Одним из самых охраняемых мест лишения свободы в Казахстане можно считать учреждение № 39 в Костанайской области. Многим оно знакомо под названием "Черный беркут". Здесь отбывают наказание пожизненно лишенные свободы: террористы, убийцы и педофилы. Некоторые никогда отсюда уже не выйдут, так как приговорены к смертной казни (в Казахстане ее заменили на пожизненное лишение свободы без права на условно-досрочное освобождение). Другие же получат право на УДО только через 25 лет после приговора, однако пока таких случаев в "Черном беркуте" не было.
Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в учреждении чрезвычайной безопасности и даже поговорили с одним из заключенных.
Одним из самых охраняемых мест лишения свободы в Казахстане можно считать учреждение № 39 в Костанайской области. Многим оно знакомо под названием "Черный беркут". Здесь отбывают наказание пожизненно лишенные свободы: террористы, убийцы и педофилы. Некоторые никогда отсюда уже не выйдут, так как приговорены к смертной казни (в Казахстане ее заменили на пожизненное лишение свободы без права на условно-досрочное освобождение). Другие же получат право на УДО только через 25 лет после приговора, однако пока таких случаев в "Черном беркуте" не было.
Корреспонденты Tengrinews.kz побывали в учреждении чрезвычайной безопасности и даже поговорили с одним из заключенных.
Находится "Черный беркут" достаточно далеко от Костаная. 230 километров - более трех часов на автомобиле. По прибытии мы сначала заглядываем в столовую для работников и гражданских лиц.
Внутри столовой пока еще сохранилась новогодняя атмосфера. Как-то даже забываешь о том, что недалеко отсюда отбывают наказание почти 200 особо опасных преступников.
У входа в учреждение красуется большая статуя распахнувшего крылья беркута. Здесь таких две. Вторая расположена уже на территории колонии за высоким забором.
Есть легенда, что на территорию учреждения когда-то попал раненый беркут. Осужденные его выходили, и он улетел. Отпускали его с надеждой, что и заключенные тоже когда-нибудь отсюда выйдут на свободу.
На КПП нас ждет тщательный досмотр под надзором видеокамер, которые в том числе записывают звук. Поэтому нас вслух спрашивают о том, есть ли у нас при себе запрещенные предметы. Ответ должен прозвучать громко и четко.
После необходимо подписать бумагу, что с нами проведен инструктаж.
Вход только по пропускам.
А вот и второй беркут. У этой "птицы", в отличие от статуи "на свободе", крылья сложены. Она не планирует улетать.
Учреждение было основано в 1961 году как исправительно-трудовая колония. В начале 2000-х режим содержания изменили. И уже в мае 2004 года сюда прибыли первые пожизненно лишенные свободы.
Вместе с пожизненно лишенными свободы (ПЛС, их еще называют пээлэсники) здесь также отбывают наказание "первоходы" (лишенные свободы впервые). В "Черном беркуте" они выполняют роль хозобслуги - для уборки снега или, например, работы в столовой.
Пээлэсники же практически все время находятся в своей камере. В ней они едят, спят, общаются с сокамерниками и смотрят телевизор.
Всего в "Черном беркуте" на данный момент содержится около 200 пожизненно лишенных свободы и 40 "первоходов".
Камеры, к слову, располагаются внутри каждого из трех отдельно стоящих блоков, разделенных забором.
Следят за заключенными военнослужащие Национальной гвардии.
В каждом блоке также есть собака, которая обучена следить именно за заключенными. При виде их спецодежды пес начинает лаять и не спускает с них взгляд.
На фото ниже восьмилетняя овчарка по кличке Альянс. Пес всю жизнь проработал в "Черном беркуте" и через полтора месяца отправится на заслуженный отдых. Кинолог, трудившийся с ним бок о бок эти годы, заберет собаку себе.
Проводимая в стране гуманизация не только привела к отмене смертной казни, но также повлияла на то, как теперь заключенных "Черного беркута" выводят из камеры и ведут по коридору. Раньше им завязывали глаза, а идти они должны были вниз головой и с поднятыми за спиной руками - в позе "ласточки". Сейчас этого нет.
Вот так выглядят камеры для прогулок.
Условия содержания у заключенных разные и зависят от их поведения.
При облегченных условиях для прогулки в специальной камере выделяется полтора часа. При обычных и строгих условиях - час.
С прошлого года, благодаря той же гуманизации, в "Черном беркуте" разрешили длительные свидания. Для этого на территории оборудовали специальное помещение с кухней и кроватями.
Первое такое свидание состоялось летом прошлого года. Тогда один из осужденных смог обняться со своей мамой и братом, к которым не прикасался почти 25 лет.
Осужденные с облегченными условиями содержания имеют право на длительные свидания два раза в год. С обычными – один раз.
Отбывающим наказание по строгим условиям разрешены только краткие свидания длительностью два часа. При этом у заключенного нет возможности прикоснуться к тому, кто приехал: разговор ведется через стекло или решетку.
Спрашиваем, никто ли не беременел после таких встреч. Нам говорят, что подобных случаев не было. Длительные свидания начали проводить только в прошлом году. К осужденным в "Черный беркут" приезжают, в основном, родители, братья и сестры.
"Первый раз было страшно проводить длительное свидание. Человек пожизненно лишен свободы – кто знает, что у него в голове. Предварительно консультировались с психологом, с начальником отряда. Но в итоге первое длительное свидание прошло хорошо. Дальше мы уже были спокойнее. Но все равно остается переживание каждый раз за то, чтоб длительное свидание прошло нормально", - признается заместитель начальника учреждения по воспитательной работе Аманжол Ахметов.
Опасения сотрудников колонии справедливы. Ведь когда узнаешь, за что здесь отбывают наказание некоторые из заключенных, просто не веришь, насколько жестоки люди.
Например, двое мужчин отбывают наказание в "Черном беркуте" за убийство целой семьи. Они пробрались к ним в дом, чтобы ограбить. Лишили жизни супружескую пару, затем убили их дочь и сына. Из-за криков в другой комнате проснулся младенец. Услышав его, преступники взяли малыша за ноги и ударили о стену...
Еще есть осужденный, который убил топором троих собственных детей, снял это на видео и отправил ролик своей бывшей жене.
Также наказание в "Черном беркуте" отбывает осужденный, который убил свою жену из-за семейного конфликта. В это время в комнату зашла ее мать, которую он тоже убил как свидетеля. Следом он лишил жизни еще и ребенка. Трупы он сжег и подал в полицию заявление об их пропаже. Преступник даже участвовал в их поисках. В итоге следствию удалось выяснить обстоятельства пропажи и посадить виновного.
О том, что совершили обвиненные в массовых убийствах Владислав Челах и Руслан Кулекбаев, которые также находятся в "Черном беркуте", можно не напоминать.
"Люди не становятся маньяками или насильниками просто так. В 99 процентах это какая-либо детская травма – насилие или жестокое обращение. Надо отметить, что маньяки с особым удовольствием рассказывают, как они убивали людей. В это время они следят за реакцией слушающего и этим наслаждаются", - говорит начальник отдела по воспитательной работе учреждения Асылхан Шакаев. Ранее он шесть лет работал в колонии психологом, после три года - теологом и два года - начальником отряда.
Дать нам интервью согласился заключенный Виталий Галышкин. Здесь он оказался за убийство трех человек.
"Мне тогда было 38 лет. Это был 2011 год. Отдыхали с друзьями и знакомыми. Собрались свои люди, и никто не думал, что все так получится. Началась групповая драка. В итоге я застрелил трех человек. Все это происходило в нетрезвом состоянии".
"Я очень сожалею о том, что сделал. И я осознаю глубину того горя, которое принес людям. Осознаю свою вину перед Богом. Я не могу исправить прошлое, и меня постоянно тяготит это. Неправильный образ жизни не приводит ни к чему хорошему".
"Я здесь нахожусь уже почти 13 лет. Тюрьма человека не меняет. Она обнажает человека и показывает его таким, какой он есть на самом деле. Когда во время приговора тебе говорят о пожизненном лишении свободы, надевают тебе на голову мешок и уводят в подвал, где сидят смертники, тогда большинство твоих знакомых и близких от тебя отворачиваются. Тут тебе уже не перед кем оправдываться. Ты просто видишь себя таким, какой ты есть на самом деле. Тюрьма ставит тебя перед выбором – что делать дальше, как дальше жить и зачем", - делится Виталий.
Те, кто был приговорен к пожизненному лишению свободы, имеют право через 25 лет подать прошение на условно-досрочное освобождение. Однако, как отметили в учреждении, отсюда пока еще никто не освобождался.
А приговоренные к смертной казни будут находиться здесь до конца своих дней.
В одной камере отбывает наказание до четырех человек. Подбирают их не по статьям. После прибытия и перед распределением сотрудники внимательно изучают поведение заключенного, характер и выбирают ему наиболее подходящих сокамерников, с которыми у него не должно возникнуть конфликтов и разногласий.
С экстремистки настроенными заключенными в "Черном беркуте" ежедневно работают психологи, теологи, сотрудники отделов. Также приезжают священнослужители из города и области. В администрации говорят, что взгляды у таких осужденных со временем меняются в правильную сторону.
К слову, лишь некоторые из пожизненно лишенных свободы имеют возможность работать. Для них оборудован специальный швейных цех, организованный одним из местных ТОО. Шьют заключенные спецодежду, спортивные костюмы и другие изделия из ткани. Все под строгим надзором.
Зарплата же поступает на специальный счет. Такие счета есть у большинства заключенных в Казахстане. Часть заработанных денег идет на погашение судебных исков.
"Мое личное мнение касательно того, можно ли пожизненно осужденных выпускать на свободу. Человек 25 лет пробыл за решеткой. Сейчас все стремительно меняется. К тому же все это время он находился взаперти. Как мне кажется, сначала нужно на пять лет перевести в учреждение с другим режимом. И там за ним наблюдать. Если он показал себя с положительной стороны, то далее переводить на еще более мягкий режим, например, в колонию-поселение, где он сможет выходить на работу на свободу, но ночевать в учреждении".
"Таким образом, заключенный будет и под контролем, и сможет постепенно адаптироваться. Далее уже на свободе нужен длительный пробационный контроль. Тот, кто будет стремиться к свободе, за эти годы будет показывать себя с положительной стороны. Однако в случае нарушения его следует возвращать обратно к нам. Как-никак статьи у этих людей не самые простые, и сразу на свободу их отпускать нельзя, как мне кажется", - считает Аманжол Ахметов.
Текст подготовил: Иван Сухоруков.
Фото: Турар Казангапов.
Читайте также:
Сколько стоит содержание заключенных в "Черном беркуте"
"Я заблуждался" - убийца Руслан Кулекбаев расплакался перед журналистами
Где и в каких условиях отбывает наказание Владислав Челах