РЕЙТИНГ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
14 февраля 2023 | 11:15

"Работать можно, но тяжело" - интервью с главой Казахстанского союза спортсменов

ПОДЕЛИТЬСЯ

Далеко не всегда стремление спортсменов к совершенству, каждодневное упорство и труд оправдываются должным образом. Чего не хватает казахстанскому спорту и с какими проблемами сталкивается Союз спортсменов, рассказал трехкратный чемпион страны по боксу, бронзовый призер чемпионата мира и председатель Казахстанского союза спортсменов Азамат Карлыгашев.


Далеко не всегда стремление спортсменов к совершенству, каждодневное упорство и труд оправдываются должным образом. Чего не хватает казахстанскому спорту и с какими проблемами сталкивается Союз спортсменов, рассказал трехкратный чемпион страны по боксу, бронзовый призер чемпионата мира и председатель Казахстанского союза спортсменов Азамат Карлыгашев.

Азамат Кайратович, расскажите, как вы пришли в спорт?

Прежде чем заниматься боксом, я попробовал себя в таких видах спорта, как рукопашный бой, вольная борьба, по которой я даже завоевал серебряную медаль на первенстве города. Мне всегда было интересно. Плюс ко всему мой дядя был президентом федерации бокса. Я попросил его записать меня на бокс, и с 1997 года я начал тренироваться.

Какое самое важное достижение в вашей спортивной карьере?

Наверное, мое трехкратное первенство в чемпионате Казахстана и бронзовая медаль чемпионата мира. Звание мастера спорта я завоевал в 16 лет.

Почему вы решили уйти из спорта?

Ушел, так как на тот момент я уже вырос. Поступил в ЕНУ на юридический факультет. Бокс не приносил какого-либо дохода, а я взрослел, и хотелось сходить в кафе, в кино, как и все остальные. Я понимал, что ситуация плачевная. Ну и были другие жизненные ситуации. Во время студенчества я работал на двух работах и учился одновременно. В 2008 году я окончил учебу в ЕНУ и поступил на второе высшее в Карагандинский экономический университет на факультет экономики.

Далее я начал работать в Министерстве юстиции в судебной экспертизе, поработал в Парламенте в структуре управления делами Президента. Вот так я и хотел найти себя в госслужбе - не нашел, но и слава богу (смеется). После поступил на третье высшее образование - на факультет физической культуры и спорта. Все-таки вернулся в сферу спорта.

Как пришла идея создать Казахстанский союз спортсменов?

Мысль о создании пришла мне в конце 2019 - начале 2020 года. У меня был определенный опыт - я работал исполнительным директором Союза строителей Казахстана. Наша на тот момент деятельность заключалась в том, чтобы представлять интересы строительного сообщества. Поработав там, в 2020 году я решил создать Союз спортсменов. Мы начали изучать аналоги в Казахстане и в ближних странах. Аналогов той деятельности и тех планов, которые были у нас, мы не нашли. Нечто похожее обнаружили в Российской Федерации, где есть Российский союз спортсменов, который в прошлом году в декабре отметил 30-летие. До создания я также связался с нашими именитыми спортсменами. Все олимпийские чемпионы, с кем я разговаривал, меня поддержали, за исключением некоторых людей, которые начали просить у меня деньги за вступление в организацию. Этих спортсменов мы сразу отсекли.

Расскажите о деятельности союза.

Наверное, можно сказать, что запрос общества на такую организацию появился давно. Массив проблем давно накапливался, а организации для их решения не было. Мы и исходили из этого запроса. Каждое дело, рассматриваемое союзом, я провожу через себя. По-человечески многих жалко. Не всегда в отношении моих коллег идут законные репрессии. Нам приходится подавать в суд, поднимать общественный резонанс, и не всегда, к сожалению, мы можем найти общий язык с уполномоченными органами. На сегодняшний день у Союза спортсменов 8 выигранных исков у уполномоченного органа в сфере физической культуры и спорта в пользу спортсменов, тем самым мы защитили права спортсменов и тренеров. У нас, как у республиканского объединения, нет других рычагов действия. Я боксировал и ушел из спорта в 2005 году, но по нынешний день глобально ничего в спорте не поменялось.

Допустим, прошлым летом ситуация с Гаухар Наурызовой. Ее отчислили из состава национальной сборной. Мы заступились, у нас были серьезные конфликты с руководством федерации. Но, по крайней мере, мы нашли общий язык, и данную девочку с партнером восстановили. В итоге на всемирной Универсиаде они завоевали девятое место.

Приходится сталкиваться с необычными ситуациями?

Регулярно. Вот, например, не так давно меня удивила ситуация с Еркебуланом Канафиным. В мае парень завоевал золотую медаль на Сурдлимпийских играх впервые за всю историю Казахстана. Однако у нас не особо этому обрадовались и признали, что он не был глухим. Это ведь парадокс. Тем не менее мы, выиграв суд, до сих пор доказываем, что у него четвертая степень тугоухости.

Как часто случаются подобные ситуации?

Мы уже 2,5 года работаем в этом направлении, и к нам очень часто обращаются.

На что люди жалуются чаще всего?

Больше всего жалуются на неправомерные действия со стороны уполномоченных органов.

Какова ваша роль как общественника по данным обращениям?

Мы, как общественная организация, хотим донести, что, помимо закона, приказов и нормативно-правовых актов, у наших чиновников должна быть тяга к сотрудничеству и человеческое отношение к спортсменам и их наставникам. Вся проблема, на мой взгляд, в том, что чиновники привыкли жить и работать как в начале нулевых - как они скажут, так и будет. Но мы доказываем им обратное.

На какие средства существует союз и кем он финансируется?

Союз существует за счет собственных средств и за счет средств моих друзей. У нас есть попечительский совет. Они бывшие спортсмены, друзья, успешные предприниматели. Со многими из них мы были в сборной Казахстана, но эти люди добились каких-либо успехов. Вступив в попечительский совет Союза спортсменов, они вносят вклад, так как в свое время также сталкивались с несправедливостью.

Кто эти люди?

Это не секрет. Они все выставлены у нас на сайте. Среди них Нариман Сулейменов, Дмитрий Инютин, Татьяна Ильина, Ерден Нурабаев, Асхат Мукашев, Асет Нургожин, Ойрат Нурказов, Руслан Шамкенов и другие. На данный момент у нас уже более 3200 членов союза и 18 филиалов в регионах.

Куда чаще всего поступают обращения от людей?

Чаще всего обращения поступают в соцсетях и не только на телефон, у нас есть сайт, почта. Но часто бывает так, что ввиду моей активной деятельности люди узнают и могут подходить на улице.

Занимаетесь ли вы сейчас боксом?

Занимаюсь, но сейчас очень редко. Кроме основной деятельности, есть и благотворительная. Хоть Союз спортсменов не благотворительная организация, но тем не менее, когда мы создались в 2020 году, в первую очередь поехали в детский дом, поставили там тренажеры. Стараемся это проводить системно, насколько мы можем.

На какие средства вы проводите эти благотворительные акции?

Благотворительные акции мы проводим в зависимости от поступающих запросов. Как я упоминал, Союз спортсменов выполняет свою функцию рупора, то есть мы эту информацию принимаем, а государство ведь аппарат очень большой, и его очень тяжело простимулировать на какие-то действия, и это занимает очень много времени. Но в составе наших партнеров есть люди, которые добились успеха в бизнесе. Грубо говоря, мы просто пытаемся состыковать эти концы. Да, может глобально и системно мы не решаем многие проблемы, но помогаем конкретным людям чем можем. Иногда мы можем просто наших ребят из союза попросить скинуться, так как сообщество спортсменов очень тесное, это бы происходило, даже если бы такой организации не существовало, но теперь все централизованно. Были случаи, когда мы даже кредиты закрывали.

Вообще, хотелось бы отметить, что в Казахстане актуальна проблема с финансовой грамотностью спортсменов. Почему именно спортсменов? Если, допустим, чиновник или бизнесмен чаще всего идет к финансовому благополучию постепенно, обретая навыки финансовой грамотности, то спортсмены чаще всего сразу сталкиваются с крупной суммой денег, которой не знают как распоряжаться. К примеру, в национальной баскетбольной лиге США существует практика: спортсмен не может заключить контракт, прежде чем окончит финансовый курс. Мы разрабатываем и продумываем введение аналогов, пытаемся выстроить логичный баланс. Все детали пока раскрывать не буду.

Для многих казахстанцев 2022 год выдался судьбоносным. Как вы, как руководитель общественной организации, запомнили прошедший год?

2022 год для Союза спортсменов был самым плодотворным. Мы добились выплат, пособий для чемпионов и призеров Олимпийских игр, Сурдлимпийских и Паралимпийских, чемпионов мира, а также их первых тренеров. Подобной выплаты ранее не было. Раньше существовала практика выплат 24 МРП, или 70 тысяч тенге. Что на сегодняшний день эта сумма, если человек травмированный, с переломами и болеет? Мы подняли этот показатель на 100 МРП, сейчас это 345 тысяч тенге.

Что значит "мы подняли"? У вас ведь нет законотворческих полномочий..

С 2020 года мы состояли в рабочей группе по поправкам, внесению изменений в некоторые статьи закона о спорте. В составе рабочей группы мы инициировали эти изменения. Мы также работаем с депутатами Мажилиса и Сената Парламента, и наши депутаты по нашей инициативе в рамках депутатского запроса обращались на имя премьер-министра и вице-премьера.

Расскажите подробнее об этой надбавке.

С октября 2020 года мы плотно работали с Мажилисом Парламента и бывшим председателем комитета спорта, когда его возглавлял Серик Сапиев. В рамках рабочей группы также большую работу провели непосредственно депутаты. В январе 2022 года прошлый министр и председатель Комитета спорта только приступили к своим обязанностям. Уже в марте 2022 года состоялась бюджетная комиссия Минфина и Миннацэкономики. Президент подписал данный Бюджетный кодекс, а в июне вышло постановление правительства.

В чем важность этого проекта?

Мы помогли всей стране. Сейчас заслуженные мастера спорта, а также их тренеры получают 345 тысяч тенге. Так как МРП растет, эта тарификация также будет расти.

Вы чувствуете обратную связь и поддержку по этому законопроекту именно от спортсменов?

Поддержка от них - это самое главное. Лично для меня и моей команды это результат. Не зря в свое время нами занимались тренеры. Теперь и мы подросли, отдали свою дань. Для нас это большая награда: спортивное сообщество знает, чья это заслуга.

Сейчас стало модно открывать партии. Вас посещала такая идея? Вы не хотели попасть в большую политику?

Нет. Цели, которые поставлены перед союзом, вполне реализуемы в рамках общественной организации. Конечно, нам не хватает административных, законодательных рычагов. Да, работать можно, но тяжело. Работа союза каждый день - это борьба с последствиями тех или иных системных вещей, которые были заложены на заре нашей независимости. И чтобы решить эти проблемы, нам необходимо попасть в законотворческую деятельность и усилить рычаги влияния. Потому что таким темпом мы десятилетиями, столетиями будем бороться именно с последствиями этих проблем, а не с их основой. Когда некоторые упрекают нас в бездействии, когда случается скандал или кто-то с кем-то ругается, я всегда говорю о том, что мы этими проблемами занимались и будем заниматься, но чтобы решить глобально - надо решить проблему у ее основ. Пока мы этого не сделаем, вся эта деятельность будет касаться лишь тушения пожаров, чем мы и занимаемся 2,5 года.

В спортивном сообществе всегда актуальна дискуссия по поводу отдельного министерства, отделения культуры и спорта. Ваша позиция какова?

Я считаю, что это правильно. Министру ведь отдают нагрузку сразу от трех сфер: культура, туризм и спорт. Допустим, человек всю жизнь работал в сфере культуры и пришел возглавлять спорт, либо наоборот. Это сложно.

Вы наверняка в курсе, что назначен новый министр. Вы знакомы с ним лично? Какое ваше мнение о новом главе Минкультуры и спорта?

Знаком. Время покажет. Мы с ним пересекались по общественным делам. Союз был активным членом Народной коалиции и одним из первых поддержал кандидатуру Касым-Жомарта Токаева на президентских выборах. Соответственно, в преддверии агитационной программы мы с министром часто виделись.

Какие планы у Союза спортсменов на 2023 год?

Как союз, помимо законотворческой деятельности, мы стараемся помогать индивидуально. Но физически мы не можем всех охватить. С 2023 года я планирую изменить стратегию союза и больше внедрять законотворческую деятельность совместно с депутатами, больше уделять внимание нехватке спортивной инфраструктуры и детскому спорту. Ранее мы занимались больше взрослыми спортсменами. Мы хотим уйти в системное решение проблем, в том числе и проблемы детского спорта.

Какие у вас пути решения?

С этого года мы хотим больше отрабатывать проблемы с управлениями спорта. В городах, регионах.

Чего не хватает казахстанскому спорту сейчас?

Сейчас нашим чиновникам из спорта, на мой взгляд, не хватает обратной связи со своими спортсменами. Я закончил спортивную карьеру, но все это время всегда был на связи со спортсменами, с друзьями детства из всего Казахстана. Допустим, я не понимаю, почему бывшие спортсмены, видевшие всю несправедливость, которая творилась в спорте в 90-х и в начале 2000 годов, получив должности, вмиг меняются. Они, наоборот, начинают вводить антиспортивные реформы, судиться со своими же спортсменами. Я не понимаю, что на них влияет.

То есть проблема в канале связи?

Канал коммуникации между людьми и государством отсутствует. Хотя механизм этого канала уже давно есть, разработан и работает. Это - организации, подобные нам. Это прекрасный канал функционирования, он эффективен как для людей, которые обращаются с проблемой, так и для людей, которые эти проблемы могут решить. То есть мы звено, которое объединяет этих людей, и при том, что мы выполняем очень важную глобальную социальную функцию в нашем государстве, при всем при этом мы сталкиваемся с трудностями постоянно. Это не делается напрямую, но бюрократия очень удобная штука, всегда можно провести так, что потом ничего и не докажешь...

Материал предоставлен РОО "Казахстанский Союз Спортсменов"
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 485.13   523.47   5.02 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети