Пустеющие улицы и тишина заводов. Что происходит с моногородами Казахстана

Аружан Дарибай
Аружан Дарибай Корреспондент
Турар Казангапов
Турар Казангапов Фотокорреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Опустевшие улицы, закрытые заводы, заброшенные дома - такая картина сегодня характерна для многих моногородов Казахстана. Когда-то эти населенные пункты были индустриальными центрами, привлекавшими тысячи рабочих и специалистов. Однако со временем градообразующие предприятия пришли в упадок, и люди начали массово уезжать в поисках лучшей жизни. По данным официальной статистики, ежегодно численность населения в моногородах сокращается. Можно ли остановить этот процесс? Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в городах-призраках Казахстана и попытались разобраться, как вернуть в них жизнь.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети
grid Краткий пересказ текста от Tengri AI Этот текст сгенерирован ИИ
  • Моногорода Казахстана, такие как Аркалык и Лисаковск, сталкиваются с упадком из-за закрытия градообразующих предприятий и массового оттока населения.
  • Президент Казахстана поручил диверсифицировать экономику моногородов, используя опыт Сарани, где производство автомобильных шин и бытовой техники помогло исключить город из категории моногородов.
  • Аркалык, известный добычей бокситов, потерял значительное количество населения с 1989 года и страдает от безработицы и недостатка инвестиций.
  • В Лисаковске, где также наблюдается отток населения, основное предприятие — Костанайское бокситовое рудоуправление, и город часто называют "городом пенсионеров".
  • Вице-спикер Мажилиса Альберт Рау отмечает, что проблемы моногородов связаны с зависимостью от одного предприятия и истощением ресурсов, и предлагает диверсификацию экономики как решение.
  • Мировой опыт показывает, что для возрождения моногородов необходимо развивать новые отрасли, такие как туризм и технологии, а также привлекать инвесторов с помощью государственных субсидий.
  • По данным Министерства национальной экономики, в Казахстане в 2025 году насчитывается 20 моногородов, и для их поддержки разработаны программы социально-экономического развития и меры по привлечению инвестиций.

Опустевшие улицы, закрытые заводы, заброшенные дома - такая картина сегодня характерна для многих моногородов Казахстана. Когда-то эти населенные пункты были индустриальными центрами, привлекавшими тысячи рабочих и специалистов. Однако со временем градообразующие предприятия пришли в упадок, и люди начали массово уезжать в поисках лучшей жизни. По данным официальной статистики, ежегодно численность населения в моногородах сокращается. Можно ли остановить этот процесс? Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в городах-призраках Казахстана и попытались разобраться, как вернуть в них жизнь.

Дисклеймер: Мы побывали в этих городах в конце февраля, поэтому на снимках можно увидеть заснеженные улицы и людей в теплой одежде. Однако главная цель этого материала - показать проблемы моногородов и те вызовы, с которыми сталкиваются их жители.

Следует отметить, что в сентябре 2024 года Президент Касым-Жомарт Токаев поручил "вдохнуть новую жизнь" в моногорода.

"В рамках диверсификации экономики в Сарани запущено производство автомобильных шин и бытовой техники, что позволило исключить этот город из категории моногородов. Этот опыт надо применить и в других моногородах, чтобы вдохнуть в них новую жизнь. В целом важно активно развивать новые точки роста в регионах", - заявил Президент.

Город-призрак Казахстана

Семь часов пути, 450 километров по плохой дороге. И вот перед нами - Аркалык с опустевшими улицами и заброшенными зданиями.

На подъезде к городу увидели - бокситные отвалы. Здесь добывали боксит, который используется для получения алюминия.

Аркалык был основан в 1956 году как центр добычи бокситов. Несколько десятилетий назад город переживал бурный рост: строились новые жилые кварталы, школы, больницы, культурные учреждения.

В 90-е градообразующие предприятия пришли в упадок. Закрытие шахт и сокращение рабочих мест привели к оттоку населения. Сегодня в Аркалыке проживает около 25 тысяч человек.

Город с первого взгляда выглядел удручающе.

Аркалык - город, который словно застрял во времени. Опустевшие улицы, заброшенные здания, облупившиеся фасады домов, покосившиеся заборы.

Когда-то здесь кипела жизнь, но сейчас создается впечатление, что время остановилось.

От некоторых зданий практически ничего не осталось.

Мы проезжаем мимо старых пятиэтажек. Некоторые окна заколочены, на подъездах выцветшие объявления, которые давно никто не менял.

Аркалык когда-то был процветающим промышленным центром, привлекавшим тысячи рабочих и специалистов.

Но сегодня этот город часто называют "призраком" - население сокращается, предприятия закрываются, а молодежь массово уезжает в поисках лучшей жизни.

Здесь редко встретишь спешащего прохожего, но если кто-то идет, можно заметить одну особенность: местные никогда не переходят дорогу на красный.

Даже если вокруг ни одной машины, и улица совсем пустая - местные все равно ждут зеленого сигнала светофора.

"Светофоры у нас поставили недавно, поэтому всем интересно. Тех, кто не местный, сразу видно. Они просто переходят дорогу на красный", - объясняет один из жителей.

"Работы не хватает, не всем же работать дворниками. Когда будет нормальная работа, тогда и люди пойдут. А пока зарплата у нас небольшая - всего 95 тысяч тенге. Коммуналка растет, продукты дорожают. Как жить? Кушать надо, одеваться тоже", - поделился один из дворников Игорь.

На улицах города становится все больше бездомных собак.

Жители жалуются, что животные могут быть агрессивными, особенно зимой.

Есть и оазисы жизни. На фото ниже - акимат. У входа в здание памятник Амангельды Иманову.

"Люди не хотят работать"

Мы зашли в здание и предложили акиму города Амирхану Асанову пройтись по улицам города и поговорить о проблемах, которые волнуют горожан.

По его словам, в городе сейчас около 300 безработных. Но как считает аким, виноваты в этом они сами.

"Люди не хотят работать. Наверное, есть какие-то другие доходы. Что они живут, проживают, раз не хотят работать официально. Вакансий в городе достаточно", - заявил он.

Мы поинтересовались у градоначальника, почему Аркалык стремительно теряет жителей. Однако сам аким с этим категорически не согласен.

"Стремительно? Мне это слово не нравится. Люди уезжают, руины? Нет. Есть небольшой отток, но динамика по сравнению с прошлыми годами намного уменьшилась. Если раньше уезжало до 400-500 человек, то в прошлом году выбыло около 200 человек".

По его словам, чтобы остановить отток населения необходимо строить больше спортивных площадок.

"Чтобы удержать молодежь нам нужно больше спортивных сооружений. В срочном порядке восстановить всю инфраструктуру: вода, тепло и канализация. Третье, нужно обучать молодежь, чтобы они учились на те профессии, которые востребованы".

В декабре 2024 года Амирхану Асанову объявили строгий выговор за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Мы решили спросить у акима, за что именно он получил предупреждение.

"Выговор получил за недостижение показателей по привлечению инвестиций", - заявил аким.

Впрочем, аким не согласен с теми, кто называет этот город депрессивным. Он уверенно рассказывает о развитии региона, программах поддержки, новых рабочих местах.

Несмотря на всю уверенность в светлом будущем Аркалыка, сам Амирхан Асанов жить здесь после окончания работы не планирует.

"Во-первых, я не родился здесь. Родственных связей практически у меня нет. Поэтому, конечно, бы я уехал к себе", - заявил он.

Сравнительно неплохо здесь выглядят еще несколько зданий. К примеру, новая школа.

По данным переписи населения в 1999 году в городе проживало 45 736 человек, а в 2009 году эта цифра сократилась до 40 876. За 10 лет город потерял почти 5 тысяч человек.

Следующее десятилетие показало, что темпы оттока замедлились, но сам процесс не остановился. По данным переписи 2021 года, население Аркалыка составило 39 210 человек. Это значит, что за последние 12 лет город лишился еще 1 666 жителей.

Если смотреть в более широкой перспективе, то с 1989 года, когда население Аркалыка составляло 66 116 человек, город потерял более 26 900 человек, что эквивалентно 40 процентов жителей.

За 22 года, с 1999 по 2021 год, численность населения уменьшилась на 6 526 человек. Причем если в 1990-х и 2000-х годах город терял в среднем по 500 человек ежегодно, то в последние годы эта цифра снизилась до примерно 140 человек в год.

"Нет ни одного крупного предприятия"

Как рассказал аким Костанайской области Кумар Аксакалов в рамках эксклюзивного интервью Tengrinews.kz, вопрос безработицы в Аркалыке остается актуальным, однако в регионе планируются меры по развитию экономики.

"В Аркалыке, к сожалению, нет ни одного крупного предприятия. Торгайское бокситовое рудоуправление (ТБРУ) уже лет 5 назад как свернуло свою работу, потому что запасы бокситов завершены. Все, что можно было добыть, они добыли. Мы проводим изыскательские работы, чтобы найти какие-то полезные ископаемые для открытия новых предприятий. Пока ничего не обнаруживается", - сказал Аксакалов.

По мнению акима области, с учетом большого количества земель в Аркалыкской зоне перспективным направлением остается развитие животноводства.

"Для поддержки фермеров и крестьянских хозяйств мы финансируем проекты для аркалыкской зоны под один процент. Вы где-то слышали, чтобы существовали кредиты под один процент? В 2022 году на эти цели было выделено 1,5 миллиарда тенге. Вторым направлением для Аркалыка станет развитие малого-среднего бизнеса, связанного с логистикой.

В этом году завершается строительство автодороги, соединяющей границы Улытауской области, Аркалык и границу с Акмолинской областью в направлении Астаны. В рамках проекта будет отремонтировано 125 километров дорожного покрытия.

"Поток автомобилей с юга Казахстана и Узбекистана пойдет через Аркалык. Водители смогут сэкономить до 600 километров пути на маршруте в Астану и около 400 километров на маршруте в Костанай и Петропавловск. Будет новый асфальт. К сожалению, там никогда не было асфальта. Это создаст спрос на заправочные станции, автосервисы, гостиницы и предприятия общественного питания, что, в свою очередь, будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса".

"Город пенсионеров"

В Костанайской области есть небольшой городок Лисаковск. Его часто называют городом пенсионеров и вахтовиков. Он появился на карте в 1971 году. В этом году город отметил свой 53-й день рождения.

Когда-то в Лисаковске занимались добычей железной руды, а со временем она стала никому не нужна из-за низкого качества концентрата. Людям пришлось придумывать, как выживать.

Визитная карточка города - 15-метровая копия "Байтерека".

Еще одна особенность Лисаковска - отсутствие мусорных баков. Вместо них установлена табличка с расписанием приезда мусоровоза.

"Живу здесь с 1978 года. Я была и на севере, и в Челябинске, все хвалят Лисаковск. Говорят, самый чистый и красивый город. До пенсии работала машинистом в котельной. Дети все разъехались, старший сын в Германии, двое сыновей в России, дочка в Алматы живет. Вся молодежь уезжает в Россию, для них здесь нет работы, безработица", - говорит Вера Федоровна.

"Благоустроенный, комфортный, чистый"

Так Лисаковск описал аким города Абай Ибраев. Мы пригласили градоначальника на прогулку по городу и решили спросить о ситуации с оттоком населения.

По словам акима, отток населения в Лисаковске был и остается актуальной проблемой. Однако в городе фиксируется и приток новых жителей.

"Мы видим эту динамику, сколько людей прибывает и выбывает ежемесячно. Но для этого нужны инвестиционные проекты, которые нужно реализовывать в городе. За последние 15 лет в городе практически не появлялись новые крупные производства. Но в этом отношении у нас есть хороший план. Планируется строительство нового завода по изготовлению литейных изделий из цинка", - рассказал аким.

Мы также поинтересовались у акима о ситуации с безработицей в городе.

"Есть маленькая проблема с рабочими местами. Есть более 200 вакансий, в то же время 200 с лишним человек стоят на бирже как безработные люди. Такой паритет всегда выдерживается. Из этих вакансий много мест, которые не требуют какой-то квалификации - приди и работай. Заработная плата составляет 530-535 тысяч тенге. Есть предложение - есть спрос. Но зачастую люди не работают, чтобы получать пособие по безработице", - пояснил Ибраев.

Несмотря на статус моногорода, Лисаковск, по мнению акима, имеет выгодное положение по сравнению с другими моногородами Казахстана.

"Здесь есть все необходимое для комфортной жизни: спортивные секции, культурные мероприятия, образование высокого уровня, медицина. Однако люди хотят зарабатывать больше. На самом деле для молодежи созданы все условия. Надо понимать, что молодежь стремится себя реализовать, она более амбициозная. Они стремятся жить в больших городах, пользоваться какими-то услугами, ходить в хорошие кафе, посещать концерты. Малые города этого дать не могут", - сказал он.

Поэтому, по мнению акима, в городе много людей пенсионного возраста.

"Для меня в этом городе жить комфортно, но в тоже время есть проблемы, например, недостаточный уровень оплаты труда. Молодежь хочет зарабатывать сразу и сегодня. Отток молодежи в большей степени происходит именно по этим причинам", – отметил глава города.

По словам акима, Лисаковск традиционно считается городом вахтовиков. Многие местные жители уезжают работать в другие страны или регионы Казахстана. Градоначальник утверждает, что городские власти работают над созданием условий, которые позволят удержать рабочую силу.

"Мы сразу обозначили этот вопрос инвесторам из России, которые строят завод. Им необходимо предложить достойные зарплаты, чтобы люди не уезжали. Они нас заверили, что обеспечат конкурентоспособные условия", - подчеркнул он.

По данным переписи 1999 года, в Лисаковске проживало 34 540 человек. К 2009 году население выросло до 40 704, но затем начался обратный процесс: к 2021 году в Лисаковске осталось 35 472 человека.

Если в 2000-х годах город демонстрировал прирост населения, то последующие 12 лет показали обратную тенденцию - Лисаковск потерял 5 232 жителя, что составляет около 13 процентов населения. В среднем это более 430 человек в год - почти целый многоквартирный дом ежегодно остается пустым.

"30 лет решаем проблему моногородов"

Вице-спикер Мажилиса Альберт Рау, занимавший пост акима Лисаковска в Костанайской области с 1994 по 2004 годы, о проблемах моногородов в Казахстане и о причинах их обострения. Он подробно рассказал о системных проблемах, с которыми сталкиваются такие населенные пункты и объяснил, почему эти трудности стали более острыми в последние годы.

"Несмотря на 30-летнюю работу в этом направлении, проблема отдельных моногородов в Казахстане до сих пор остается острой. В 90-е государство им помочь не могло, и там выжили, кто смог. Шахтерские города, которые жили на угле, остались без тепла, их довели до ручки. Произошел жесткий отток населения. Основная причина - острая зависимость города от градообразующего предприятия, на котором еще была вся коммунальная и часть социальной инфраструктуры. В 2012 году стартовала программа поддержки моногородов, направленная на решение накопившихся проблем", - сказал он.

Как подчеркнул Рау, прежде всего проблемы накопились в коммунальной сфере.

"Примером может служить ситуация в Экибастузе, где долгие годы тарифы на услуги ЖКХ искусственно сдерживались, что привело к серьезному недофинансированию и, как следствие, износу инфраструктуры", - пояснил вице-спикер.

Ресурсы истощаются

Вице-спикер Мажилиса Альберт Рау отметил, что одной из ключевых проблем моногородов на современном этапе является истощение месторождений, вокруг которых строилась их экономика. В качестве примера он привел Аркалык, где запасы бокситов закончились в 2021 году.

"Бизнес туда просто так не пойдет, поскольку это далеко от рынка сбыта. Сейчас мы лишь выделяем деньги на социальную и коммунальную инфраструктуру, как будто откупаемся от моногородов. Тех программ и инструментов поддержки бизнеса что действуют в стране, для моногородов, особенно удаленных от рынков сбыта явно недостаточно" - заявил он.

По его словам, после прекращения добычи в 2021 году лучшие специалисты были переведены в другие города и Аркалык оказался в еще более сложной ситуации.

"Подобные проблемы цикличны и для стран с развитой рыночной экономикой это как испытание на живучесть. Новый виток проблем, связанный с истощением рудной базы переживают Зыряновск, Риддер, Жезказган и еще целый ряд городов", - отметил Рау.

По его словам, при выборе места жительства люди ориентируются на два ключевых критерия: комфорт и безопасность, а также наличие надежного источника дохода.

"В 90-е годы массовый отток населения из моногородов был связан именно с отсутствием этих условий. Люди сталкивались с некомфортной средой и отсутствием стабильных доходов. Проблема массовой безработицы особенно были характерны для моногородов, потому что градообразующие предприятия останавливались. На сегодняшний день, в том числе благодаря программе развития моногородов, условия проживания в них достаточно благоприятные".

По мнению Альберта Рау, государство смогло частично решить вторую проблему, вложив средства в производственную инфраструктуру, так называемые малые промышленные зоны.

"Но молодым семьям нужны хорошие доходы. Им надо покупать жилье, обустраиваться. Поэтому комфорта уже мало, человек хочет иметь доходы и накопления".

Опыт Лисаковска

Рау напомнил, что в 90-е Казахстан столкнулся с массовой эмиграцией. В качестве примера он привел Лисаковск, где в 1994 году численность немецкого населения составляла 15 процентов, но из-за кризиса и безработицы около шести тысяч человек покинули город.

"Открытие границ Европы способствовало оттоку квалифицированных кадров, включая управленцев и специалистов с высшим образованием. В целом из Казахстана уехало порядка 800 тысяч человек немецкой национальности, плюс смешанные браки. В то время мы решали две задачи: чтобы люди сидели со светом и теплом, для чего создали Единое коммунальное хозяйство, забрав управление коммунальной сферой у комбината и других предприятий. Однако самой сложной задачей стало создание рабочих мест".

Как пояснил Рау, Лисаковск изначально проектировался по модели Рудного, с аналогичными размерами города и комбината. Однако высокая концентрация фосфора в местной руде сделала ее невостребованной у металлургов.

"В условиях плановой экономики центр распределял поставки директивно: Лисаковская руда шла на "Кармет", Магнитогорский и Западно-Сибирский металлургические комбинаты. Позже комбинат оказался невостребованным, производство остановилось, а людей начали увольнять. Это привело к цепной реакции - под ударом оказалась коммунальная и социальная сфера, торговля и подрядные организации".

Особенность моногорода заключается в том, что его экономика зависит от одного продукта, а в Лисаковске это была руда, отметил Рау.

"Моногород можно сравнить с мини-государством - к нему заходят деньги только за один продукт градообразующего предприятия. Доходы от его продажи распределяются внутри города: на бюджет, зарплату рабочих, коммунальные услуги. Если основной поток средств прекращается или задерживается, это приводит к кризису. Выходом из ситуации должна быть диверсификация экономики – развитие новых направлений, чтобы доход поступал от разных отраслей. При наличии большего количества товаров, экспортируемых из города, он более устойчив".

Как можно спасти моногорода?

По мнению Рау, успешное развитие моногородов возможно через диверсификацию экономики. В Лисаковске, где добыча железной руды резко сократилась, удалось стабилизировать ситуацию, создав новые рабочие места и привлекая бизнес. Ключевыми шагами стали:

Создание специальной экономической зоны (СЭЗ)

Ключевым решением, которое было реализовано в Лисаковске, стало создание специальной экономической зоны (СЭЗ) на его территории с особыми подходами, что стимулировало бизнес. Основные налоговые послабления включали нулевой корпоративный подоходный налог и отсутствие таможенных пошлин на ввоз оборудования (СЭЗ просуществовала с 1993 по 1999 год. - Прим.).

"Часть средств направлялась в Фонд социально-экономического развития города, который выполнял задачи, аналогичные тем, что реализуются в стране сегодня: выдача кредитов малому бизнесу, строительство инфраструктуры для инвесторов, подготовка кадров", - отметил Рау.

Запуск программ временной занятости

Как рассказал вице-спикер Мажилиса, реализация этих мер позволила за пять лет увеличить бюджет города в 14 раз. Одной из наиболее острых проблем того времени была безработица: в 2000 году в Лисаковске насчитывалось около 3 тысяч безработных. Для их трудоустройства создавались временные рабочие места - например, людей задействовали на уборке улиц, охране пустующих зданий, которые впоследствии были востребованы. Лисаковск практически избежал проблем брошенных квартир.

"У нас на каждые 50 метров стоял один безработный, убирал улицу. Мы им платили по тем временам 5 тысяч, надо было просто их занять. Просили малый бизнес: "Плати работнику не 20, а 10 тысяч, но возьми двоих". Были пустующие общежития, там везде сидели охранники. Я говорил, что наступят лучшие времена, просто надо подождать. В результате ситуация стабилизировалась, в 1998 году в городе начали открываться новые производства каждый месяц и все эти общежития были заселены" - подчеркнул Рау.

Объединение коммунальных платежей в единый договор

Коммунальное хозяйство, по его мнению, - основа города. В Лисаковске, как уверяет Рау, всегда уделялось внимание обновлению инженерных сетей, чтобы минимизировать аварии. Важным шагом стало объединение всех коммунальных услуг в один договор.

"Договор на свет, тепло, канализацию и воду один. Если житель не оплачивал счета за тепло или воду, отключался свет. Да, были тысячи отключенных квартир. В результате люди понимали необходимость своевременных платежей. А те, кто не мог платить, получали социальную помощь, которая затем направлялась на предоплату электроэнергии и газа. Таким образом, город не допускал долгов перед поставщиками ресурсов".

Будущее моногородов: есть ли надежда?

По словам Альберта Рау, развитие регионов напрямую зависит от создания благоприятной среды и высокооплачиваемых рабочих мест.

"Если у тебя есть город, ты хочешь, чтобы в нем жили профессионалы а для этого создавались соответствующие рабочие места. Поэтому важно поддерживать и развивать производства", - отметил он.

Однако, по его словам, в некоторых городах наблюдается спад промышленной активности.

"Как житель города переживаю, потому что часть производств, на которых долго держалась экономика, закрылись. Например, там, где раньше работали мельницы и заводы, сейчас их нет. Это естественный процесс - предприятия не могут существовать вечно, их необходимо постоянно развивать и модернизировать", - подчеркнул Рау.

Как успешный пример последнее время приводится город Сарань, в экономику которого активно инвестировали государственные институты развития.

"Если когда-то мы вытаскивали себя сами за волосы, то Сарань - это активнейшее участие государства. Допустим то же производство шин. Государство предоставило кредит через Банк развития Казахстана (БРК). Но просто так кредит нельзя дать, нужен собственный капитал. Его опять же формирует государство через участие социально-предпринимательской корпорации (СПК)", - пояснил он.

По словам депутата, инвестиции в моногорода требуют особых условий, поскольку бизнес предпочитает развивать производство ближе к крупным рынкам сбыта. Для инвестора гораздо выгоднее выбрать локацию, находящуюся ближе к потребителям.

"Зачем бизнесу вкладываться в Аркалык, когда есть Целиноградский район Акмолинской области или Талгарский район Алматинской области? Эти регионы ближе к рынку сбыта. Поэтому для привлечения инвесторов в отдаленные города необходимо создавать особые условия" - подчеркнул он.

Как отметил Рау, привлечение бизнеса в Лисаковск требовало особых стимулов.

"Мы тогда готовили помещения, в соответствии с законом "О СЭЗ" устанавливали нулевую аренду. Инвесторы сравнивают: вкладываться в Костанай, где 200 тысяч жителей, или в Астану, где миллион, или все же выбрать моногород, если там предлагаются выгодные условия. Именно поэтому за инвестиции в Аркалык нужно реально доплачивать - предоставлять инвестиционные субсидии за то, что бизнес заходит в такой город", - отметил он.

Международный опыт

Во многих странах есть города, которые, как и Лисаковск или Аркалык, зависели от добычи полезных ископаемых. Когда месторождения истощались, начинались серьезные проблемы: люди теряли работу, уезжали, а города приходили в упадок. Однако есть примеры, когда власти смогли найти выход и дать таким городам новую жизнь.

США (Аризона, Западная Вирджиния): ставка на новые отрасли

В Аризоне и Западной Вирджинии когда-то активно добывали медь и уголь. Когда месторождения начали истощаться, люди уезжали, а экономика рушилась. Чтобы спасти города, власти решили сделать ставку на развитие туризма, малого бизнеса и образовательных центров. Например, в некоторых городах бывших шахтеров переучили на специалистов в сфере технологий и экологии.

Что можно сделать у нас?

  • Открыть центры обучения и переобучения, чтобы люди могли освоить новые профессии;
  • Развивать новые предприятия, например, переработку полезных ископаемых или альтернативную энергетику.

Германия (Рурский регион): превращение шахт в научные центры

Рурский регион Германии когда-то был одним из крупнейших угледобывающих районов. Но когда шахты закрылись, регион оказался в кризисе. Чтобы его спасти, власти начали развивать новые технологии, машиностроение и альтернативную энергетику. Сегодня на месте старых шахт работают научные центры, технопарки и университеты, а экономика снова растет.

Что можно сделать у нас?

  • Открыть в Лисаковске и Аркалыке технопарки или исследовательские центры;
  • Привлекать молодых специалистов и студентов, создавая учебные программы в новых отраслях.

Канада (Садбери): новые рабочие места

Садбери долгое время был центром добычи никеля, но из-за загрязнения природы и закрытия шахт город начал умирать. Тогда власти решили восстановить экологию и развивать туризм. Они посадили деревья, очистили водоемы и сделали город привлекательным для жизни. Параллельно появились новые рабочие места в экотуризме и науке.

Что можно сделать у нас?

  • Развивать экотуризм в Аркалыке и Лисаковске, создавая природные зоны и маршруты;
  • Вложиться в экологические проекты и восстановление земель после добычи полезных ископаемых.

Развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности

После закрытия шахт в городе Эрдэнэт в Монголии местные власти вложились в развитие животноводства. Сейчас это один из крупнейших центров экспорта мяса в Азию. Многие моногорода Казахстана расположены в степной зоне, что делает их перспективными для сельского хозяйства.

Что можно сделать:

  • Создать агропромышленные комплексы. В Аркалыке можно развивать производство муки, растительных масел, мясных и молочных продуктов;
  • Развитие тепличных хозяйств. Современные теплицы позволяют выращивать овощи и фрукты даже в холодных регионах;
  • Программы кредитования фермеров. Льготные кредиты и субсидии помогут людям создать малый бизнес.

Привлечение инвесторов через государственные программы

Моногорода не смогут выжить без привлечения крупных инвесторов. В Узбекистане, в городе Ангрен, после закрытия угольных шахт власти предложили китайским и корейским компаниям налоговые льготы. Сейчас там работают заводы по производству керамики, бытовой техники и текстиля.

Что можно сделать:

  • Государственные субсидии для крупных компаний. Если бизнес получит налоговые льготы, он охотнее будет открывать филиалы в моногородах;
  • Создание общественных фондов развития моногородов. Такие фонды могут помогать с финансированием местных стартапов;
  • Партнерство с международными компаниями.

Мировой опыт показывает, что моногорода могут возродиться, если сделать ставку на диверсификацию экономики, инновации и экологическую устойчивость. Казахстанские моногорода, такие как Лисаковск и Аркалык, могут использовать этот опыт, чтобы перейти от сырьевой зависимости к развитию новых отраслей, технологического предпринимательства и образовательных программ. Это позволит не только сохранить население в этих регионах, но и создать условия для долгосрочного роста и стабильности.

Что говорят цифры

В ответе на официальный запрос редакции Tengrinews.kz в Министерстве национальной экономики сообщили, что в 2025 году в стране насчитывается 20 моногородов, в которых проживает около 1,4 миллиона человек, или 11 процентов городского населения Казахстана.

За последние десять лет количество моногородов сократилось: если в 2014 году их было 27, то по состоянию на конец 2023 года в обновленный перечень вошли лишь 20.

В ведомстве добавили, что ежегодно проводится мониторинг социально-экономического развития каждого моногорода, и при значительных изменениях в экономике возможен пересмотр их статуса.

"В случае достижения моногородом значительных результатов в диверсификации экономики, снижении зависимости от градообразующего предприятия и улучшении ключевых показателей устойчивости, он может быть исключен из перечня моногородов", - сообщили в ведомстве.

Кроме того, внутри классификационной структуры моногорода могут перемещаться между группами в зависимости от динамики их развития.

"Города с положительной динамикой могут переходить в более высокие группы, получая новые возможности для роста, тогда как города с ухудшающимися показателями могут смещаться в группы с меньшим потенциалом, что позволит своевременно адаптировать стратегические меры поддержки. Такой подход обеспечит гибкость системы управления моногородами и позволит формировать адресные меры поддержки в зависимости от текущего состояния и перспектив развития каждого населенного пункта", - добавили в министерстве.

В ведомстве также сообщили, что для развития моногородов предусмотрен ряд мер поддержки. В частности, разработаны комплексные планы социально-экономического развития для Балхаша, Алтая, Житикары, Лисаковска, Риддера и Степногорска. Кроме того, ежегодно выделяются средства на развитие инфраструктуры, действуют программы поддержки предпринимательства, льготного ипотечного кредитования и создания индустриальных зон.

Данный материал подготовлен в рамках проекта Solutions Journalism Lab II в жанре журналистики решений и представляет собой личную точку зрения автора.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 522.11  course up  594.5  course up  6.34  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 10
Астана 11
Актау 17
Актобе 15
Атырау 17
Б
Балхаш 15
Ж
Жезказган 11
К
Караганда 14
Кокшетау 17
Костанай 18
Кызылорда 11
П
Павлодар 14
Петропавловск 12
С
Семей 9
Т
Талдыкорган 14
Тараз 18
Туркестан 20
У
Уральск 13
Усть-Каменогорск 17
Ш
Шымкент 9

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer
yadro