ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
02 ноября 2018 | 19:31

Защищают, помогают, спасают... и читают. Любимые книги казахстанских общественников

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото: pixabay.com Иллюстративное фото: pixabay.com

Общественные деятели - люди действия. Они помогают, совершенствуют, доносят, спасают, организуют, отстаивают, делятся, открывают, поддерживают, защищают. И в результате мир вокруг них становится чуточку лучше. Корреспондент Tengrinews.kz, движимый большим интересом если не проникнуть во  внутренний мир этих людей, то хотя бы немного потоптаться на пороге, решил поговорить с ними о любимых книгах. 


Иконка комментария блок соц сети

Общественные деятели - люди действия. Они помогают, совершенствуют, доносят, спасают, организуют, отстаивают, делятся, открывают, поддерживают, защищают. И в результате мир вокруг них становится чуточку лучше. Корреспондент Tengrinews.kz, движимый большим интересом если не проникнуть во  внутренний мир этих людей, то хотя бы немного потоптаться на пороге, решил поговорить с ними о любимых книгах. 

Кира Ударцева 

Создатель социального проекта "Дарим радость"


Здесь и далее иллюстрации с сайта litmir.biz

Меня научили читать очень рано - в 3 года. Те книжки, которые дети читали в начальной школе, я прочитала намного раньше. И уже раннем в подростковом возрасте поняла, "как должно все быть - по уму".  

Первая впечатлившая меня книга - "Белый Бим Черное ухо" (Гавриил Троепольский). Тогда, будучи 6-летней девочкой, я подумала: "А почему люди не могут так, как эта собака". Я была маленькой, но уже видела, что люди расстаются, ругаются, происходят разные неприятные моменты. Собака стала для меня примером.

Потом мне в руки попала книга Ивана Ефремова "Лезвие бритвы".  Она, конечно, с долей всякой советской фигни. Тем не менее в ней много разных общечеловеческих моментов, истин. И вот оттуда я сделала много выводов.

Еще большое впечатление на меня произвела книга "В круге первом" Александра Солженицына. Я ее прочитала, наверное, лет в 12.  Следом был "Раковый корпус" того же Солженицына. Это лет в 15. Ну, Солженицын - более чем серьезный писатель. 

Потом я лежала в реанимации, туда запрещалось проносить что-либо. И единственное, что было, - реанимационная книга "Житие Святых". Я читала про жизненный путь Николая Чудотворца, Преподобной Елисаветы. Меня больше интересовали относительно современные святые. Естественно, в книге был славянский язык, но если делать сухие выжимки, то впечатлений было разных много.

Каждая книга, конечно, субъективное мнение автора. Решение всевозможных проблем, вопросов и так далее он подает со своей точки зрения. В какой-то момент это дошло у меня до полного осознания. И из каждой книги я стала брать по чуть-чуть. Когда читаю книгу, то вся в нее погружаюсь. С чем-то соглашаюсь, с чем-то нет.

Аружан Саин 

Руководитель "Добровольного общества "Милосердие"

У меня очень много любимых книг. Выделить что-то одно мне трудно. Я очень люблю фантастику - Сергея Лукьяненко, Вадима Панова, исторический роман "Таис Афинская" Ивана Ефремова. Люблю Михаила Булгакова, Теодора Драйзера. Артура Хейли тоже обожаю. 

Можно сказать, что на данный момент мой любимый жанр - фантастика. Но жизнь идет, все меняется.

У Лукьяненко можно читать все подряд. Например, "Рыцари сорока островов" у него очень хорошая книга. У Булгакова тоже не могу что-то выделить. Все, что он написал, - все в точку. 

Кого не могу читать, так это Гоголя, Достоевского. Честно - не мое. Так же как и всякие модные когда-то книги вроде "Поющих в терновнике". Мне это прямо сложно дается. 

Когда автор талантлив, сложно сформулировать, что конкретно нравится в его книге. Это как картина. Ты смотришь и не можешь  сказать: "Мне нравится эта линия". Все оцениваешь в совокупности. И историю, и законченную мораль.  Мораль важна, конечно. В книгах, которые я люблю, это "Добро должно побеждать".

Хочу прочитать книгу Ольги Бузовой. Вот как бы ни смеялись люди. Потому что она нереальная трудяжка. Можно много спорить, у нее много хейтеров, но то, что она удивительно умеет распоряжаться шансами и возможностями, которые ей даются, это бесспорно. Она пахарь, не сидит, не ждет, что ей кто-то что-то принесет. И она мне этим нравится. Поэтому интересно было бы прочитать, что же она написала. Не смотря на то, что я не согласна ни с "Домом-2", ни с ее музыкальным творчеством. Она мне нравится по характеру. Не боится трудиться и пробовать делать, невзирая на кучу людей, которые ее могут осуждать, обсуждать. 

Еще я люблю читать автобиографические книги. Допустим, про Раневскую, про Гурченко. 

Очень хороший автор - Владимир Кунин. Почитайте его книгу "Иванов и Рабинович", или "Ай гоу ту Хайфа!" Круто написано очень про нашу жизнь и просто поможет поднять настроение. По сюжету Иванов женился на еврейке, а Рабинович - на русской. И они взяли фамилии жен, потому что Иванов хотел уехать в Израиль, а Рабинович чувствовал себя русским и хотел остаться в России. У Кунина есть серия "Кысы". Кстати, по его сценарию снят фильм "Интердевочка".

В книгах я очень люблю, когда есть и юмор, и драма, и уделяется внимание человеческим ценностям. Удивительно люди могут писать. Из всех авторов, которых я перечислила, кроме Ефремова, мне кажется, их всех объединяет отличное чувство юмора.

Мэлс Елеусизов 

Президент Экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана "Табиғат"

В отношении книг я, в принципе, всеядный. Сейчас, правда, времени читать не хватает. Я покупаю книги, и они ждут своего часа. 

В детстве я читал про путешествия, про животных. К примеру, Эрнеста Сетона-Томпсона (канадский писатель, художник-анималист - прим. авт.). У него хорошие книги про лошадей, про собак, про волков. 

"Капитал" Карла Маркса - нормальная книга. Я был его сторонником. Он правильно писал, и сейчас жизнь показала, что капиталист - это опасный человек. Еще читал Ленина, Сталина. Они разумные вещи писали. И я думаю, что были нормальными людьми. Сейчас уже идет пропаганда грязная. Мировоззрение у меня, конечно, социалистическое.

В целом мне нравятся полезные книги. Всегда было интересно читать про сельское хозяйство. Или книги из серии "Как организовать что-то". Из научной литературы - астрономия, физика, химия. Нужно, чтобы книги были со смыслом и от них людям была польза.

Если брать художественную литературу, мне нравились произведения Толстого. Еще роман Николая Островского "Как закалялась сталь". Из казахской классики  читал Абая, Ауэзова.  

И отдельно могу выделить книги про здоровье. У меня ухудшилось зрение. Я ношу с собой книжечку Ольги Копыловой "Зрение. Советы и рекомендации ведущих врачей".

Признаюсь, что такого, чтобы прочитал книгу и она сразу изменила мои взгляды, у меня не было. Я читал и анализировал. Что-то оставалось. Через большой анализ все происходило. С появлением Интернета информация, конечно, стала доступнее. Что-то я нахожу там. 

Нагима Плохих 

Президент фонда "Здоровая Азия", основатель первого детского хосписа "Я с тобой", психолог

1. Как-то так получилось, что книга, которая мне больше всего запомнилась, - это роман Владимира  Богомолова "В августе 44-го". Военное время. Меня поразили внутренние монологи героев,  глубокий анализ событий, внутренняя сила и духовность. Возможно, мне это было интересно, как психологу. Эти монологи потом мне очень помогли в работе. Я научилась слышать людей, понимать их, разбираться в жизненных ситуациях. Стала ценить каждый день своей жизни, не размениваться по мелочам, жить только с позитивным настроем! Нам очень не хватает сегодня  внутреннего монолога, возможно, легче с самим собой сначала  разобраться, а потом уже переносить на кого-то свои негативные эмоции.

Из других книг:

2. Лев Толстой - "Война и мир". 

3. Колин Маккалоу - "Поющие в терновнике".

4. Михаил Булгаков - "Собачье сердце".

5. Антон Чехов - "Три сестры".

Ирина Медникова 

Тренер в области прав человека и гражданского образования, медиаконсультант, журналист, директор ОФ "Молодежная информационная служба Казахстана" (МИСК)

Я очень люблю читать с детства, и есть много книг, которые производили впечатление и влияли на мои ценности и развитие, есть и такие книги, которые, на первый взгляд, уже не дают ничего нового, но я просто люблю перечитывать их много раз, это, например, сказки.

Сейчас я люблю читать классику художественной литературы, философию, публицистику и документалистику из моей профессиональной сферы - журналистика и развитие общества, а также литературу по экономике, менеджменту и маркетингу.

Здесь я решила назвать 5 книг из второго блока - их я прочла за последний год или читаю сейчас.

1. "Гражданство и гражданское общество" Бориса Капустина: философское осмысление понятия и практик гражданства в современном мире.

2. "Искаженная демократия" Нади Урбинати, где она выделяет три типа искажения - неполитическое, популистское и плебисцитарное.

3. "Демократия и декаданс медиа" Джона Кина: книга описывает влияние замалчивания на процессы развития человечества.

4. Джон Кампфнер в "Свободе на продажу" описывает модели общественных договоров более чем в десяти странах мира.

5. Ха Джун Чанг написал замечательную популярную и остроумную историю о том "Как устроена экономика".

Алеся Нугаева 

Соц-арт-куратор, урбанист, директор ОФ "Eco Kultura", автор проекта "Театр соседей", психолог

1. Недавно меня впечатлил Ги Дебор - французский философ, романтик, революционер. Он известен своим призывом "Пора вернуть этот город себе!", когда машины, заводы, предприятия заполонили собой Париж и заставили жителей перемещаться лишь через точки: дом-работа-банк. Ги Дебор призывал парижан проснуться и понять, что город принадлежит им, что можно его исследовать во всем объеме и плоскостях. 

2. Книга Фридрика Ницше "Человеческое, слишком человеческое" в свое время подействовала  отрезвляюще. Он активировал во мне смелость на грани феминизма.

3. Станислав Гроф (один из основателей трансперсональной психологии и изобретатель холотропного дыхания - прим. авт.). Трудно выбрать лучшую его книгу. Я открыла его, когда училась на социального психолога. 

4. Очень личная для меня книга - Габриэль Гарсиа Маркес "100 лет одиночества". Мне очень нравится его подход,  когда сквозь обыденность проступает магия, волшебств, абсурд.

Можно провести параллели между семьей Буэндия и моей семьей - периоды расцвета, увядания. Книга "100 лет одиночества" проросла во мне до слез, когда умер горячо любимый дедушка. Я зашла в дом, где выросли четыре поколения нашей семьи, и увидела оставшуюся одну бабушку - такую маленькую, хрупкую, потерянную в горе утраты. И книга Маркеса открылась мне новыми смыслами и глубиной. 

5. Все мои любимые книги - отражение какого-то периода в жизни. В детстве были "Три мушкетера", "Граф Монте Кристо", в подростковом возрасте - "Революция" Ильи Стогова. Чуть позже - "Хазарский словарь" Милорада Павича,  "О психологии восточных религий и философий" Карла Густава Юнга. Еще очень важной для моего тонкого мира восприятия всегда была поэзия. Приезжая в Питер, я совершаю свое традиционное паломничество в дом Анны Ахматовой. И с удовольствием читаю стихи современного развязного Ивана Пинженина. 

Адель Оразалинова (Адель Смит)

Телепродюсер, телеведущая, член попечительского совета фонда "АМИЛА", одна из лидеров движения "Организованная волонтерская группировка".

1. Каждое лето я перечитываю Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", каждый раз нахожу новое. Это работает как с "Маленьким принцем" Антуана де Сент-Экзюпери.

2. Обожаю Нодара Думбадзе. Рассказы, "Я бабушка Илико и Илларион", "Закон Вечности". Это удивительное сочетание остроты пера, ума и юмора!

3. Когда я болею, читаю Татьяну Толстую - у меня огромная толстенная книга "Не Кысь". Да и "Кысь" шикарная.

4. Советская поварская книга "Кулинария" с потрясающими рецептами, аппетитными отретушированными снимками. Классика!!!

5. Сборник стихов Анны Ахматовой.

Марина Чейшвили

Директор благотворительного фонда "Амирам", любящий жизнь человек 

1. Свет моей жизни - книга Бхагавад-Гита (древнеиндийское священное писание - прим. авт.). Она со мной уже 20 лет. В первый раз я ее увидела в 1988 году, на полочке у дяди, когда была в Грузии. Она меня привлекла своими картинками, но когда я ее открыла, то ничего из того, что там написано, не поняла. Это все было китайской грамотой. Я подумала, что, наверное, дядя сошел с ума, раз держит такие книги. Но спустя несколько лет, когда мне было уже около 23 лет, Бхагават-Гита попалась мне снова. Я сама не поняла, в какой момент увлеклась. Не могу сказать, что прямо с первых страниц. Философия, изложенная в этой книге, мягко-мягко легла на мое сознание. Мне все это очень понравилось и стало легко, хотя я не скажу, что стала следовать всему, что там есть, сразу.

Когда в моей жизни происходили тяжелые моменты, а их было очень много, эта книга становилась для меня опорой - в духовном понимании, в духовном сознании. Когда дом сносили и я осталась на улице с 4 детьми, когда ни есть, ни пить нечего было, с мужем развод, и потом в 2012 году - самый тяжелый момент в моей жизни, когда заболел раком мой старший сын, и, соответственно, его смерть через год. 

Благодаря этой книге я прожила все свои трудные этапы с ощущением того, что жизнь просто прекрасна в любом случае, чтобы ни происходило в жизни. Я четко знаю, что все, что происходит, - происходит именно для тебя, именно для твоего развития. Плохое или хорошее - не важно. Важно то, что ты живешь, какие выводы делаешь на этом пути, что осознаешь.

Без Бхагават-Гиты я не представляю себя. То, что я есть, то, что я из себя представляю, как себя вижу и  как меня видят другие - это все благодаря этой книге. Мой оптимизм, моя радость от жизни. Потому что мы не есть это тело, мы есть вечная душа, а она не может страдать. Поэтому зачем плакать о своем теле.

2. Еще есть такая книга - "Дата Туташхиа" (исторический роман грузинского писателя Чабуа Амирэджиби - прим. авт.). Эта книга очень похожа с "Бхагават-Гитой". Как будто что-то даже с нее списано. В "Дата Туташхиа" тоже излагается философия жизни. И я от нее просто кайфую. Еще люблю фильм "Дата Туташхиа". 

3. Не знаю чем, но в молодости меня поразил исторический роман "Порт-Артур" Александра Степанова. Когда меня спрашивают о любимых книгах, она у меня в памяти всплывает. Почему, честно, понятия не имею. Но видимо она что-то сдвинула в моей голове (роман посвящен событиям Русско-японской войны 1904-1905 годов - прим. авт.). 

4. Еще в молодости я любила читать о декабристах. Не могу вспомнить название книги. Вообще, все что я читала в те годы, отложило отпечаток на мою жизнь. Я очень любила книги о сильных духом людях. Когда читала о декабристах, представляла себя женой одного из них. Как я еду за своим любимым за тридевять земель, переношу с ним все тяготы. И, видимо, так вжилась в эту роль, что мне все время приходится преодолевать какие-то трудности в жизни. 

Мораль, содержащаяся в  книгах, которые я люблю, - жить несмотря ни на что, быть честным со своей душой. Достойно, порядочно прожить свою жизнь, сохраняя в душе сострадание и милосердие к окружающим. 

Желание помогать другим людям - это в первую очередь забота о своей душе. Я не могу сказать, что живу ради других. Хочу жить, чтобы не только тело наслаждалось. Если уделять внимание только телесной оболочке, жизнь очень скучная будет. По крайней мере для меня.  Моя душа все время хочет что-то сделать, чтобы быть удовлетворенной. Радуясь жизни, я хочу, чтобы другие радовались. Если я могу своим примером жизни кого-то вдохновить, это круто. Если не могу - я могу себя вдохновить. Это уже круто. 

Когда еще был жив мой старший сын, одна фраза стала для меня важной: "Жизнь одного человека, способная изменить жизнь другого человека, достойна называться жизнью". Мой сын изменил мою жизнь.

Павел Атоянц

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети