icon auto
Все о китайских авто
arrow

До лампочки: как выглядели фары автомобилей до появления электричества

Марат Альжанов
Марат Альжанов Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

До лампочки: как выглядели фары автомобилей до появления электричества Фото:depositphotos.com

Еще до того, как первые автомобили зажгли свои лампочки, на дорогах уже светились фары — только совсем другие. И задолго до появления двигателя внутреннего сгорания и легендарной Ford Model T путь освещали не электрические устройства, а настоящие источники пламени — свечные, масляные и ацетиленовые, передаёт Tengri Auto.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Еще до того, как первые автомобили зажгли свои лампочки, на дорогах уже светились фары — только совсем другие. И задолго до появления двигателя внутреннего сгорания и легендарной Ford Model T путь освещали не электрические устройства, а настоящие источники пламени — свечные, масляные и ацетиленовые, передаёт Tengri Auto.

От свечей к лампам

В 1820–1880-х годах, когда по дорогам Европы и Америки катили конные экипажи, ночное освещение оставляло желать лучшего. Единственным решением были лампы на свечах, которые ставили по бокам повозок. Они почти не освещали дорогу, но помогали другим заметить экипаж в темноте.

Фото: depositphotos.com

К 1880–1890-м годам начали появляться первые паровые и бензиновые автомобили, и свечи перестали справляться — ветер и скорость быстро тушили огонь. Тогда на смену пришли масляные фонари. Они использовали фитиль, втягивающий масло, а пламя горело устойчивее и не гасло даже под дождем или снегом. Для конца XIX века это было значительное технологическое улучшение.

Ацетилен: свет ярче, но и опаснее

Около 1896 года появились первые автомобильные ацетиленовые лампы, а к 1905–1910 годам они стали стандартом для многих машин.

Принцип работы был прост, но требовал аккуратности. Верхний резервуар содержал воду, нижний — сероватые комки карбида кальция. Когда водитель открывал клапан, вода начинала капать вниз, вступая в реакцию с карбидом. Так выделялся ацетилен, который по трубке подавался к фаре. Затем нужно было вручную открыть крышку линзы и зажечь пламя спичкой — появлялся яркий белый свет, гораздо мощнее масляного.

Ацетиленовые фары ставили даже на Ford Model T, выпускавшийся с 1908 по 1927 год. Но у технологии были минусы: риск взрыва при утечках газа, необходимость регулярной чистки баков и очевидное неудобство — чтобы включить свет, приходилось выходить из машины.

От динамо к электрическому свету

Прорыв произошел в 1904 году, когда британский инженер Чарльз Вандервелл запатентовал первую динамо-машину с регулируемой скоростью вращения. Это устройство позволило стабильно питать электрические лампы в автомобиле.

А уже в 1912 году Cadillac Model 30 стал первым серийным автомобилем, получившим электрический стартер и фары. Система Delco объединила стартер, освещение и зажигание — водителям больше не нужно было возиться со спичками и клапанами: свет включался нажатием кнопки.

Фото: depositphotos.com

К 1915 году электрические фары окончательно вытеснили ацетиленовые, а в 1940 году в США был введен официальный стандарт — круглые герметичные фары диаметром 7 дюймов.

От ламп накаливания до светодиодов

Дальнейшая эволюция шла стремительно:

  • 1962 год — появились галогеновые лампы,
  • 1991 год — дебют ксеноновых фар на BMW 7 Series E32,
  • 2004 год — первые светодиодные фары на Audi A8 W12.

Сегодня фары умеют адаптироваться к дороге, автоматически регулировать яркость и даже "вырезать" встречные автомобили из светового потока, чтобы не ослеплять других водителей.

И всё же старинные ацетиленовые лампы не забыты. Их теплое колышущееся пламя напоминает о времени, когда дорога ночью освещалась буквально огнем.

Читайте также: Редкий Lamborghini из коллекции испанской королевской семьи выставили на торги.

Китайские автомобили заполонили дороги Казахстана! А ты разбираешься в них? Мы поможем! Заходи в наш спецпроект вселенная китайских авто - все о марках, брендах и производителях!

TengriAuto

Join Telegram