Несколько дней назад в Зайсанском районе произошли волнения. Местные жители переживали, что к ним привезут на карантин пациентов с подозрением на коронавирус. Корреспондент Tengrinews.kz дозвонилась до министра здравоохранения Елжана Биртанова и записала с ним телефонное интервью, чтобы понять, так ли сильно нужно бояться обычным казахстанцам.
Несколько дней назад в Зайсанском районе произошли волнения. Местные жители переживали, что к ним привезут на карантин пациентов с подозрением на коронавирус. Корреспондент Tengrinews.kz дозвонилась до министра здравоохранения Елжана Биртанова и записала с ним телефонное интервью, чтобы понять, так ли сильно нужно бояться обычным казахстанцам.
- Казахстан готов к защите от коронавируса?
- Казахстан начал подготовку еще задолго до того, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила эту проблему. Первое официальное выступление ВОЗ было 21 января. Казахстан усилил санитарно-карантинные меры с 6 января на основании той информации, которую мы получили по международным каналам от властей Китая. Сразу вышло постановление главного санитарного врача об усилении контроля на границе. А также о контроле за прибывшими людьми из Китая и зон по месту проживания.
К тому моменту, когда через две недели ВОЗ объявила об угрозе, мы уже три пресс-конференции провели. Меры, которые начали делать, шли с опережением. Когда ВОЗ 30 января объявила чрезвычайную ситуацию и те меры, которые рекомендовала другим странам, они у нас уже были внедрены!
- Сколько сейчас в наших стационарах людей, прибывших из Китая?
- В стационары госпитализируем только тех, у кого есть подозрения. По состоянию на 20 февраля находится семь человек, все взрослые. Диагнозы - респираторная инфекция, грипп. За этот период с подозрением было госпитализировано 165 человек, 158 человек выписано. Осталось семь человек. Это не только эвакуированные люди из Китая. Это те, кого с 6 января выявляли на казахстанско-китайской границе. Это все те, которые шли с подозрением на коронавирус.
- Есть ли у нас какая-то методика в борьбе с новым вирусом?
- Нельзя сказать, что какая-то страна в мире может быть или была бы на 100 процентов готова к таким ситуациям. В данном случае мы имеем новый тип вируса. Ни одна страна не может сказать, что она была готова, как Китай и даже США. Все протоколы, которые у нас имеются на этот случай, называются санитарными правилами на случай распространения таких инфекций. Они разрабатываются из опыта, нам эти правила никто не спускает. Мы их адаптируем с учетом каждой новой эпидемии глобального характера.
Разумеется, это не первая такого характера эпидемия, с которой сталкивается Казахстан. Были и проблемы со свиным и птичьим гриппом. Ежегодно наша санитарная служба сталкивается с проблемами, локализует холеру. Есть заражения сибирской язвой, есть вспышки кори или менингита. Все эти механизмы предусмотрены, и мы их постоянно совершенствуем. Сказать, что все до автоматизма доведено и заранее предусмотрено, нет, потому что всегда есть новелла. Как правило, нет достоверной и подлинной информации. Это очень серьезно мешает многим странам.
- Какая сумма была выделена на борьбу с коронавирусом?
- Вышло два постановления правительства общей стоимостью чуть выше 2 миллиардов тенге: 1,6 миллиарда и 400 миллионов. Второе постановление на реализацию мер, в том числе на товары и услуги, которые необходимы в рамках стандартных готовностей.
Государство постоянно несет затраты из бюджета на содержание и поддержание санитарной службы, в том числе на резерв масок, халатов, растворов, которые постоянно расходуются.
Такие санитарно-карантинные меры для нас привычны. Масштаб (вируса. – Прим.) выше, идет эскалация. Возникает дополнительная потребность из-за быстрого исчерпания запасов, как для санитарной службы, так и для медицинских организаций, акиматов, таможни и пограничников. В этом нет большого секрета. Деньги выделены на каждую позицию. Деньги идут на средства индивидуальной защиты, оборудование, тепловизоры, эвакуацию граждан.
- То есть эти деньги ушли в Минздрав, в МИД и правоохранительным органам?
- Эти деньги пришли в Минздрав, и мы здесь проводим закуп через компанию СК "Фармация". Практически все деньги пришли к нам. Санитарная эвакуация проходила по линии санитарной авиации на деньги резерва.
- У нас одна из самых больших границ - с Китаем. Некоторые даже удивляются, что у нас нет случаев заболевания, и считают, что Минздрав якобы скрывает информацию.
- Я считаю, что это абсолютная глупость. В нынешнем информационном поле нельзя скрыть, даже когда у человека зуб неправильно вырвали. Уже на следующий день об этом знает вся страна через социальные сети.
Представьте, что если бы в чьей-то семье кто-то приехал из Китая, заболел бы и умер. И родственники бы это скрывали? Это абсолютно немыслимо. То, что у нас нет выявленных пациентов на данный момент, это означает, что их нет.
В Монголии их тоже нет, хотя большая граница. В России были пациенты, но они уже выписаны, в России больных нет. Одна из причин, что эпицентры эпидемии находятся далеко от границы Китая, пока все это дошло до приграничных регионов, мы успели хорошо подготовиться.
- Казахстан эвакуировал студентов из Уханя. Вы знаете, что были и те, кто был против их эвакуации? Что вы можете им ответить?
- Это вопрос этический, не вопрос министра здравоохранения. Мнение о том, что не нужно привозить "моего родственника", потому что он может меня заразить, я не могу комментировать. Мнение членов правительства: мы гарантируем безопасность своим гражданам везде, любыми путями. Это нормальное поведение любой страны. Мы не единственные, кто эвакуирует, не первые и не последние. Я считаю, что мы сделали все абсолютно правильно, так как вопрос не только в риске заражения наших граждан. Многие там остались без учебы, денег и средств существования. Это не может продолжаться долго. Государство обязано позаботиться о своих гражданах.
"Город вымер". Более 100 казахстанских туристов застряли на Хайнане
Все-таки некоторые проявляют не самые лучшие качества, когда говорят, что не нужно привозить наших граждан. Все должно быть по закону. Наши граждане оказались там в рамках своих прав. Они имеют право вернуться, имеют право на здоровье, и мы обязаны как государство это обеспечить. При этом не подвергая риску никого. Никто не подвергается риску в этих карантинных стационарах. Этот риск не больше, чем заразиться гриппом или другой инфекцией. К этому нужно с пониманием относиться. Не создавать волнений, которые излишни, они беспочвенны.
- Несмотря на предупреждения о фейках, в Зайсанском районе ВКО были волнения. Вы говорили, что "местные жители получили лживую информацию о том, что в их села хотят привезти на карантин жителей КНР". Вы выясняли, откуда пошел слух?
- Это функция других государственных органов, которые сейчас над этим работают, откуда пошли вбросы и провокации. Мы не изучали и не собираемся этого делать. Это работа правоохранительных органов.
- Вы будете строить стационар в ВКО для граждан, которые пересекают границы?
- Мы не говорили о том, что там будет построен стационар. У нас есть районные больницы в каждом регионе страны, которые призваны выполнять соответствующие функции, в том числе оказание медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями. Соответствующий стационар есть в данном районе.
По предварительной информации, принято решение этот стационар использовать для размещения, возможно, поступающих людей для карантина. В случае если такие будут. Есть наши граждане, которые находятся на китайской стороне. По информации, которая к нам поступает, это водители, дальнобойщики, местные жители, которые постоянно циркулируют. Законным решением главного санитарного врача Казахстана вводим карантин для всех прибывающих с той территории, например СУАР. Свыше 40 стран уже ввели аналогичный карантин.
- Домашнего карантина не будет?
Есть несколько категорий: максимальный риск, две категории - средний и малый риск. Там, где есть средний риск, будет патронаж, посещение по месту жительства. Где малый риск - будут узнавать по телефону, все ли в порядке. Это стандартная, классическая санитарная норма. Максимальный - госпитализация в стационары граждан, прибывших из Китая. Это дает возможность своевременно среагировать и изолировать больных, что мы и делаем.
Мы еще раз посмотрели наш трафик поездок, взвесили риски, получили дополнительную информацию от международных организаций и с учетом этого решили не вводить домашний карантин. Также мы будем регулярно пересматривать список стран со случаями заболевания коронавирусом. Эта очень важная мера.
Но погрешности возникают из-за того, что у нас очень мало информации об этом вирусе.
- Что вы можете сказать тем, кто возмущается из-за проверки на коронавирус в аэропортах и на вокзалах?
- Мы делаем все строго в соответствии с законом, в соответствии с полномочиями, которые у нас есть. Законы для этого и принимаются, чтобы защитить большинство. Конечно, возможны неудобства, непонимание, недостаточное получение информации.
Мы стараемся свою работу строить открыто, ежедневно проводим брифинги. Я прошу проявить понимание наших граждан. Эта не та ситуация, в которой можно упражняться в краснословии, излишнем критиканстве. Люди работают, лучше помогите, чтобы был порядок. Мы все заинтересованы в том, чтобы в стране был порядок, чтобы была безопасность и никто не заболел.
Поэтому дайте нам возможность выполнять свою работу. Я думаю, что большинство населения поддерживает, наверное, есть отдельные недовольные. Это их право, с другой стороны.
Но большинство населения нас понимает, я в этом уверен. Мы получаем и другие сообщения, благодарности в адрес санитарных врачей, от коллег пограничной службы. Все мы сейчас четко взаимодействуем с другими госорганами, чтобы защитить наших граждан.
- Сколько еще казахстанцам нужно быть начеку?
- Даже генеральный директор ВОЗ, который владеет информацией, не может предсказать, как поведет себя вирус. Я боюсь, что ни один министр здравоохранения не сможет сделать такой прогноз, нам бы хотелось. У нас есть свои расчеты, аналитики, но это внутренняя информация. Достоверных данных нет.
Активные мероприятия мы будем проводить столько, сколько есть угроза. Мы можем меры усиливать, можем сбавлять меры. Мы ждем больше информации от правительства Китая. Если будут факты, которые позволят нам ослабить режим, то мы это сделаем.
Мы видим две вещи: снижение темпов прироста количества пациентов в Китае, что говорит об эффективности санитарных мер на данном этапе. Но может быть и эскалация повторной вспышки, также мы видим рост случаев заболевания в других странах. Это нас очень серьезно беспокоит.
- Какие меры соблюдать, чтобы не заболеть?
- Это целая цепочка рекомендаций. В стране нет коронавируса. Не нужно паниковать. Нет никакого риска выйти на улицу и заразиться коронавирусом. Мы делаем все, чтобы вирус не проник.
Вместе с тем необходимо задействовать определенные правила безопасности, которые характерны для любой инфекции. Слава богу, коронавирус не смертельная инфекция. Даже если люди болеют, то большинство вылечивается. Уровень летальности - это люди пожилого возраста. Главное - профилактика. Это гигиена рук, лица, чаще использовать антисептики.
Не нужно носить маски, это абсолютно глупая затея. Даже если вы идете в кино, и сидеть в маске - это неудобно. Если вы больны гриппом, то тогда нужно носить, чтобы не заражать близких, друзей и коллег.
Казахстанцы скупали маски и продавали в Китай - министр
В этот сезон нужно избегать мест массового скопления людей и без необходимости не идти куда-то. Если появились симптомы заболевания, неприятные ощущения в горле, носоглотке, кашель, повышение температуры, то обращайтесь к врачuу. В большинстве случаев это грипп или ОРВИ.
Шансов заразиться коронавирусом на территории Казахстана очень мало.
Надеюсь, что так и дальше будет. В случае появления симптомов нужно обратиться в поликлинику по месту жительства. Если есть какие-то вопросы, то всегда можно обратиться в call-центр 1406. Исключить поездки в Китай без необходимости, избегать посещения тех стран, где есть такие пациенты, чтобы не создавать рисков для себя и близких. Если мы будем соблюдать все эти меры, то мы справимся с ситуацией.
Я поправлю. Все-таки вирус смертельный, но смертность - всего два процента. Это не значит, что если вы заразитесь, то умрете сразу. Из 100 заразившихся людей только двое умирают. Как вы видите, количество выписанных все больше и больше, никто их не вычитает из общего количества больных. А если взять количество больных и вылечившихся, то больных становится меньше.