ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
01 июня 2016 | 12:58

Не такой, как все. Как можно помочь ребенку с особыми потребностями

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Казахстане до сих пор большая часть людей с ограниченными возможностями не являются экономически активными гражданами. Согласно мировой статистике, от 40 до 70 процентов людей с инвалидностью являются трудоспособными и могут работать. В нашей стране этот показатель, по разным оценкам, всего лишь 12-15 процентов. Эксперты считают, что, если бы этими людьми занимались с раннего детства, то все они могли бы приносить пользу обществу, и себе самим в первую очередь. Чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем выше у него шанс не стать инвалидом. Корреспондент Tengrinews.kz побывал в кабинете психолого-педагогической коррекции в Алматы, где особенным детям помогают освоить различные навыки - речи, ходьбы, общения. 


Иконка комментария блок соц сети

В Казахстане до сих пор большая часть людей с ограниченными возможностями не являются экономически активными гражданами. Согласно мировой статистике, от 40 до 70 процентов людей с инвалидностью являются трудоспособными и могут работать. В нашей стране этот показатель, по разным оценкам, всего лишь 12-15 процентов. Эксперты считают, что, если бы этими людьми занимались с раннего детства, то все они могли бы приносить пользу обществу, и себе самим в первую очередь. Чем раньше ребенок получит необходимую помощь, тем выше у него шанс не стать инвалидом. Корреспондент Tengrinews.kz побывал в кабинете психолого-педагогической коррекции в Алматы, где особенным детям помогают освоить различные навыки - речи, ходьбы, общения. 

Кабинеты психолого-педагогической коррекции открываются государством для оказания услуг детям, которые нуждаются в комплексной помощи специалистов. К сожалению, пока не каждый город и тем более район может похвастать наличием такого учреждения, а значит, сотни семей все еще вынуждены прибегать к помощи частных практиков. Это не только дорого, но и не всегда качественно. 

Стоит отметить, что в начале 60-х годов прошлого столетия наиболее благополучные и развитые страны пошли по пути интеграции детей с ограниченными возможностями в систему общего образования. В то время пришло понимание, что направлять таких детей в специальные школы является нарушением их прав и навешиванием на них социальных ярлыков. Со временем на смену понятию "интеграция" пришло понятие "включение" (incluson, англ.) - термин, который используется для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

При этом специалисты придерживаются мнения, что инклюзивное образование не предполагает полного отказа от системы специального образования из-за того, что такой ребенок должен оставаться под ее покровительством: либо он учится в специальном классе при массовом учреждении, воспитываясь в смешанной дошкольной группе, либо обязательно получает коррекционную помощь, учась в обычном классе. По сути, инклюзивное образование - это не просто когда ребенка помещают в обычную школу и смотрят, удалось ли ему там выкарабкаться. Для детей с ограниченными возможностями прежде всего необходимы профессиональные кадры - педагоги, умеющие с такими детьми работать, техническое оснащение и необходимая гибкость всей системы: учебных планов, шкалы оценки.

Поэтому в Казахстане открываются центры, в которых оказывается коррекционная помощь: услуги психологов, дефектологов и большого ряда других специалистов. Там каждый ребенок может получить необходимую помощь в зависимости от его конкретной проблемы. По словам исполнительного директора фонда "Дара" Мадины Бакиевой, организация которой уже не первый год участвует в процессе вовлечения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы, считает, что если таких центров будет достаточно и каждый ребенок сможет спокойно туда обратиться, а не ждать своей очереди годами, то такие дети смогут запросто учиться в обычной школе.

"Фонд "Дара" через свой проект "Разные-Равные" расширяет сеть центров или кабинетов коррекции с тем, чтобы в каждом населенном пункте у семьи была возможность получить квалифицированную, своевременную и при этом бесплатную помощь. Нам помогают в этом частные спонсоры, фонд Samruk-Kazyna Trust, а также местные управления образования. На сегодня мы уже открыли девять таких учреждений в разных областных городах, где таких центров либо не было, либо не хватало", - рассказала Бакиева. 

Собеседница также пояснила, что кабинеты коррекции, как вид учреждений, все еще остаются вне большого внимания системы образования. "Возможно, там не до конца осознают важность таких учреждений и их потенциал. В кабинетах коррекции могут помочь ребенку практически с рождения, а если он получает такую помощь своевременно - работает с психологом, логопедом, дефектологом, то его шансы быть готовым к социуму и гладко включиться в процесс образования намного увеличиваются. Если ребенку с особенными потребностями с раннего возраста оказывают необходимую поддержку, то он имеет шанс получить хорошее образование, найти работу. У нас же получается так: упускается важное время в раннем возрасте, нет помощи и информации, к школе родители начинают беспокоиться, но иногда уже поздно: закрепляется инвалидность, и впоследствии ребенок мало подготовлен к самостоятельной жизни, мало шансов на трудоустройство и приходится рассчитывать на пособие", - отметила Бакиева. 

Бакиева уверена, что очень важно инвестировать в такие организации, которые решают проблемы детей на раннем этапе, предотвращают их инвалидизацию. "Нам бы очень хотелось, чтобы сеть таких кабинетов и других реабилитационных учреждений по стране расширилась. Кроме того, мы считаем, что кабинеты коррекции должны взаимодействовать со школами. Тогда школа смогла бы получить необходимую методологическую поддержку в обучении особенных детей, а дети стали бы получателями непрерывных комплексных услуг - от коррекции до обучения в школе. Сейчас, к сожалению, такого взаимодействия нет", - посетовала собеседница. 

Кабинеты коррекции оснащены современным реабилитационным оборудованием, методическими материалами, развивающей литературой и играми. В таких центрах оборудованы различные функциональные зоны. Большое значение в процессе раннего развития и бытового обучения детей занимает комната, оборудованная по педагогической системе итальянского психолога Марии Монтессори.

Здесь имеется несколько десятков различных модулей, предназначенных для развития у детей творческого мышления, логики, математических навыков, умения писать и читать, различать предметы по величине, длине, цвету. Кроме того, занятия помогают развить мелкую моторику рук, осязание и слух.

Кабинет физической культуры оснащен реабилитационными тренажерами, предназначенными для занятий с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. В реабилитационный курс входят также занятия музыкой, ритмикой и творчеством. Оборудованы кабинеты логопедов и дефектолога.

"Наша основная задача - помочь детям с особыми потребностями адаптироваться к жизни и обществу, подготовить их к детскому саду, а потом и к школе, - рассказала заведующая логопед-дефектолог Татьяна Алтынбекова. - Зачисление детей в кабинет психолого-педагогической коррекции производится на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Такой курс длится три месяца, а затем они вновь должны пройти комиссию. Если потребуется, то ребенку еще продлят время пребывания в центре".

По ее словам, охватить всех нуждающихся в коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями центр, к сожалению, не может. "На очереди в данный момент стоят 150 детей, а принять мы сможем только 87 детей, остальные будут ждать своей очереди", - отметила Алтынбекова.

Важность работы этих центров замечают и родители детей с особенными потребностями. "Мы ходим в этот центр с 15 марта, у нас задержка речи. Сейчас мы занимаемся с логопедом. Ребенок стал говорить и самое важное - повторять. У нее появился хоть какой-то словарный запас. Без специалистов невозможно прийти к результатам. Мы еще дома занимаемся, здесь элементарно направляют, потому что сама я не знаю, как работать с таким ребенком", - поделилась мама Марина Арти.

По словам Бакиевой, родителям очень важно помочь и подсказать, как заниматься развитием особенного ребенка. "Во-первых, если с обычным ребенком мы все примерно знаем, что делать, то с особенным ребенком нужно совершенно иначе работать. Во-вторых, родителей нужно психологически поддерживать, помогать им принять своего ребенка, осознать его возможности. В наших кабинетах коррекции работают клубы родителей, где такая помощь оказывается, семьи участвуют также в диагностике состояния ребенка и оценке его последующего прогресса", - рассказала Бакиева.

"Они дали нам понять, что в болезни нашего ребенка нет ничего страшного или постыдного, что он просто не такой, как все. Коррекционные занятия начали положительно влиять, и у него появилось стойкое желание учиться", - поделилась мама Марина Кабалова.

Отметим, в День защиты детей фонд "Дара" открывает новый центр в Усть-Каменогорске, а следующий на очереди - в Кызылорде.

Василина Атоянц

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 496.01   523.53   4.96 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети