ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
04 апреля 2019 | 08:27

"У меня ничего не получится, потому что я из аула". Неправда!

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото: b17.ru Иллюстративное фото: b17.ru

В казахстанском обществе считается: чтобы пробиться наверх, построить успешную карьеру, открыть собственный бизнес, нужно родиться в хорошей семье, которая живет в большом городе и имеет много возможностей. Из-за этой ограничивающей установки многие уроженцы аулов или маленьких городов даже не пробуют поступить на интересную для них специальность и переехать работать туда, где им хочется быть, или же организовать значимый проект там, где родились. 


Иконка комментария блок соц сети

В казахстанском обществе считается: чтобы пробиться наверх, построить успешную карьеру, открыть собственный бизнес, нужно родиться в хорошей семье, которая живет в большом городе и имеет много возможностей. Из-за этой ограничивающей установки многие уроженцы аулов или маленьких городов даже не пробуют поступить на интересную для них специальность и переехать работать туда, где им хочется быть, или же организовать значимый проект там, где родились. 

Корреспондент Tengrinews.kz записал комментарий консультанта по развитию карьеры Людмилы Лукиной, а также истории двух человек, которые родились в сельской местности и сейчас строят карьеру в Алматы и Нур-Султане. 

Для карьерного консультанта люди из аулов ничем не отличаются от городских, у всех есть одинаковые возможности развития. Единственное отличие - дал ли человек себе труд найти ответы на вопросы: "Чему я хочу научиться?", Чем я хочу заниматься всю жизнь?", а после построить и воплотить этот план. Даже больше скажу: сегодня у молодежи из аулов больше льгот для поступления в вузы: существуют сельские квоты, иногородним дают общежитие.

После получения высшего образования все границы стираются. Реальная учеба в вузе ликвидирует возможные пробелы в знаниях и навыках. Вуз - это не только знания по специальности, а еще три главных навыка: работать с информацией, уметь общаться с разными людьми, планировать личные и рабочие дела. Учеба в вузе - не обязательна для всех уроженцев аулов, рабочие специальности всегда были и будут нужны, многим людям ценна возможность видеть и трогать результат своего труда. Но важно помнить: рабочую специальность может выбрать и человек, родившийся в городе. Это не вопрос места рождения, а выбор самого человека. 

Все ограничения - в голове. Многие говорят про низкое качество образование в селах, мол, там учат не так. Всегда есть возможность сменить учебное заведение или преподавателя (для одаренных учеников есть интернаты с сильными педагогами) или получать дополнительные знания в Интернете (есть и онлайн-уроки, и множество научно-познавательных и документальных фильмов). Важно помнить: это ваша жизнь и только вы ответственны за то, что из нее получится в итоге.

 

"Я родилась в маленьком ауле, население которого не превышает 400 человек. Я окончила школу больше 10 лет назад, считаю, что мне повезло с учителями советской закалки - они болели душой за свое дело и учили на совесть. Мне было интересно учиться, я постоянно брала книги в аульной библиотеке - перечитала много художественной литературы, у меня был богатый словарный запас. Однако, поступив в вуз, я поняла, в чем минус получать знания только через книги, не имея возможности обсуждать прочитанное: я во многих словах неправильно ставила ударения. Пришлось переучиваться!

В 9-м классе я определилась со специальностью - я хотела жить в большом городе, общаться с разными людьми, быть в курсе всех событий. Я понимала, что спокойная жизнь в ауле - не для меня. Помимо интереса к самой профессии, я осознала, что если получу специальность учителя или врача, то меня отправят обратно в село отрабатывать грант на несколько лет, или же родственники будут настаивать, говоря, что не хватает таких специалистов. Представители же моей профессии преимущественно нужны в большом городе. Мой отец был не очень рад моему выбору: было мало шансов поступить на бюджет. Если бы я не поступила на грант, то нашей семье было бы проблематично выплачивать 150 тысяч тенге за обучение в год. Он переживал, что у нас нет "мохнатой лапы" и мне будет тяжело пробиваться. Конкретно против моей профессии он не возражал, для него было главное, чтобы я получила любое высшее образование.

В итоге я поступила на грант, на ЕНТ набрав 92 балла. Это немало, но, думаю, грант получился именно благодаря сельской квоте.

По моим наблюдениям, люди из глубинки - аулов, маленьких городов - в большом городе добиваются больших успехов, чем те, кто родился и учился здесь. Не имея тепличных условий, приходится больше делать, и в итоге шансы выше. В моем классе было 18 человек. Больше половины пробились, встали на ноги: стали врачами, учителями, кто-то сейчас живет за границей. Некоторые же употребляют алкоголь и наркотики, кто-то уже отсидел в тюрьме. Думаю, что первых в школьные годы отличала хорошая успеваемость.

Сейчас, размышляя о прошлом, я сожалею, что в 8-9-м классе, когда была возможность уехать в интернат в областном центре, я этого не сделала. Думаю, что тогда бы в вузе учиться мне было бы проще. Также у нас в ауле совсем не преподавали английский язык - вместо него был немецкий. Несмотря на то что учитель был не всегда, немецкий я все же знала. Английский сейчас я самостоятельно учу на курсах.

"Я родился в маленьком ауле, который насчитывает 100 домов. Там проучился до 9-го класса - старших классов в нашей школе не было. Школу я окончил в соседнем ауле, где проживают несколько тысяч человек, жил у родственников.

Я мечтал стать врачом, решение поступать на другую специальность принял буквально за неделю до того, как сдавать документы. Родители меня полностью поддержали, потому что учиться предстояло в ближайшем городе. Конечно, я хотел поступить на грант - но не получилось, даже при условии сельской квоты. Кстати, мне известно немало историй, когда городские школьники в 10-11 классах переводились в сельские школы, чтобы иметь эту льготу при поступлении. Со второго курса я жил в общежитии, там я действительно стал самостоятельным, например, научился готовить.

Я никогда в жизни не сталкивался с какими-то ограничениями, продиктованными местом моего рождения. Не могу сказать, что мне все дается легко, но это никак не связано с тем, что я родился в ауле. В принципе, мое родное село мне нравится: там сейчас живут мои родители. Возможно, к пенсии я вернусь туда и буду заниматься фермерством". 

Для выпускников сельских организаций образования по специальностям, определяющим социально-экономическое развитие аула, предусмотрена 30-процентная квота приема в вузы РК. Принцип получения квоты в интервью Tengrinews.kz в феврале 2019 года объяснял директор АО "Финансовый центр" Аскар Ибраимов: 

"Так как наблюдался дефицит специалистов в селах, государство предоставило определенные льготные условия для сельских абитуриентов. Для поступления на грант пороговый балл для них был ниже, чем у выпускников городских школ. После обучения комиссия при вузе определяла село, в котором он должен отработать три года. Получившие образовательные гранты по сельской квоте студенты обязаны после окончания учебы три года отработать в селах. С 2012 по 2017 годы по сельской квоте по государственному образовательному гранту завершили обучение более 16 208 студентов по медицинским, педагогическим и ветеринарным специальностям".

 Ольга Пастухова

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети