Представители казахстанской автомобильной индустрии рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о развитии производства отечественных электрокаров.
Представители казахстанской автомобильной индустрии рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о развитии производства отечественных электрокаров.
По оценкам международной консалтинговой компании McKinsey, доля автомобилей на электрической тяге в странах с высоким уровнем спроса на "зеленый транспорт" может достичь 50 процентов в структуре продаж новых авто к 2030 году. Однако сейчас спрос на электромобили охватывает не более 12 рынков. Крупнейший из них - рынок Китая, где по итогам 2015 года было реализовано свыше 331 тысячи автомобилей на электрической тяге.
Председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" Олег Алферов утверждает, что, поскольку электромобили выпускаются на конвейерных линиях, предназначенных для сборки авто с двигателем внутреннего сгорания, мощности действующих казахстанских предприятий также пригодны для организации выпуска современных электромобилей.
Примером этого является опыт сборки партии кроссоверов KIA Soul EV на электрической тяге, осуществленной "АЗИЯ АВТО" в конце 2014 года. Производство и тестирование электромобилей на усть-каменогорских мощностях не потребовало модернизации и переоборудования заводского конвейера.
"Пилотная партия KIA Soul EV усть-каменогорской сборки успешно прошла серию длительных зимних испытаний на трассах Восточного Казахстана и Астаны при температуре до минус 30 градусов. И даже эксплуатировалась в парке аппарата парламента. (...) Предпосылки для развития транспорта будущего в нашей стране постепенно формируются. Регистрационный сбор даже для подержанного электромобиля вдвое ниже, чем аналогичный платеж для автомобиля на традиционном топливе. В отношении электромобилей действуют льготные ставки таможенных пошлин. Они освобождены от уплаты транспортного налога. В перспективе мы готовы наладить выпуск лучших продуктов на мировом рынке электромобилей, как только казахстанский потребитель предъявит спрос к легковому транспорту на электротяге в заметных объемах", - рассказал президент АО "АЗИЯ АВТО" Ерик Сагымбаев.
Однако собеседник отметил, что отсутствие сети специализированных зарядных станций для электротранспорта пока сдерживает развитие эксплуатации автомобилей на электротяге в Казахстане. "Мы сможем обсуждать переход к серийному производству электромобилей с появлением необходимой инфраструктуры", - отметил он.
Говоря об этом, представитель другого крупнейшего отечественного автопроизводства, председатель совета директоров AllurGroup Андрей Лаврентьев заявил, что сейчас совместно с правительством обсуждается проект строительства около 100 специализированных зарядных станций на трассе Алматы - Астана.
"Инфраструктура - это первая задача. Вторая задача - сделать электромобили доступными. Третий вопрос - производство нужно рассматривать в комплексе. В Казахстане достаточно много лития. Мы предлагаем создать крупное предприятие по производству литиевых батарей. Причем не только для автомобилей, но и для других нужд. Сразу рассмотреть в комплексе - автомобилестроение, производство батарей, после программы утилизации (РОП - прим. автора) - переплавка металла и получение металлического листа", - рассказал собеседник.
Отметим, что в июле 2016 года с конвейера "СарыаркаАвтопром" в Костанае, входящего в AllurGroup, сошел первый электромобиль китайской марки JAC. "Мы уже собрали 20 единиц JAC, а также электроавтобусы IVECO и Ankai. Эти три бренда нас вполне устраивают и по цене, и по качеству, и по мощности зарядки. (...) Сейчас мы будем проводить тестдрайвы, тестировать зимой, отдадим их в такси и автобусные парки. Мы как компания видим в этом перспективу", - резюмировал Лаврентьев.
Добавим, что сейчас казахстанский парк легковых автомобилей на электрической тяге насчитывает 720 единиц. Ранее министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек заявил, что в Евросоюзе введены директивы, которые будут ограничивать с 2050 года эксплуатацию автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. "Это означает с учетом срока службы автомобиля, что после 2030 года будет ограничен выпуск таких автомобилей. Поэтому в рамках данного тренда в Казахстане уже тестируются первые электромобили, планируется работа по созданию соответствующей инфраструктуры, планируется разработать проект по развитию инфраструктуры заправочных станций в Алматы, Астане, на первом этапе на крупных магистралях в районе этих городов", - заявлял Касымбек.