ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
01 июня 2016 | 12:58

Не такой, как все. Как можно помочь ребенку с особыми потребностями

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

В Казахстане до сих пор большая часть людей с ограниченными возможностями не являются экономически активными гражданами. Согласно мировой статистике, от 40 до 70 процентов людей с инвалидностью являются трудоспособными и могут работать. В нашей стране этот показатель, по разным оценкам, всего лишь 12-15 процентов. Эксперты считают, что, если бы этими людьми занимались с раннего детства, то все они могли бы приносить пользу обществу, и себе самим в первую очередь. Чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем выше у него шанс не стать инвалидом. Корреспондент Tengrinews.kz побывал в кабинете психолого-педагогической коррекции в Алматы, где особенным детям помогают освоить различные навыки - речи, ходьбы, общения. 

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

В Казахстане до сих пор большая часть людей с ограниченными возможностями не являются экономически активными гражданами. Согласно мировой статистике, от 40 до 70 процентов людей с инвалидностью являются трудоспособными и могут работать. В нашей стране этот показатель, по разным оценкам, всего лишь 12-15 процентов. Эксперты считают, что, если бы этими людьми занимались с раннего детства, то все они могли бы приносить пользу обществу, и себе самим в первую очередь. Чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем выше у него шанс не стать инвалидом. Корреспондент Tengrinews.kz побывал в кабинете психолого-педагогической коррекции в Алматы, где особенным детям помогают освоить различные навыки - речи, ходьбы, общения. 

Кабинеты психолого-педагогической коррекции открываются государством для оказания услуг детям, которые нуждаются в комплексной помощи специалистов. К сожалению, пока не каждый город и тем более район может похвастать наличием такого учреждения, а значит, сотни семей все еще вынуждены прибегать к помощи частных практиков. Это не только дорого, но и не всегда качественно. 

Стоит отметить, что в начале 60-х годов прошлого столетия наиболее благополучные и развитые страны пошли по пути интеграции детей с ограниченными возможностями в систему общего образования. В то время пришло понимание, что направлять таких детей в специальные школы является нарушением их прав и навешиванием на них социальных ярлыков. Со временем на смену понятию "интеграция" пришло понятие "включение" (incluson, англ.) - термин, который используется для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

При этом специалисты придерживаются мнения, что инклюзивное образование не предполагает полного отказа от системы специального образования из-за того, что такой ребенок должен оставаться под ее покровительством: либо он учится в специальном классе при массовом учреждении, воспитываясь в смешанной дошкольной группе, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе. По сути, инклюзивное образование - это не просто когда ребенка помещают в обычную школу и смотрят, удалось ли ему там выкарабкаться. Для детей с ограниченными возможностями прежде всего необходимы профессиональные кадры - педагоги, умеющие с такими детьми работать, техническое оснащение и необходимая гибкость всей системы: учебных планов, шкалы оценки.

Поэтому в Казахстане открываются центры, в которых оказывается коррекционная помощь: услуги психологов, дефектологов и большого ряда других специалистов. Там каждый ребенок может получить необходимую помощь в зависимости от его конкретной проблемы. По словам исполнительного директора фонда "Дара" Мадины Бакиевой, организация которой уже не первый год участвует в процессе вовлечения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы, считает, что если таких центров будет достаточно и каждый ребенок сможет спокойно туда обратиться, а не ждать своей очереди годами, то такие дети смогут запросто учиться в обычной школе.

"Фонд "Дара" через свой проект "Разные-Равные" расширяет сеть центров или кабинетов коррекции с тем, чтобы в каждом населенном пункте у семьи была возможность получить квалифицированную, своевременную и при этом бесплатную помощь. Нам помогают в этом частные спонсоры, фонд Samruk-Kazyna Trust, а также местные управления образования. На сегодня мы уже открыли девять таких учреждений в разных областных городах, где таких центров либо не было, либо не хватало", - рассказала Бакиева. 

Собеседница также пояснила, что кабинеты коррекции, как вид учреждений, все еще остаются вне большого внимания системы образования. "Возможно, там не до конца осознают важность таких учреждений и их потенциал. В кабинетах коррекции могут помочь ребенку практически с рождения, а если он получает такую помощь своевременно - работает с психологом, логопедом, дефектологом, то его шансы быть готовым к социуму и гладко включиться в процесс образования намного увеличиваются. Если ребенку с особенными потребностями с раннего возраста оказывают необходимую поддержку, то он имеет шанс получить хорошее образование, найти работу. У нас же получается так: упускается важное время в раннем возрасте, нет помощи и информации, к школе родители начинают беспокоиться, но иногда уже поздно: закрепляется инвалидность, и впоследствии ребенок мало подготовлен к самостоятельной жизни, мало шансов на трудоустройство и приходится рассчитывать на пособие", - отметила Бакиева. 

Бакиева уверена, что очень важно инвестировать в такие организации, которые решают проблемы детей на раннем этапе, предотвращают их инвалидизацию. "Нам бы очень хотелось, чтобы сеть таких кабинетов и других реабилитационных учреждений по стране расширилась. Кроме того, мы считаем, что кабинеты коррекции должны взаимодействовать со школами. Тогда школа смогла бы получить необходимую методологическую поддержку в обучении особенных детей, а дети стали бы получателями непрерывных комплексных услуг - от коррекции до обучения в школе. Сейчас, к сожалению, такого взаимодействия нет", - посетовала собеседница. 

Кабинеты коррекции оснащены современным реабилитационным оборудованием, методическими материалами, развивающей литературой и играми. В таких центрах оборудованы различные функциональные зоны. Большое значение в процессе раннего развития и бытового обучения детей занимает комната, оборудованная по педагогической системе итальянского психолога Марии Монтессори.

Здесь имеется несколько десятков различных модулей, предназначенных для развития у детей творческого мышления, логики, математических навыков, умения писать и читать, различать предметы по величине, длине, цвету. Кроме того, занятия помогают развить мелкую моторику рук, осязание и слух.

Кабинет физической культуры оснащен реабилитационными тренажерами, предназначенными для занятий с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В реабилитационный курс входят также занятия музыкой, ритмикой и творчеством. Оборудованы кабинеты логопедов и дефектолога.

"Наша основная задача - помочь детям с особыми потребностями адаптироваться к жизни и обществу, подготовить их к детскому саду, а потом и к школе, - рассказала заведующая логопед-дефектолог Татьяна Алтынбекова. - Зачисление детей в кабинет психолого-педагогической коррекции производится на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Такой курс длится три месяца, а затем они вновь должны пройти комиссию. Если потребуется, то ребенку еще продлят время пребывания в центре".

По ее словам, охватить всех нуждающихся в коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями центр, к сожалению, не может. "На очереди в данный момент стоят 150 детей, а принять мы сможем только 87 детей, остальные будут ждать своей очереди", - отметила Алтынбекова.

Важность работы этих центров замечают и родители детей с особенными потребностями. "Мы ходим в этот центр с 15 марта, у нас задержка речи. Сейчас мы занимаемся с логопедом. Ребенок стал говорить и самое важное - повторять. У нее появился хоть какой-то словарный запас. Без специалистов невозможно прийти к результатам. Мы еще дома занимаемся, здесь элементарно направляют, потому что сама я не знаю, как работать с таким ребенком", - поделилась мама Марина Арти.

По словам Бакиевой, родителям очень важно помочь и подсказать, как заниматься развитием особенного ребенка. "Во-первых, если с обычным ребенком мы все примерно знаем, что делать, то с особенным ребенком нужно совершенно иначе работать. Во-вторых, родителей нужно психологически поддерживать, помогать им принять своего ребенка, осознать его возможности. В наших кабинетах коррекции работают клубы родителей, где такая помощь оказывается, семьи участвуют также в диагностике состояния ребенка и оценке его последующего прогресса", - рассказала Бакиева.

"Они дали нам понять, что в болезни нашего ребенка нет ничего страшного или постыдного, что он просто не такой, как все. Коррекционные занятия начали положительно влиять, и у него появилось стойкое желание учиться", - поделилась мама Марина Кабалова.

Отметим, в День защиты детей фонд "Дара" открывает новый центр в Усть-Каменогорске, а следующий на очереди - в Кызылорде.

Василина Атоянц

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer