Год назад, после критики Касым-Жомарта Токаева, корреспонденты Tengrinews.kz в часы пик проверяли автобусы. Спустя год мы решили повторить эксперимент и понять, что изменилось. Что из этого вышло - узнаете из нашего фоторепортажа.
Восемь утра. Остановка на проспекте Кошкарбаева. В карман заезжает маршрутный автобус № 29А. Внутри можно заметить немало людей.
Пассажиры заходят, но места хватает не всем. Тогда люди начинают буквально проталкивать друг друга внутрь.
Через несколько минут подъезжает автобус того же маршрута, но почти пустой. Наверное, если бы они ехали друг за другом, то нагрузка равномерно распределилась бы на обе машины.
Мы же решаем дождаться следующего 29-го, чтобы на нем доехать до Дома министерств. В это время к остановке подъезжает переполненный людьми 43-й.
Желающих войти явно больше, чем физически может вместить в себя автобус. Но ожидавшие его пассажиры не теряют надежду попасть внутрь. Кто-то опаздывает на работу, кто-то - на учебу.
Зайти удастся не всем.
Когда к остановке подъехал 29-й, мы поняли, что нам также придется потесниться с другими пассажирами.
На некоторых остановках двери автобуса с трудом открывались и закрывались.
Через несколько минут после того, как мы вышли на остановке "Дом министерств" на улице Конаева, подъехал еще один 29-й. Но он уже был почти пустой.
Возможно, пассажиры не знают, что между этими маршрутами в часы пик небольшой интервал. Все стремятся зайти в тот автобус, который подъехал первым. В результате один переполнен, а следующий - почти пустой.
Простояв на этой остановке некоторое время, мы почти не увидели переполненных автобусов. Справедливости ради отметим, что в день, когда мы проводили фотосъемку, все еще были школьные каникулы. "Мигрирующие" между районами - от дома до храма знаний и обратно - ученики составляют немалую долю трафика.
К примеру, вот какой ситуацию запечатлели астанчане в ноябре 2023 года.
Watch on TikTok
Видео ниже прислано на редакционный номер 10 января. Помимо жалобы наших читателей на переполненность маршрута № 70, пассажиры также просят обратить внимание на состояние автобуса, чьи двери не всегда закрываются, а внутренняя обшивка салона местами держится "на честном слове".
В автопарках говорят, что с проблемами знакомы и постепенно работают над их решением. Например, в прошлом году они пополнились дополнительными единицами общественного транспорта.
"В 2023 году акиматом города, а также частными парками был осуществлен закуп новых 400 автобусов. Из них в настоящий момент поставлено 290 единиц, все автобусы курсируют на линии. Закуп автобусов позволил увеличить охват населения. В рамках приобретения новых автобусов проводятся мероприятия по снижению нагрузки на действующие маршруты, производится обновление подвижного состава, запуск новых маршрутов", - заявили нам в компании CTS.
Немного подробнее об обновлении общественного транспорта и запуске новых маршрутов. Данные предоставлены компанией CTS:
- осуществлен запуск 8 новых маршрутов (6 – городских, 2 - пригородных);
- осуществлено обновление подвижного состава на маршруте № 10 (20 единиц 18-метровых электробусов);
- высвободившийся подвижной состав направлен (18-метровые дизельные автобусы) на наиболее загруженные маршруты. Такие как №№ 7, 9, 24, 29;
- произведено частичное обновление подвижного состава на 7 маршрутах (№№ 14, 31, 37, 50, 53, 64, 70);
- произведено обновление подвижного состава на маршрутах №№ 1, 3, 5, 5А, 15, 15а, 29, 29А, 32, 35, 36, 45, 54, 60, 61;
- увеличено количество на маршрутах на 106 единиц.
Переходим дорогу и направляемся к одной из самых загруженных остановок города. Она также находится у Дома министерств, но уже по проспекту Мангилик ел. И сразу обращаем внимание на интервалы некоторых маршрутов, указанные на информационном табло.
Некоторые автобусы были переполнены, а в какие-то можно было свободно войти и даже сесть. Но еще раз напомним, что из-за каникул в эти дни в автобусах не было школьников.
В это время года в автобусах становится теснее еще и потому, что пассажиры в верхней одежде, которая делает каждого из нас чуть шире обычного.
Для чистоты эксперимента нам осталось посмотреть на загруженность в вечерний час пик. Но перед этим мы решили проверить кое-что еще. В CTS журналистам не раз заявляли, что не все астанчане стремятся оплачивать проезд.
"С начала 2023 года было выявлено 202 899 пассажиров общественного транспорта, уклонившихся от оплаты проезда. Из них в отношении 10 256 пассажиров сотрудниками местной полицейской службы за нарушения требований части 2 статьи 622 КоАП РК ("Нарушение правил пользования общественным городским и пригородным транспортом") были наложены административные взыскания на общую сумму 70 766 400 тенге", - привели статистику в компании.
Напомним, цена проезда в Астане - 90 тенге. А вот штраф за неуплату - 2 МРП, или 7 384 тенге.
Днем мы проехались по нескольким направлениям с менеджерами компании CTS, которые проверяют оплату проезда у пассажиров. Они также в целом следят за порядком на маршрутах, то есть приглядывают за тем, чтобы нарушений не было и со стороны водителей общественного транспорта.
Знакомьтесь, это менеджер CTS Руслан Динабеков. В компании он работает больше четырех лет. За это время он множество раз ловил зайцев, некоторые из которых в ответ начинали вести себя агрессивно. На некоторых контролеров даже были нападения с ножом.
На фото ниже коллега Руслана - Аида Байдаулетова. Она работает менеджером уже четыре года.
Руслан и Аида рассказали, что за годы работы при входе в автобус сразу видят тех, кто не оплатил проезд.
"Люди сами себя выдают, начинают паниковать, пытаются быстро провести оплату", - рассказывают менеджеры.
Заходим вместе с ними в один из автобусов. В этот момент через специальные устройства менеджеры отключают в автобусе возможность оплаты проезда.
На случай спорных моментов у них есть нагрудные камеры.
Долго искать зайцев не пришлось. Один из пассажиров признался, что не оплатил проезд. Ему предложили выйти из автобуса и вызвали полицию.
Мужчина вел себя агрессивно. Пока Руслан зашел проверить следующий автобус, с нарушителем осталась Аида. Заяц воспользовался моментом и убежал.
У менеджеров нет полномочий удерживать нарушителей силой.
Руслан к этому моменту успел проверить еще один автобус и вывел из него группу пассажиров, которые также не оплатили проезд.
Подъехавшие сотрудники полиции начали выписывать штрафы.
"Люди стараются уклониться от оплаты проезда. Как мы с этим боремся? С 2023 года у нас активно ведется модернизация системы оплаты проезда. Сейчас она на стадии завершения.
Появляются дополнительные функции оплаты. Самое основное, как мы надеемся, какой-то процент с QR-оплаты перейдет на банковские карты. То есть можно будет прикладывать банковскую карту для оплаты. Часть людей, оплачивающих через QR, старались разные причины назвать, мол, оплата была сделана, но телефон разрядился, или человек разговаривает по телефону и чек об оплате не показывает. Есть и случаи подделки чека QR-оплаты либо пересылка одного чека тем, с кем едет пассажир", - объясняет директор департамента транспортного контроля CTS Рашид Рахматулин.
Контролю оплаты проезда уделяется такое внимание в том числе потому, что перевозчики из-за зайцев терпят убытки. Как отмечают в CTS, речь идет о нескольких миллиардах. А ведь на эту сумму можно приобрести не один новый автобус.
Оставив менеджеров дальше проверять маршрутные автобусы, ближе к вечернему часу пик мы, как и в прошлом году, приехали на остановку у ТРЦ Asia Park.
Это не только остановка для общественного транспорта, но и стихийное место для пересадки пассажиров в такси и микроавтобусы, чтобы отправиться в пригороды Астаны.
Сотни людей ежедневно ждут здесь нужные им автобусы.
Отправляемся дальше - на не менее популярную остановку, с которой десятки госслужащих разъезжаются по домам, - "Дом министерств".
Ожидающих здесь горожан в часы пик всегда много. Некоторые автобусы были загружены до предела.
Спустя год все еще есть над чем поработать.
"Действительно, в настоящий момент в городе стоит вопрос загруженности автобусов. Особенно остро это ощущается в часы пик. В утренний час пик (в период с 7:30 до 9:00), а также в вечерний час пик (с 17:30 до 20:00), когда взрослое население направляется на работу, школьники и студенты направляются в школы, университеты. Но, как уже говорили, работа ведется активно – закупаются автобусы, появляются новые маршруты. Прибывают не только новые автобусы, также строится LRT. Также у нас появляются новые улицы. Например, мост на Тауелсіздік помог разгрузить несколько улиц"
"Основной причиной сложившейся ситуации является имеющийся в столице дефицит водительского и подвижного состава. Также необходимо отметить, что отклонение от графика по разным причинам - пробки (утренние и вечерние часы пик), дорожно-транспортные происшествия, снижение скорости автобуса в зависимости от погоды (дождь, снег) - приводит к нарушению расписания, увеличению интервала ожидания и высокой загруженности"
"Кроме того, в городе, согласно проведенному анализу, в среднем в день не оплачивает проезд более 90 000 пассажиров. Что приводит к потерям парками средств, необходимых для обслуживания подвижного состава, его закупа и оплаты работы персонала", - резюмировали в CTS.
Добавим, что в компании CTS и автопарках обещали изучить комментарии к данной публикации.
Делитесь своими замечаниями, предложениями в комментариях или расскажите, на каких столичных маршрутах и в какое время наблюдаются проблемы.
Для удобства наших пользователей настроили автоматическое определение местоположения авторов комментариев
Смешная ситуация с наказанием зайцев. Есть люди которые миллиардами своровали и из-за них у нас рушатся мосты и тратиться ещё миллиарды что закончить ЛРТ а с гордостью показываем как ловят простых людей которым действительно ели хватает на жизнь.
С вашей логикой порядка точно не будет
Свободный Казахстан, общество с себя начинать должно по закону жить! Кто и как там ворует, это уже работа других
Зайцев никогда не понимал. Езжу на автобусе и заметил что зайцами могут быть все, и женщины и мужчины. Реже подростки. У меня даже есть один товарищ такой, который любит халяву. Неужели жаль 90 тенге?
Почитай комментарий под ником Свободный Казахстан, вкратце все воруют и могу!
Almazyan, это игра такая, нервы встряхнуть, как жвачку незаметно украсть и штраф небольшой, не страшно.
Даа, а еще хотим жить как в Европе или в др. развитых странах. Самосознание конечно еще на низком уровне... p.s. лайфхаки зайчьи все изощренней...
Вот обьясните зачем бабулькам в 8 утра толпится со всеми. Можно же позже выйти из дома.
Так же хотел бы отметить студентов. Вечером в час пик после работы с трудом втискиваемся в автобус, едем домой друг на друге( И у ТРЦ выходят студенты... Нет бы пораньше или попозже выехать, обязательно надо в час пик!
Good Name, вот с себя и начните, не ездите в час пик
Даже в статье описано, что все скопившиеся на остановке как упоротые ломятся в первый подъехавший автобус, а следующий идет полупустой. И все про это знают. Но пару минут надо сэкономить. НУ НАДО!
Табло плохо работает, некоторые автобусы не показывает даже! Вроде ждёшь один, а приезжает другой номер! Табло все плохо работают на проспекте Туран
МОЛОДЦЫ журналисты - ПРОФЕССИОНАЛЫ! ВОТ ТАК работать надо, Вы даже напомнили мне ЧУТЬ-ЧУТЬ одну ОЧЕНЬ знаменитую журналистско-расследовательскую команду "Вальрафф" в Германии ("Team Walraff" - "Reporter undercover"), которая так делает свои "репортажи-расследования", незаметно вливая своих журналистов в разные "коллективы", "предприятия" и т.д. :))). Так что НЕ ЗРЯ эта команда с Тураром свой журналистский хлеб ест - ЗАСЛУЖИВАЕТ! Респект, короче! В том числе и респект всем тем нашим простым гражданам, которые в НАШИ ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ так РАНО на работу приходят, например водителям автобусов, а также и простым гражданам, ждущим в такие МОРОЗЫ автобусов на остановке, и всем кто в ТАКИЕ лютые морозы еще и РАБОТАЕТ на морозе (коммунальщикам, вывозщикам мусора и т.д.) - это же ВСЕ ГЕРОИ-люди! Я лично бы даже НОСУ своего рано утром на МОРОЗЕ и поздно вечером на морозе не смог бы из дому высунуть, не то что куда-то ехать в этот ужасный мороз или даже работать в такие морозы.
В Алмате почему то у контроллеров нету видео жетонов и систем отключающих оплату нужно то же внедрять это и тогда я думаю по уменьшится зайцев!
уберите частников отдайте в государству все проблема решится
Бардак это все.
В Алматы всегда так было и есть, кто поумнее смотрят карту автобуса и доезжают более менее терпимо, остальные ломятся в тот сто приехал, в часы пик как ни крути везде давка, и это не вина автобусов, а того что все в основном заканчивают работу в 17 и в 18 часов, потом можно ездить нормально, людей меньше.
25 минут прождала автобус номер 66!
Надо срочно исправить проблему с поставщиком данных по локации автобусов на маршрутах! В соответствующих приложениях и Яндекс картах невидно как далеко находятся автобусы, каково расстояние или время между автобусами одного маршрута и т.д. и т.п. Все это приводит к сложностям с планированием поездок у пассажиров. Как следствие – переполненные остановки и автобусы.
В Астане бывал раз шесть начиная с 2000года общественным транспортом пользовался редко в основном возили, меня алматинца, очень удивили извилистые улицы на правом берегу и пробки вроде город строили с нуля можно было бы определиться с масштабом кварталов, построить школы садики в пешей доступности раньше норма была 600метров а тут широченный проспекты утыкаются в узкие улицы, масштаб зданий требует широкие а люди вынуждены преодолевать их пешком, да и частая смена главных архитекторов тоже не пошла на пользу я лично знал троих и все старались угодить сами знаете кому 😉 последний визит нанес 9-10 мая 2015 года поразила пустота улиц вечером хотя дни были солнечные город построен для красивого генплана на макете выглядит красиво а для проживания брр ветер, комары, бураны отсутствие ливневой канализации и это меня возили сам ездил пару раз на автобусе тогда это были ещё Газели городу не повезло с проектировщиками хотя бюджет как я понял был неограничен есть фото Я на фоне Байтерека с родственницей и вокруг никого она кстати в Минобороне работала это прям напротив, а жила на правом возле Встречи ну местные знают всем счастья и благополучия от старого ворчуна
Многие ждали новый мост на Тауелсыздык, в надежде, что он поможет сократить время в пути. Но до сих пор не открыли ни одного маршрута, который бы соединил Проспект Республики и Аль-Фараби ( через Бараева, Кравцова, Тауелсыздык, на Аль-Фараби далее можно или до Меги или до аэропорта. Ещё как вариант: с центрального рынка через Валиханова, Кравцова, Тауелсыздык на Аль-Фараби и далее до Меги. Суть в том, что у нас все маршруты проложены через Дом Министерств. С правого берега все едут до Дома Министерств, на 10 маршруте, потом все дружно, толпой переходят дорогу и снова ждут очередной автобус, чтобы доехать уже до Аль-Фараби. А это огромный район, жилые комплексы: Саранда, Арнау,в Ново Сити только сколько домов!!!! И всё так с правого берега добираются. Автобусы 28, 70, 52- это езда по всему левому берегу, это лабиринт, это бесконечные пробки, это нервы. А между тем 70 маршрут забивается на конечной и разгружается полностью возле Тулпар, т.е если бы был прямой маршрут, который бы ехал по Аль -Фараби на Тауелсыздык и сразу на Валиханова то можно было бы за полчаса доехать до места, но вынуждены кататься по полтора часа. Маршруты открывать, конечно, надо во всех направлениях, но эти прям сами напрашиваются. Время надо тратить на отдых, семью, детей, а не на вечную давку в автобусах
сейчас много озлобленных людей, особенно это чувствуется в автобусах. Тут еще и проверяющие) Мне интересно как оплатить проезд когда стоишь битком у двери? и как проверяющий проверит оплачен ли билет у людей. Я к тому что именно в часы пик и катаются зайцы в кавычках. Кстати форма сотрудников департамента контроля красивая, но оочень похожа на полицейскую, что вызывает у многих людей агрессию и недоверие. может есть смысл подумать над цветом и шапкой?
когда наладят работу приложения bus time?
Ни одного нормально работающего приложения нет. Раньше пользовался Go2bus и bus time, они отлично работали, но сейчас или акимат или автобусный парк не даёт им отображать некоторые маршруты, как обычно вставляют палки в колёса
А можно подавать жалобу в кгд так как в автобусе не принимают наличные ?
Ещё бы автобусы 7 автопарка проверили, особенно 11 маршрут с 06.20 до 09.00ч. и с 17.30 до 19.00ч., там вообще анархия, как хотят в такое время и ездят. А сегодня минус 27 мороза, выезжая со ст.Нурлы жол, первый рейс в 06.20ч водитель вообще включил кондиционер, мы ему говорим выключить, а он говорит что это печка. И только на остановке Пушкина выключил и сразу теплее стало, но окна замёрзли.
зачем так писать, будто все ок. В час пик пустых автобусов не бывает. Если так успокаивающе будете писать неправильную информацию, то порядка так и не будет.
1) Увеличить колличество информационных табло на остановках это сделает комфортным передвижение на автобусах; 2) В 2Гис не отражаются gps автобусов; 3) Хотя бы рядом со школами постройте везде теплые остановки, дети замерзают пока автобус приедет. А так в целом спасибо, автобусы комфортные
У 29 автобуса маленький интервал?))) не смешите, пропустил пару 29 и 29а, жди следующую пару через час в лучшем случае
Перед экспо аким Исекешев изменил графики выхода на работу и учёбу,сам лично контролировал часы пик,даже попросил быть вежливыми,чтобы не опозориться перед гостями,и действительно это сработало,по поводу оплаты предлагаю увеличить штрафы в разы и вести общественный контроль с% от штрафа
Мне как студенту с с грошами на карте, чтобы добраться до универа, приходится делать по 2-3 пересадок только в одну сторону, и желание оплатить за проезд отпадает напрочь, когда автобус приходится ждать по 20-30 мин в холоде, затем из за всех сил протискиваться в салон, дышать в 2 раза быстрее из за нехватки воздуха, а после толкать всех подряд в надежде выбраться в нужной тебе остановке.
Надо как в Турции.Взол через переднюю дверь,пикнул карой- проходишь.Вызод через среднюю дверь.Но у нас этак можно опоздать на работу)
В Алматы 119 маршрут подъезжает к Орбите а следом идущий автобус Сатпаева-Гагарина. Почему такой огромный пробел между автобусами? Коптехникум огромный массив но его обслуживает только один маршрут.
23 маршрут по 30 минут жду а то и больше
здравствуйте надеюсь руководство автобусного парка,те кто осуществляет контроль хотела бы по поводу маршрута автобуса 11,интервал 45-50 минут, невозможно зайти,автобус переполненный в час пик, неужели нельзя добавить ещё какой-нибудь маршрут автобуса, говорят что добавили автобусы,но увы только на словах,на деле картина другая