icon auto
Все о китайских авто
arrow

Электромобили только для алматинцев: почему в других регионах не строят зарядные станции

Марат Альжанов
Марат Альжанов Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Электромобили только для алматинцев: почему в других регионах не строят зарядные станции Фото:depositphotos.com

Пока жители Алматы без проблем заряжают электрокары на сотнях станций, водителям из других регионов приходится тщательно планировать маршруты, передаёт Tengri Auto.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Пока жители Алматы без проблем заряжают электрокары на сотнях станций, водителям из других регионов приходится тщательно планировать маршруты, передаёт Tengri Auto.

По данным Министерства транспорта, сегодня в Казахстане функционирует 516 электрозарядных станций и почти две трети из них находятся в Алматы.

Что логично: именно здесь сосредоточен основной парк электромобилей — 9 423 из 15 835 зарегистрированных по всей стране.

В мегаполисе действует около 320 зарядных точек, что составляет 62 процента от общего числа по стране.

За пределами города инфраструктура развита гораздо слабее.

На трассах республиканского значения работает всего 43 станции, и 18 из них расположено вдоль международного транспортного коридора KAZ06 — от границы с Россией через Актобе, Кызылорду, Шымкент, Тараз и Алматы до Хоргоса.

Остальные зарядки установлены точечно:

  • на северном обходе Шымкента (2 ЭЗС);
  • на трассе KAZ05-01 Байсеит – Кокпек – Шонжы – Коктал (1);
  • на участке KZ05-10 Алматы – Төнкеріс – Байсерке – Междуреченское (1);
  • на трассе А-3 Алматы – Усть-Каменогорск (3);
  • на коридоре KAZ01 Екатеринбург – Алматы (8);
  • на А-1 Астана – Петропавловск (6);
  • на А-17 Астана – Павлодар – Успенка (1);
  • на направлении KAZ19 Костанай – Рудный – Денисовка – Карабутак (1);
  • на KAZ23 Костанай – Аулиеколь – Сурган (1);
  • а также на трассе А-16 Жезказган – Петропавловск (1).

В Минтрансе отметили, что само ведомство не строит станции, но при проектировании новых АЗС и объектов придорожного сервиса теперь предусматривается возможность подключения электрозарядного оборудования.

По словам представителей министерства, развитие сети сдерживает слабая энергосеть в удаленных районах, нехватка мощностей и низкий спрос на электромобили за пределами крупных городов. Бизнесу просто невыгодно устанавливать станции там, где пока нет потока клиентов.

"Прежде всего, в таких населенных пунктах чаще всего отсутствуют необходимые инженерные коммуникации, слабая энергосеть, нехватка мощности или полное отсутствие рядом электролиний требуют дополнительного строительства и модернизации инфраструктуры. Существенную роль играет и экономический аспект: количество электромобилей в удаленных регионах пока невелико, поэтому бизнес не рассматривает размещение станций в таких местах как окупаемый проект. Высокая стоимость логистики и строительства также повышает себестоимость установки", - отметили в ведомстве.

Поэтому новые точки появляются прежде всего вдоль оживленных магистралей и в населенных пунктах, где уже есть спрос и стабильное электроснабжение.

Ранее мы общались с автопутешественником из Шымкента, который проехал по стране на электромобиле более 9 тысяч километров. По его словам, зарядная инфраструктура на западе Казахстана сильно отстает от других регионов.

"Восток, центр и юг страны я проехал за 10 дней. На западе на четыре области ушло 12 дней. Там зарядная инфраструктура развита очень слабо. В Уральске всего одна общественная станция"

Иногда ему приходилось ночевать в отелях и заряжать машину от обычной розетки.

Льготный период на электромобили заканчивается

Напомним, что с 1 января 2026 года при ввозе электромобилей в Казахстан начнут взимать НДС.

  • НДС. При ввозе электромобилей физлица будут обязаны уплачивать НДС в размере 16 процентов (статья 503 Налогового кодекса);
  • Таможенная пошлина. Льгота ЕЭК перестанет действовать, но Казахстан обязан соблюдать правила ВТО. Согласно этим правилам, для физлиц при ввозе электрокаров по линии ВТО сохраняется нулевая ставка пошлины. Это касается только автомобилей, ввозимых для личного пользования. По правилам ВТО, их нельзя перепродавать за пределами Казахстана.

По данным комитета госдоходов Министерства финансов, из установленной квоты на льготный ввоз электромобилей в Казахстан в 15 000 единиц уже ввезено более 13 000 авто. Это составляет 87,2 процента от лимита.

Таким образом, для ввоза электромобилей с применением тарифной льготы осталось менее 1 900 машин.

Китайских авто все больше на наших дорогах! А вы знаете, как правильно произносятся названия брендов? Мы поможем! Заходите в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!

TengriAuto

Join Telegram