Генеральный директор НИИ "Алматыгенплан" Асхат Садуов высказал своё мнение о том, какие меры могут помочь снизить загруженность проспекта Аль-Фараби в Алматы., передаёт Tengri Auto.
Во время обсуждения генплана города жители задали вопрос о причинах заторов на Аль-Фараби и предложили убрать надземные переходы, вернуть светофоры и сделать автобусную полосу.
Спикер согласился, что проблема требует комплексного подхода. По его словам, нынешняя организация движения не справляется с нагрузкой, а улица нуждается в регулировании.
"Это достаточно сложный вопрос. Он требует полного анализа транспортной ситуации. Моё личное мнение, как градостроителя, я за то, чтобы Аль-Фараби регулировался, были светофоры. Сегодня штатный коридор уже не справляется с пробками", – отметил Асхат Садуов.
По его словам, специалисты проводят анализ пассажирских потоков на проспекте. В частности, рассматриваются изменения, которые должны сделать улицу более удобной для горожан и общественного транспорта.
"Проводится пассажиро-транспортный анализ ситуации по Аль-Фараби с дальнейшим "очеловечиванием" проспекта. Возможно, появятся коридоры скоростного общественного транспорта, выделенные по Аль-Фараби", – добавил спикер.
Отвечая на наш уточняющий вопрос о возможном строительстве BRT по проспекту Аль-Фараби и развитии скоростного общественного транспорта, спикер отметил следующее.
"Я не исключаю это, потому что это важный вопрос. Моё личное мнение, как градостроителя, что все магистральные дороги скоростного режима должны иметь скоростной вид общественного транспорта", - сказал он нам.
Отметим, в Алматы начались общественные обсуждения проекта корректировки Генерального плана города - ключевого градостроительного документа, определяющего развитие мегаполиса до 2040 года. В проекте особое внимание уделено развитию транспортного каркаса. Обновлённый Генплан предусматривает приоритетное развитие общественного транспорта, включая дальнейшее расширение сети метро, запуск первой линии LRT, развитие системы BRT и обустройство выделенных полос для общественного транспорта.
Что сейчас происходит с планами на BRT
В апреле 2025 года акимат Алматы обещал построить две новые линии BRT — по улице Желтоксан и проспекту Райымбека. Они должны были соединиться с уже действующим BRT на улице Тимирязева.
На данный момент на улице Желтоксан обустроили линию BRT протяжённостью 4,6 километра: нанесли дорожную разметку и выделили полосу для общественного транспорта. В акимате сообщили, что с 14 декабря линия BRT по улице Желтоксан начала работу.
Проект BRT на улице Желтоксан / Рендер акимата Алматы / Фото: gov.kz
С 15 декабря полиция Алматы усилила контроль за соблюдением ПДД на новом участке. Стражи порядка начали выписывать штрафы водителям, которые выезжают на выделенную полосу.
По проекту односторонний участок улицы Желтоксан – от проспекта Абая до проспекта Райымбека – должен был получить встречную полосу для автобусов. Для этого планировали убрать тротуарную парковку и сохранить три полосы движения для общего транспорта.
BRT на Желтоксана в конце ноября 2025 года / Фото: Tengrinews.kz
При этом работы на проспекте Райымбека длиной 16,5 километра почти в четыре раза масштабнее, чем на улице Желтоксан. Проект предусматривает комплексную реконструкцию "от здания до здания": дороги, тротуаров, зелёных зон, фасадов, велодорожек, а также детских и спортивных площадок.
Проект BRT на проспекте Райымбека / Рендер акимата Алматы / Фото: gov.kz
Ранее корреспонденты редакции отправились на будущий маршрут BRT, чтобы сравнить официальные отчёты с реальной ситуацией на месте.
Читайте также: Картинки будущего BRT в Алматы смотрелись отлично. Как выглядит стройка на самом деле
Китайские автомобили стремительно завоевывают рынок Казахстана! Планируете купить? Сначала прочитайте это! Узнайте больше о китайских автомобилях.