Никогда в Казахстане не ставили такую оперу. Как итальянец взял на себя большую ответственность
На улице пасмурно и идет дождь. А в фойе театра "Астана Опера" идет грандиозная репетиция. Мраморный зал театра обычно служит для сбора гостей, но сейчас тут импровизированная сцена, где артисты готовят финальную сцену одного из актов новой постановки.
Впервые столичный театр ставит грандиозную оперу Джузеппе Верди "Дон Карлос". В качестве режиссера-постановщика спектакля в Нур-Султан пригласили итальянского режиссера Давиде Ливермора. 1 октября маэстро получил престижную награду оперного мира - Международную оперную премию Opera Star 2019 как лучший режиссер года. Эту премию еще называют "оперным Оскаром".
До премьеры - считанные дни. Артисты отрабатывают последние штрихи, в мастерской по изготовлению реквизита тоже кипит работа, как и в цехе по пошиву костюмов. Корреспонденты Tengrinews.kz смогли увидеть, как идет подготовка к премьере.
Давиде Ливермора не смущают камеры и посторонние люди. Он продолжает что-то объяснять артистам. Со скипетром в руках. Когда он хочет донести режиссерскую мысль до артистов, он сам демонстрирует нужные акценты.
Более 20 лет творческая карьера итальянца Давиде Ливермора проходит на ведущих сценах мира. Он освоил самые разные театральные специальности: режиссера-постановщика, сценографа, художника по костюмам и свету. Выходил на сцену в качестве артиста, певца и даже танцовщика.
Давиде Ливермор ставил спектакли в знаменитых театрах Италии, Испании, Японии и России. В Казахстане это уже третья постановка, в которой он задействован в качестве режиссера. На сцене "Астана Опера" вместе с ним уже прошли "Евгений Онегин" и "Турандот".
"Я люблю здесь работать, потому что здесь есть артистический состав, он очень открытый. Есть большое желание играть. Мне всегда нравится приезжать и работать с артистами "Астана Опера". У них есть чувство глубокого желания делать, создавать, делать все хорошо и поднимать театр на высокий уровень. А я здесь для того, чтобы помогать в этом. Я здесь для того, чтобы наши постановки были высокого уровня в этом театре и с этим артистами", - признается Давиде Ливермор.
Опера "Дон Карлос" станет третьим по счету произведением Верди в репертуаре театра "Астана Опера". Это сложное в исполнении произведение. И, как подтверждает сам режиссер-постановщик, не каждый театр берется за это произведение искусства. Эта опера требует большого состава высокопрофессиональных артистов и солистов хора.
"Дон Карлос" - шикарная опера. Она родилась в Париже в "Гранд-Опера" в пять актов. Но мы, к сожалению, исполним ее в четырех актах в итальянской версии. Эта опера требует именно больших постановочных усилий. Каждый театр, который ставит "Дона Карлоса", пытается сделать что-то огромное, чудесное. Театр "Астана Опера" очень плотно работает, чтобы реализовать эту постановку. Я уверен, что мы сможем. Хор шикарный, здесь отличный главный хормейстер Ержан Даутов. Отличный дирижер с хорошим оркестром. Все артисты чувствуют ответственность и понимание, что это произведение очень серьезное и значимое", - отметил итальянский режиссер-постановщик.
Согласно содержанию оперы, или, как принято говорить в театре, либретто, в 1556 году корона Испании переходит к сыну Карла V - Филиппу II. Чтобы упрочить хрупкий мир с давним врагом Испании - Францией, Филипп берет в жены невесту своего собственного сына Дона Карлоса, французскую принцессу Елизавету.
Роль Елизаветы исполняют заслуженные артистки Казахстана Майра Мухамедкызы и Жаннат Бактай.
Заглавную партию Дона Карлоса исполнит ведущий солист театра "Астана Опера" Медет Чотабаев.
Партию Филиппа в разные дни исполнят Евгений Чайников и Барсег Туманян. На фото ниже Барсег Туманян, справа.
Роль Родриго в этой постановке исполняют ведущие солисты оперы Сундет Байгожин и Талгат Мусабаев.
"Когда театр мне предложил поставить "Дона Карлоса", я подумал о Джузеппе Верди. Я, как итальянец, был горд, что целая нация сможет услышать один из его шедевров. Я сразу почувствовал глубокую ответственность, что я, итальянец, могу показать казахскому народу одну из самых больших работ нашей культуры, не только итальянской, потому что эта опера родилась в Париже. Это один из шедевров человечества", - отмечает режиссер-постановщик Давиде Ливермор.
"Опера "Дон Карлос" выделяется из всего контекста творчества Верди, но остается одним из самых великих творений, выходивших из-под его пера. Она знаменует поворот в художественном творчестве композитора. Музыку этого полотна характеризует гениальная простота и звучность с богатыми мелодическими оборотами. В настоящее время французская и итальянская версии оперы не сходят со сцен ведущих театров мира", - отмечают в театре "Астана Опера".
Дирижером-постановщиком этой оперы выступает именитый маэстро Алан Бурибаев. Во время репетиций за дирижерским пультом можно увидеть и ассистента казахстанского дирижера.
Канонической версии "Дона Карлоса"не существует. Принято выделять три версии: первоначальную французскую 1867 года, четырехактную итальянскую 1884 года и пятиактную итальянскую 1886 года. Едва ли не в каждой театральной постановке существуют определенные вариации - вставки различных сцен из разных редакций. Итальянский режиссер Давиде Ливермор считает, что опера "Дон Карлос" может быть по-разному представлена, будь это в миланском "Ла Скала" или на сцене Большого театра в Москве.
"Я думаю, что есть спектакли, которые могут быть сделаны в определенных театрах, в определенном виде, а некоторые нет. Местный зритель не видел и не знает эту историю этой оперы. Мне просто хотелось бы представить ее в первозданном виде для казахского народа", - отметил Давиде Ливермор.
Авторами костюмов для новой постановки стали известные театральные художники Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. Они уже работали с итальянским режиссером во время подготовки спектакля "Евгений Онегин" и "Турандот".
Работа по созданию костюмов в театре началась еще весной. Тогда художники разработали эскизы, подобрали образцы тканей и отделочных материалов. А уже с сентября в цехе началась работа по пошиву костюмов.
"Мы с Павлом вместе делали эскизы и показывали их Давиде. С этим режиссером мы уже третий спектакль вместе делаем. И уже быстрей и лучше друг друга понимаем. Мы нашли точки соприкосновения. При разработке дизайна мы информацию черпали в Интернете, как бы это хорошо или плохо ни было... Ну и, конечно же, мы обращали внимание на картины того периода, как там были представлены образы. Мы немного свою стилизацию тоже внесли, костюмы получились не стопроцентно аутентичные тому времени. Мы хотели и свои какие-то идеи внести, но при этом оставить дух того времени", - отмечает художник по костюмам Софья Тасмагамбетова.
Для постановки оперы "Дон Карлос" мастера шьют более 200 костюмов. В том числе и для солистов хора.
"Ткани мы закупали в разных местах. Что-то здесь, что-то в Алматы. Какие-то ткани у нас из Турции, Москвы, что-то из Италии. Вся сложность найти такие материалы. Потому что сейчас никто не будет шить себе наряд, к примеру, из жаккардовой ткани. У нас очень много фактурных тканей, так как спектакль представлен в темных тонах. Очень много черных тканей, поэтому, помимо отделки, мы решили сделать акценты на фактуре ткани. У нас даже подклады фактурные", - отмечает Софья Тасмагамбетова.
Художнице по костюмам больше нравится наряд главной героини постановки Елизаветы. "Красное платье Элизаветы - из всех женских костюмов оно единственное в таком цвете. При всей яркости красок отделка платья очень лаконичная и графичная. Этим оно, наверное, меня и привлекает", - отмечает она.
В мастерской заняты приготовлением реквизита, задействованного в постановке.
"Если говорить о прочтении этой постановки, я могу придать глубину некоторым моментам. Но партитуру я не меняю никогда. У меня большая ответственность - показать в первый раз в этой стране "Дона Карлоса". Никогда в независимом Казахстане не ставили эту крупную оперу. Я итальянец, я хочу, чтобы люди увидели эту оперу. Когда я ставил "Евгения Онегина", я реализовывал произведение русского классика. Но этот шедевр является частью и культуры Казахстана, поэтому я позволил себе более новое прочтение той оперы. Поэтому тогда я показал Татьяну уже пожилую, которая вспоминала большую любовь своей жизни. Та игра позволила мне показать интересную режиссуру".
"Но в этом случае не все знают оперу "Дон Карлос". И моя задача сделать так, чтобы все еще больше полюбили Джузеппе Верди. Я ничего не буду менять в этой постановке. Мы постараемся сделать так, чтобы зритель почувствовал мощь и важность этой партитуры и этого театра", - выразил мнение Давиде Ливермор.
Давиде Ливермор отмечает, что готов и дальше продолжать сотрудничество с театром "Астана Опера".
"Сейчас идут переговоры. Я надеюсь, что мы еще поработаем. Это молодой театр, и быть его частью, частью в артистическом развитии труппы - для меня большое наслаждение", - признается итальянский режиссер.
Премьера оперы "Дон Карлос" пройдет при участии Симфонического оркестра и хора "Астана Опера". Она состоится 11 и 13 октября на сцене Большого зала "Астана Опера". Начало спектаклей: 11 октября в 19.00, 13 октября в 18.00. Опера исполняется на итальянском языке и сопровождается синхронными титрами на казахском и русском языках.
Подготовила Асель Сатаева, фото Турара Казангапова.