21 октября 2022 | 08:33

"Ребенок залипает в телефоне". Как клиповое мышление влияет на детей

"Мой ребенок не может сосредоточиться, не хочет читать длинные тексты", - частая жалоба казахстанских родителей на сегодняшний день. Многие связывают эту проблему с влиянием гаджетов и социальных сетей, которые вкупе образовали клиповое мышление у детей, подростков. Специалисты бьют тревогу, советуя родителям контролировать времяпрепровождение детей за смартфонами. Корреспондент Tengrinews.kz записала мнения специалистов о том, насколько может быть негативным для человека клиповое мышление и возможно ли из него извлечь выгоду.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

"Мой ребенок не может сосредоточиться, не хочет читать длинные тексты", - частая жалоба казахстанских родителей на сегодняшний день. Многие связывают эту проблему с влиянием гаджетов и социальных сетей, которые вкупе образовали клиповое мышление у детей, подростков. Специалисты бьют тревогу, советуя родителям контролировать времяпрепровождение детей за смартфонами. Корреспондент Tengrinews.kz записала мнения специалистов о том, насколько может быть негативным для человека клиповое мышление и возможно ли из него извлечь выгоду.

Что такое клиповое мышление?

Тип мышления, при котором человек воспринимает информацию фрагментами, короткими и яркими образами. По данным специалистов, людям с таким типом мышления сложно читать длинные тексты, особенно книги, а также смотреть длительное по хронометражу видео или фильмы. Человек, как правило, не может сконцентрироваться на одном деле дольше 10–15 минут. 

По словам детского психолога Анастасии Стеблянко, мозг человека стремится затрачивать меньше энергии и ищет для этого наиболее простые пути. Так же и с клиповым мышлением. 

"Все сконцентрировано на работе головного мозга, который стремится к равновесию. То есть он ищет простые пути для выполнения задач, чтобы сэкономить энергию. Также и с восприятием короткой информации. В этом случае можно задействовать наименьшее количество нейронных связей и, соответственно, затратить меньше энергии", - рассказала специалист. 

Согласно открытым данным из Сети, термин "клиповое мышление" стал употребляться в 1990-е годы, когда обилие клипов и рекламы с динамичной нарезкой на телевидении пришли на смену статичной картинке. С развитием интернета и появлением социальных сетей проблема обострилась. 

Клиповое мышление: хорошо это или плохо?

Психолог Анастасия Стеблянко отмечает, что при клиповом мышлении ослабевает способность мыслить длинными логическими связами, минимизируется умение воображать у себя в голове.

"Эта функция ослабевает при всем при том, что хорошо тренируется так называемое слайдовое мышление. Хорошо это или плохо, мне трудно сказать. Потому что сегодня смартфоны плотно и качественно вошли в нашу жизнь, и они действительно упростили жизнь своих владельцев. Как будто человек делегировал часть мышления смартфону. Я думаю, это плохо в том случае, если завтра отключат Интернет", - добавила психолог. 

Нейропсихолог Назгина Мирза считает, что из-за формирования клипового мышления дети перестают хотеть читать, что в итоге приводит к получению только поверхностных знаний. 

"Если вы спросите у педагогов, то они вам подтвердят, что дети сегодня очень невнимательны. И опять-таки если спросим, что читают сегодня дети, чем они занимаются, что происходит. Они читают краткий обзор в той же "Википедии" или спрашивают у "Алисы", которая пересказывает им краткий сюжет произведения. В итоге дети не читают, не анализируют, не прорабатывают красивых сравнений, эпитетов. И страдают причинно-следственные связи, сокращается мыслительная деятельность. Из-за клипового мышления дети перескакивают с одного на другое и не до конца изучают вопросы, так как не могут долго на чем-то фокусироваться", - сказала специалист. 

Нужно ли бороться с клиповым мышлением?

Нейропсихолог Назгина Мирза считает, что с клиповым мышлением нужно бороться для того, чтобы дети могли ориентироваться в сегодняшнем огромном информационном потоке. 

"Наш мозг просто не успевает перерабатывать такое количество информации и ориентироваться в этом информационном шуме. Наши дети с рождения находятся в этом потоке информации, в мире гаджетов. Мы, как специалисты, бьем тревогу, что детям до трех лет вообще не рекомендуется смотреть мультфильмы, ролики и давать смартфоны и другие гаджеты. Они не понимают значение, сюжет мультфильма, а просто зависают на динамике и быстрой смене кадров. Но, к сожалению, к нам не прислушиваются. Чем это чревато? Тем, что дети будут бесконтрольно поглощать большой поток ненужной информации.

Сегодняшние дети самостоятельно могут тыкать по экранам телефонов и находить те мультики, которые хотят. Что очень сильно восхищает бабушек, которые считают, что их внуки настолько умны, что самостоятельно пользуются смартфонами. Но они не подозревают, что работают алгоритмы, которые ставят то, что уже смотрели на этом канале. Соответственно, Сеть уже дает подборку, и ребенок просто тыкает, не думая. Это делается просто и нажимается на раз-два-три. И ребенок даже не успевает досмотреть серию, как уже переходит на другое. Плюс этот контент не контролируется никем. И у ребенка снижается способность внимательно слушать и смотреть", - объяснила нейропсихолог. 

Детский психолог Анастасия Стеблянко считает, что все должно быть в меру и бороться с явлением необходимо, если это действительно зависимость. 

"Бороться ли с зависимостью? Да, если это зависимость. Важно вырабатывать в себе автономию человека мыслящего и разумного. У 90 процентов детей, которые приходят ко мне на прием, выявляются те или иные формы зависимости от гаджетов. Дети более восприимчивы, и у них легче формируется зависимость. И у нас в обществе уже есть современные дети, которые родились и растут с гаджетами. И в их случае, если нужно будет отказаться от смартфонов, это будет непростой задачей", - отметила психолог. 

Как бороться с клиповым мышлением? 

Детский психолог Анастасия Стеблянко предлагает родителям разговаривать с детьми о том, что не рекомендуется проводить за телефоном более трех часов в день. 

"Если родители в детстве серьезно отнеслись к этой проблеме, вводили ограничения, то после дети обнаруживают у себя новые интересы. Кто-то начинает печь, играть в футбол или увлекается конструированием. То есть у детей появляются другие интересы, и это важно. Все должно быть в меру. Если дети любят смотреть ролики в социальных сетях, то нужно стараться с ними договориться, чтобы они уделяли время и другим делам", - отметила специалист. 

Нейропсихолог Назгина Мирза рекомендует родителям играть с детьми чаще, давая таким образом настоящие эмоции. 

"Играть можно с детьми всех возрастов. Для тех, кто постарше, есть настольные игры, стратегии, которые учат детей думать, мыслить. Когда родитель уделяет ребенку свое время, тогда дети получают истинные эмоции. И в этом случае им уже неинтересно сидеть в гаджетах. Им хочется познавать эту жизнь, гулять по парку, ходить в походы, кататься на велосипедах. Поэтому родителям советую играть с детьми, если постарше, то обсуждать темы, участвовать в их хобби", - рассказала нейропсихолог. 

Что касается того, возможно ли извлечь выгоду из гаджетов, то Назгина Мирза рекомендует связать хобби ребенка и Интернет, чтобы в дальнейшем он не просто поглощал любое видео из Сети. 

"Мы учим ребенка получать правильную информацию. У ребенка есть хобби, к примеру, собирать пазлы. И здесь стоит посмотреть в Интернете, как можно это сделать быстрее. То есть учим ребенка искать нужную информацию, а не просто потреблять контент, который тебе выбрасывают алгоритмы. Так и с другими увлечениями. Я думаю, это будет работать лучше, чем тотальный контроль над использованием гаджетов", - добавила специалист. 

Подготовила Айгерим Абилмажитова. Фото Турара Казангапова. 

Реклама
Реклама
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
news135
Отправить
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная