В последнее время в Казнете активно обсуждают новости о ДТП с участием дорогих машин и детей известных или богатых людей. Перед самым Новым годом в Алматы водитель на Gelandewagen, проехав на красный сигнал светофора, сбил машину, в которой находились четыре пассажира. Трое скончались. А в Кызылорде молодую девушку насмерть сбил автомобиль, за рулем которого был 14-летний подросток. Президент ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов и психолог Анна Кудиярова проанализировали, почему водители "крутых тачек" более склонны к ощущению вседозволенности и безнаказанности на дорогах. Стоит подчеркнуть, что мнения экспертов высказаны не о конкретных виновниках вышеперечисленных аварий. Данные инциденты лишь послужили поводом для анализа.
В последнее время в Казнете активно обсуждают новости о ДТП с участием дорогих машин и детей известных или богатых людей. Перед самым Новым годом в Алматы водитель на Gelandewagen, проехав на красный сигнал светофора, сбил машину, в которой находились четыре пассажира. Трое скончались. А в Кызылорде молодую девушку насмерть сбил автомобиль, за рулем которого был 14-летний подросток. Президент ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов и психолог Анна Кудиярова проанализировали, почему водители "крутых тачек" более склонны к ощущению вседозволенности и безнаказанности на дорогах. Стоит подчеркнуть, что мнения экспертов высказаны не о конкретных виновниках вышеперечисленных аварий. Данные инциденты лишь послужили поводом для анализа.
Не машина губит людей, а понты
Дорогая машина - не причина ДТП, а лишь побочный эффект, отмечает эксперт по дорожной безопасности. Арсен Шакуов уверен, сейчас пошла такая тенденция, что богатые люди начали отказываться от пафосных, дорогих машин.
Иллюстративное фото pixabay.com
"Богатые люди пытаются исчезнуть из поля зрения, стараются не показывать, как они зарабатывают деньги. Поэтому за рулем Gelandewagen могут быть и люди среднего класса. Брать дорогое имущество в кредит, иметь холодильник в юртах - возможно, это наша национальная черта. Ведь говорят же, если бы понты светились, Алматы был бы самым ярким городом", - рассуждает Шакуов.
Тем не менее, по его словам, ощущение вседозволенности и безнаказанности к людям в основном приходит, когда они резко богатеют и обрастают влиятельными знакомыми в госорганах. "Резкое улучшение материального благосостояния, не всегда, конечно, но иногда влияет на формирование чрезмерной самоуверенности. Уверенность в безнаказанности и вседозволенность зарождаются от мысли: даже если нарушу, у меня есть кент или брат, который разведет", - считает Арсен Шакуов.
Если бы в нашей стране законы работали так же, как в Европе или Америке, возможно, у нас нарушать законы не позволяли бы никому, даже тем, у кого есть влиятельный дядя, отмечает психолог Анна Кудиярова.
Чем круче машина, тем ниже самооценка
Психолог объясняет, что таких людей называют "людьми с пограничным расстройством", так как они нарушают всякие границы. "Им свойственно гнаться за понтами. А дорогие машины, шубы и пятиэтажные коттеджи нужны для того, чтобы скрыть свою заниженную самооценку. То есть они пытаются компенсировать свои комплексы какими-то внешними факторами. Глубоко в душе они сами себя не уважают. Это несчастливые люди, и им тоже нужна помощь", - считает Анна Кудиярова.
По ее словам, некоторые люди с подобным расстройством при форс-мажорных ситуациях в первую очередь смотрят не на закон, а на свои связи и полномочия. И при необходимости могут их применить. Такие люди, если видят свое превосходство над оппонентом, начинают вести себя надменно.
Иллюстративное фото 4drivez.ru
Когда зарождается безнаказанность
После резонансных ДТП с участием дорогих авто общество зачастую возмущается уровнем вседозволенности "золотой" молодежи. "Как я уже отметил, богатые люди стараются жить тихо и не светиться. Однако иногда их подводят их же дети. Вспомним того же Максата Усенова", - напоминает Арсен Шакуов.
Кроме дорожных инцидентов с Усеновым, обществу также запомнился "подвиг" гонщика с Аль-Фараби, который ездил по встречной полосе и выложил это видео на свою страницу в Instagram.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
По словам психолога, представители "золотой" молодежи, ставшие виновниками ДТП или противозаконного поступка на дорогах, также подвержены пограничному расстройству. "Эти дети, как правило, не отличаются трудолюбием, привыкли жить на всем готовом. И уже дома нарушают границы, чувствуют вседозволенность: когда хотят - проснутся, когда хотят - едят", - характеризует Анна Кудиярова.
Психолог отмечает, что малому проценту родителей удается их дисциплинировать и привить им чувство ответственности не только за себя, но и за других. "В большинстве таких ситуаций родители потакают своим детям. Они считают, что, поскольку сами в детстве недоедали и не наигрались, пусть теперь за них будут сытыми и счастливыми их дети", - объясняет психолог.
Когда родители внушают себе, что их дети могут делать, что хотят, каждый ребенок получает зеленый свет к безнаказанности и вседозволенности.
"Ко мне обращались молодые девушки, которые работали горничными, поварами в богатых домах. Они жаловались, что на них голос повышают не только взрослые, но и маленькие дети. Вот пожалуйста, с чего начинается вседозволенность. Если со школьной скамьи детям не прививают дисциплину, законопослушие, трудолюбие, то во взрослой жизни сделать это уже сложнее", - объясняет Анна Кудиярова.
Общество не думает о дорожной безопасности
Собеседники Tengrinews.kz замечают, что не все владельцы дорогих машин надменны и чувствуют себя безнаказанными и не вся "золотая" молодежь совершает необдуманные поступки. "Почему народ обсуждает это ДТП (гибель актрисы после наезда Gelandewagen), ведь и на стареньких "Жигули" совершаются аварии, но в этих случаях люди относятся с пониманием?" - задается вопросом психолог.
"Если бы такое ДТП совершили бы за рулем обычной машины, естественно, не было бы такого шума, потому что люди завидуют богатым и сытым", - заключает Анна Кудиярова.
Если бы ДТП произошло на старом Patrol или "Ниве", последствия были бы такими же, утверждает Арсен Шакуов. "Но людей цепляет именно Gelandewagen. Хотя тут дело в водителе, и проблема в воспитании самих людей и социальном отношении", - акцентирует он.
По словам эксперта, наше общество на сегодня не готово к условиям современной автомобилизации. "Мы же еду в магазинах хотим покупать качественную, жить хотим хорошо. Но в плане дорожной безопасности мы о качестве не всегда думаем. У нас дорожная безопасность ассоциируется с полицией - "все, это их проблемы". Поэтому нам важно осознать, что проблема на дорогах - это общая проблема", - заявляет Шакуов.
Что делать, чтобы предотвратить ДТП
Эксперт по дорожной безопасности подчеркивает, что люди сами выработали вседозволенность на примере других. "Вот на Gelandewagen кто-то "пролетел" на 120 (километров в час) и никого не сбил, повезло. И это послужило примером для другого, который так же начал гонять, но ему не повезло, он сбил", - сравнивает президент ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога".
По его мнению, чрезмерная самоуверенность и ощущение безнаказанности приводят к тому, что человек садится за руль машины даже после того, как выпил. "Если человек на своей машине едет на пьяную вечеринку, наверное, он не должен пить или должен думать: а как обратно приехать? Если не думает, то либо глупый, либо уверен, что не нарушит, либо надеется, что кто-то "разрулит". Надо его остановить до того, как сел за руль. Если человек поехал пьяным - уже поздно", - делает вывод Шакуов.
В связи с этим эксперт уверен, что можно было предотвратить много дорожно-транспортных происшествий, совершенных из-за пьяного водителя, если бы ему просто не позволили бы выехать в таком состоянии. Шакуов также предполагает, что запрет на беспричинную остановку не позволяет полицейским выявлять нетрезвых водителей. Но поскольку не всех выпивших водителей может заметить полиция, иногда их приходится останавливать самим гражданам.
"Однажды узнал, что за рулем ехавшего без номеров BMW Х5 пьяный водитель, лишь после того, как я остановил его и сделал замечание. Толпа агрессивно настроенных ребят была готова наброситься на меня за то, что сделал замечание. У нас не принято делать замечания. Это и правильно, ведь на дорогах такие агрессоры, что готовы выбежать из машины с битой в руках. Лично я привык делать замечание, если вижу, что правила дорожной безопасности не соблюдаются, начиная с непристегнутого ремня", - отмечает Арсен Шакуов.
По его словам, многие водители пристегиваются не ради своей безопасности, а ради полицейских. "Когда я пристегиваюсь, мне говорят: да зачем, у тебя же знакомый в ГАИ? Я говорю: причем здесь они? Это для меня надо. Если я разобьюсь, знакомые не помогут", - заявляет Арсен Шакуов.
Президент ассоциации "Общая дорога" считает, что нужно ужесточить наказания за нарушения правил дорожного движения. "Совершивший ДТП водитель знает, что, даже если докажут его вину, ему предъявят обвинение по статье "повлекшее по неосторожности смерть человека. Я считаю, что нужно заводить уголовное дело за то, что не пристегивали ремни к детям", - предлагает Арсен Шакуов.
Багдат Асылбек