"Девушка, можно поинтересоваться, кого и с какой целью вы фотографируете?" - услышала я за своей спиной женский голос. Я пыталась сделать снимок у ворот школы.
"Девушка, можно поинтересоваться, кого и с какой целью вы фотографируете?" - услышала я за своей спиной женский голос. Я пыталась сделать снимок у ворот школы.
"Добрый день! Я корреспондент Tengrinews.kz. Меня зовут Асель Сатаева. По заданию редакции готовлю фотоматериал. Хочу узнать у родителей школьников, готовы ли они отпускать детей в школу одних и до какого класса собираются водить и забирать их..." - отвечаю женщине, показывая свое служебное удостоверение. За руку ее держит восьмилетний сын.
Мама второклассника Егора - Елена Лорер не прочь поговорить на эту тему. Она сама все еще не решается отпускать младшего сына одного на занятия, хоть и живут недалеко от школы. Женщина отмечает, буквально накануне своим детям рассказывала о том, какое у нее было самостоятельное детство.
"Какое было замечательное время, когда я в своем детстве спокойно сама ходила везде. И мои родители не переживали за нас. Мой ребенок готов ходить сам в школу, но я боюсь его отпускать. Он уже просит меня: "Мама, можно я уже сам буду ходить на тренировки, у нас мальчики ходят..." Но я такая беспокойная, я лучше его провожу", - говорит женщина. По ее словам, она боится за безопасность ребенка.
"За рулем сама езжу и вижу, что дети туда-сюда прыгают, даже дорогу где-то переходят неправильно. Если бы было, как раньше - не было бы такого сильного движения, то можно было бы одного отпускать", - рассуждает мама школьника.
К школе, где учится сын Елены, одна за другой подъезжают машины. Одни родители забирают детей, другие привозят во вторую смену.
Директор столичной гимназии № 6 Татьяна Константиновна Крылова отмечает, буквально 98 процентов первоклашек и второклассников приводят в школу родители или кто-то из близких. При этом многие живут недалеко от учебного заведения.
"В третьем-четвертом классах процентов 30 детей сами перемещаются. Причем есть дети, которые далеко живут. К самостоятельности приучают те родители, у которых нет свободного времени, кто работает строго по графику. Когда дети заканчивают начальную школу, процентов 50 из них уже сами приходят и уходят из школы. У нас такое понятие, наверное, что все дети в начальной школе должны быть под крылом родителей, вплоть до завязывания шнурков", - отмечает директор гимназии.
В восьмых-девятых классах порядка 70 процентов детей передвигаются самостоятельно, отмечает директор. В десятых-одиннадцатых в основном все дети добираются сами. "Но процентов 10 детей привозят и встречают родители. Это связано с занятостью детей: у них есть дополнительные курсы, кружки, секции, поэтому родители сопровождают, чтобы везде успеть", - поясняет Татьяна Крылова.
На проходной школы собираются мамы и бабушки. Ждут окончания последнего урока, чтобы забрать детей домой. Директор гимназии каждый день наблюдает такую картину и говорит, что понимает обеспокоенность родных школьников.
"Я думаю, что страх у родителей возникает в силу того, что информированность обо всех происшествиях и случаях стала гораздо больше, чем раньше. И раньше были и грабежи, и разбой, и убийства. Но об этом очень мало писали. Сейчас освещается каждый случай. Поэтому этот шквал информации родители видят, читают. Естественно, они переживают и в большей степени перестраховываются", - говорит Татьяна Константиновна. Хотя, по ее мнению, в столице создают достаточно условий для безопасности горожан.
По мнению директора, еще одна причина сопровождения детей - увеличение числа самозанятых родителей.
"Раньше многие работали на госпредприятиях, где четкий график. Поэтому дети самостоятельно передвигались по городу, ходили в школу. Сегодня очень много мам, которые занимаются своим делом, бизнесом. Поэтому у них больше времени и они спокойно сопровождают везде детей", - говорит она.
В числе других причин того, что родители возят детей в школу, Татьяна Константиновна называет поиск хорошей школы. "Очень многие перемещаются по городу в поисках лучшей школы. Хотя, я считаю, что у нас в городе в каждой школе есть своя изюминка, а все образовательные процессы во всех школах протекают согласно госпрограмме. Я не думаю, что надо искать другую школу, ехать на другой конец города и создавать эти пробки. Гораздо лучше, когда ребенок ходит в школу рядом с домом. Детям младших классов нежелательно тратить много времени на дорогу. Это не очень хорошо сказывается на учебном процессе", - выразила мнение директор гимназии № 6.
"Я считаю, что после первого класса ребенок должен уже сам уметь ходить в школу, если, конечно, это не другой конец города. Если это в пределах двух остановок, я считаю, что можно. Это тот район, с которым ребенок часто сталкивался. Если это старый центр города, Лесозавод или Юго-Восток, то отпускать одного ребенка нужно только в среднем звене. Нужно уметь отпускать в каждом возрасте. Но нужно и правильно направлять детей", - выразила мнение Татьяна Крылова.
Вице-президент Ассоциации психологов Казахстана Любовь Федорова называет еще одну из причин, почему детей везде сопровождают родители. По ее словам, некоторых детей просто не учат быть самостоятельными.
"Дети лучше ориентируются в гаджетах и Интернете, нежели в своем дворе. Родители подвозят детей прямо к дверям школы, не давая сделать своему чаду лишних три шага, даже остановку не проходят. Конечно, это плохо, ведь мы живем в социуме. А некоторые дети недостаточно социализированы из-за гиперопеки родителей. Им проще общаться в интернет-пространстве, в виртуальной реальности. Ну а если и общаются, то очень ограниченно", - выразила мнение специалист.
Любовь Федорова вспоминает: своего ребенка она везде сопровождала, пока он не окончил первый класс. Потом отпустила, но наблюдала и присматривала за реакцией сына. Своего решения она не изменила даже после того, как однажды школьник потерялся.
"Он уехал в другой конец города, не на тот автобус сел. Но ребенок вернулся, полиция домой доставила. Мы, конечно же, переживаем за детей, но без паники. Нужно учить детей, как поступить в подобной ситуации", - говорит Любовь Александровна и дает несколько рекомендаций.
Психолог обрисовала ситуацию, когда ребенок заблудился, возвращаясь из школы или с тренировки:
- в первую очередь нужно найти кафе или супермаркет. Не следует заходить в магазинчики, расположенные на цокольных этажах жилых домов.
- за помощью обращаться не к одному конкретному человеку, а лучше, если стоит пара людей, мужчина и женщина, или это мама с детьми.
- важно научить ребенка владеть минимумом информации о себе и своих родителях. Знать домашний адрес, номер телефона мамы или папы.
Вместе с тем, по словам психолога, к вопросу о самостоятельности детей нужно подходить индивидуально.
"Для начала, надо научить ребенка самостоятельно сходить хотя бы в магазин. Затем увеличивать дистанции до школы, а затем спокойно можно отпускать одного. Если в 9 лет ваш ребенок постоянно теряет вещи, забывает что-то на тренировке или в школе, то о самостоятельности говорить рано. Естественно, мы контролируем своих детей до 18 лет. Но с 10 до 13 лет нужно дать ребенку самостоятельность, это однозначно. Потому что в 11 лет формируются сильные стороны характера ребенка, уже подрастающего. Это такой период, когда мнение друзей важнее, чем мнение родителей", - объясняет Любовь Федорова. При этом она отмечает, что нынешние родители не спешат "давать свободу" детям, даже когда они учатся в старших классах.
В качестве примера психолог приводит недавний случай с ее 16-летним сыном. На днях школьный WhatsApp-чат родителей буквально разрывался от обсуждения последних новостей. Дети попросились поехать с ночевкой в зону отдыха.
"При том что это поездка в сопровождении двух-трех родителей. Родители паникуют, что с ними что-то случится... Я говорю им: "Нашим детям по 16 лет. Вы настолько им не доверяете, что не хотите их отпускать?" Случиться может что угодно, даже в школе. Ребенок может неудачно споткнуться, головой о парту удариться. Никто не застрахован. Если у родителей масса негативного опыта, если у них есть недоверие, если у них есть страхи, то это очень сильно будет отражаться на том, как они оберегают своих детей", - резюмирует психолог.
Наблюдая за тем, как одних детей привозят в школу, а другие идут на учебу самостоятельно, я обратила внимание на одну женщину. Она стояла у ворот школы. Подойдя к ней и представившись, узнаю, что мама встречает у ворот школы дочь-девятиклассницу. Женщина понимает, что, переживая так за детей, родители не научат их самостоятельности.
"Ваша дочь не стесняется, что вы ее провожаете и встречаете со школы?" - спрашиваю у мамы девочки.
"Знаете, несколько раз было такое, что подходили непонятные парни. Потом нас однажды чуть не сбили на пешеходном переходе. Мы шли на зеленый свет. Машина поворачивала и буквально нас чуть не задела. Водители не ответственные, спешат, у всех какие-то проблемы, все нервные, у всех вопрос с деньгами, все это накапливается, накапливается и выливается в агрессию, - отвечает женщина и тут же добавляет. - Но на английский дочка сама ходит. Это рядом с нашим домом".
Провожая сына, Елена Лорер в очередной раз дает ему наставления: "Не разговаривай с незнакомыми, не останавливайся, иди в школу". Сегодня мама мальчика оставила сына одного у ворот школы. Дальше Егор пошел сам.
"Все родители боятся отпускать детей одних..." - прощаясь со мной, говорит мама Егора. Я с ней соглашаюсь. Ведь пока тоже никуда не отпускаю своего сына одного. А этой осенью ему идти в первый класс. Однозначно я тоже буду провожать его до школы. И одна из причин - в нашем районе пока нет своей школы...
А вы отпускаете своего ребенка одного в школу?