где эксперты собираются и обсуждают одни из самых актуальных вопросов, касающихся преподавания. WALS – это международная ассоциация, которая занимается именно исследованием уроков, повышением компетенции учителей в плане эффективности преподавания, реализации уроков. В этом году впервые эта международная конференция пройдет именно в Казахстане и в целом на постсоветском пространстве, потому что до этого это были Европа, США, Япония.
Потому что международное сообщество видит, что в этом направлении Казахстан на самом деле сделал большой прогресс. Это достаточно высокая оценка, так как на конференциях WALS участвуют ежегодно более 40 стран, причем это все ведущие страны. И получить высокую оценку от данных стран – это на самом деле большое достижение для образовательного сообщества страны. Уверен, что это хорошее направление с точки зрения формирования имиджа страны в качестве образовательного лидера региона. Поэтому, конечно, будет обидно сворачивать такие инициативы из-за финансовых вопросов.
- На базе NIS готовят лидеров изменений в образовании. Что это за проект?
- Сейчас не секрет, что одна из актуальных проблем в среднем образовании – это нехватка управленцев. В настоящий момент несколько сот школ в стране без директоров, зачастую нет какого-то кадрового резерва, из которого можно назначить специалиста. Для школы это на самом деле большая проблема. Чем дольше школа работает без директора, тем больше рисков возникновения проблемных вопросов. То, что Президент поручил работать по формированию кадрового резерва руководителей школ, на самом деле является достаточно важным проектом. Данный проект реализуется с прошлого года, уже сформирован резерв из более 200 кандидатов. Более 100 из них уже назначены директорами школ. В этом году было более 13 тысяч тех, кто подал для участия в этой программе. Это, как правило, заместители директора школы. Отобранные кандидаты участвуют в обучении, которое длится более полугода и охватывает все аспекты работы директора школы. По итогам обучения идет итоговый отбор в резерв через собеседование и итоговое тестирование. Предусмотрена также стажировка на базе ведущих школ страны. Я думаю, уже с уверенностью можно говорить, что это кандидаты, готовые для того, чтобы работать директорами школы.
- В этом году запускается важный для общества проект – антибуллинговая программа KiVa. NIS, как известно, является Стратегическим партнером финского университета Турку. Какие надежды вы связываете с KiVa?
- Финский университет в этом направлении уже работает более 30 лет, на протяжении этого времени они проводят исследования в этой сфере. На основе исследований разработана методология, которая была внедрена во все школы Финляндии и показала очень хорошие результаты - в течение короткого времени уровень буллинга в школах упал, поэтому другие страны тоже заинтересовались в данной программе. Сейчас она внедряется в 20 ведущих странах мира. И так как эта тема актуальна для нас, мы также его исследовали, так как это лучший опыт, посчитали важным для себя заключить партнерство с Университетом Турку. Мы полностью адаптировали программу, точнее перевели ее на казахский и русский языки, обучили своих специалистов. Здесь важно понимать, что пилотное внедрение данной программы с нового учебного года мы будем проводить не только в наших школах, но и в общеобразовательных, включая сельские и городские школы. Проект на самом деле важный, непростой, но я надеюсь, что он поможет разрешить вопрос с буллингом в школах страны.
- В этом году уже 65 ведущих вузов мира признают сертификаты выпускника NIS, а ваши ученики стабильно входят в пятерку лучших стран по образовательному исследованию PISA. Что нужно сделать, чтобы и другие наши школы подтянулись до этого уровня?
- Последняя PISA показала, что Казахстан делает достаточно неплохой прогресс. Особенно по естественнонаучной грамотности Казахстан показал самый большой прогресс в мире. Это, конечно, заслуга педагогического сообщества, министерства, очень много работы здесь проделано. Вместе с тем, надо понимать, что учебные программы были в свое время разработаны во многом именно нашими специалистами, также с учетом нашего опыта была внедрена система оценивания, которая способствует повышению качества образования. За 12 лет нами обучено более 300 тысяч педагогов страны по использованию современных методик. Поэтому можно с уверенностью говорить, что через такое распространение нашего опыта мы ведем работу по развитию общеобразовательных школ страны. У нас в стране уже есть достаточно много школ, которые показывают хорошие результаты, то есть это в принципе достаточно осязаемая работа.
- По результатам PISA ученики НИШ показали лучший результат среди стран ОЭСР, при том что уровень финансирования в два раза ниже. Как удалось этого достичь?
- Если брать ОЭСР, у них действительно финансирование на одного ребенка в среднем составляет более 11 тысяч долларов. Финансирование НИШ на одного ребенка - это порядка 5 тысяч долларов, то есть более, чем в два раза меньше. Там есть страны, которые выделяют на ребенка до 20 тысяч долларов. Думаю во многом наш успех связан с гармоничным сочетанием разного опыта. В советских школах была сильная академическая база, которую мы постарались сохранить и привнести лучшую международную практику в своих программах и методиках. В комплексе эти все факторы, конечно, влияют на то, что мы действительно в рамках PISA показываем результаты на уровне топ-5 стран мира, но при этом при сравнительно меньшем финансировании.
- Школьный обед в Астане дотируется бюджетом на 584 тенге, в Алматы эта цифра – 800 тенге. Тогда как в НИШ – 2000 тенге. Почему такая разница?
- В Астане в НИШ точно не 2000, у нас где-то 1600 в среднем. Но у нас дети обучаются весь день. То есть в Алматы, допустим, 800 – это одноразовое питание, потому что дети полдня в школе. У нас дети целый день в школе, поэтому мы их кормим 3 раза, то есть это завтрак, обед и полдник. Объясняется только этим, но я думаю, что вполне адекватная стоимость.
Напомним, в марте 2023 года Ануар Жангозин стал Председателем правления НИШ. Ранее с января 2022 года по февраль 2023 года он работал председателем правления центра международных программ "Болашак".
Следует отметить, что НИШ создавались как экспериментальная площадка, осуществляющая разработку, мониторинг, исследование, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ. НИШ имеет право самостоятельно утверждать образовательные учебные программы, устанавливать требования к вступительным экзаменам, текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
Фото: пресс-служба АОО "НИШ"