Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Самрук-Казына 25 лет Независимости
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 334.31
EUR / KZT - 355.17
CNY / KZT - 48.44
RUB / KZT - 5.31
X
98 0 0 0 0

Прежде чем прийти в детский дом с подарками, нужно задуматься, какая польза будет от этого ребенку

26 ноября 2015, 16:04
6

Во многих странах мира деятельность детских учреждений интернатного типа (ДУИТ), или попросту детских домов, признана несостоятельной, потому что дети-сироты выходят из них плохо социализированными. Эта система невольно превращает их в иждивенцев и к тому же является финансово более затратной, чем другие формы содержания сирот. В результате при выходе из таких учреждений детям сложнее самостоятельно преодолевать трудности, возникают психологические барьеры при общении с другими людьми и многое другое.

С 2004 года в нашей стране началось серьезное обсуждение проблемы таких учреждений. Несколько лет назад инициативная группа создала общественное движение "Ребенок должен жить в семье", цель которого - закрыть детдома, часть из них переориентировав в центры поддержки семьи, состоящие из социального патроната - услуг по оказанию помощи кризисным семьям (профилактика разрушения семьи и передачи ребенка в детский дом) и института профессиональной патронатной семьи (форма временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей). Однако на осуществление этой задачи потребуется очень много времени, а пока дети продолжают находиться в детских домах. Поэтому активисты решили, что помогать детдомовцам нужно уже сейчас. И не подарками и конфетами, а совершенно другим способом. Таким образом год назад в нескольких детских домах Алматы, Астаны и Караганды появился проект "Наставничество".

Наставник помогает ребенку поверить в себя и развить уверенность в собственных силах, способствует созданию условий, при которых появляется возможность лучше узнать себя, осознать цели жизни и научиться брать на себя ответственность за их осуществление. Их основной посыл - показать, что дети из детских домов такие же, как и все, а иногда намного талантливее, но, однако, им нужна поддержка, внимание и любовь, чтобы они смогли встать на ноги и создавать свое будущее.

Корреспондент Tengrinews.kz решил поговорить с директором фонда "Дара" и соучредителем проекта "Наставничество" Мадиной Бакиевой, которая рассказала об итогах проведенной работы и о том, как правильно нужно помогать детям из детских домов.

TENGRINEWS: Мадина, почему ваш фонд занимается реализацией проекта "Наставничество"?
Мадина Бакиева:

Фонд "Дара" совместно с активистами общественного движения "Ребенок должен жить в семье" исходит из того, что самое подходящее место для развития и взросления ребенка – это семья. Ребенку необходимо личное внимание, социальные и бытовые навыки, которые лучшим образом передаются в семье. Надо понимать, что детские дома - это государственные учреждения, живущие по своим правилам и стандартам. Ребенок, воспитанный в этой системе, зачастую не готов в свои 16-17 лет к сложной жизни за пределами детского дома. Это особенно трудно, когда рядом нет взрослого, который может подсказать, направить и поддержать в этот период. Именно поэтому мы инициировали проект "Наставничество", чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни, дать им поддержку взрослых, помочь решить свои внутренние вопросы. Конечно, наставничество никак не может заменить семью. Это просто одна из форм, как помочь ребенку. Наставничество - это прекрасная модель для подготовки к роли усыновителя, особенно если речь идет о подростке. К нам в проект приходят наставники, которые изначально уже задумываются об усыновлении или удочерении, но сомневаются, например, в отношении усыновления подростка. Через наш проект они как раз могут познакомиться с детьми, посмотреть, как они ведут себя за пределами детского дома, лучше узнают и себя, и детей. Однако принятие в семью - все же счастливое исключение для проекта, большая часть наставников становятся добрыми друзьями своих подопечных детей.


Наставник с ребенком из детдома

TENGRINEWS: Расскажите подробно о методологии проекта.
М. Бакиева:

К нам приходят люди старше 25 лет, желающие помогать детям и общаться с ними. Мы проводим их тестирование, психологический отбор, потому что не каждый человек призван быть наставником. После этого происходит обучение в рамках Школы наставников, где профессиональные психологи рассказывают об особенностях взаимодействия с подростками, о тонкостях работы с детьми этой категории. Только после этого наставник может начать работу с ребенком. Мы также проводим ряд мероприятий, чтобы дети и взрослые могли познакомиться, могли почувствовать друг в друге "родственную душу".

В проекте участвуют дети старше 10 лет, потому что это возраст, когда осознанность уже позволяет провести раздел между усыновителем, родителем и наставником, то есть другом. Для работы с детьми старше 15 лет мы приглашаем в проект профессиональных коучей-психологов. Они проводят с подростками регулярные встречи по выработке навыков планирования, оценки своих возможностей, профессиональной ориентации. Часто и коучи становятся хорошими друзьями детей, помогают им решать многие проблемы.

Главное отличие проекта, что вся работа с детьми ведется на индивидуальном уровне и системно. То есть ребенок получает постоянное, регулярное внимание, направленное именно на него. Личное внимание необходимо, чтобы он мог раскрыться, проявить свои лучшие качества, получить ответы на самые свои важные вопросы, через совместные действия научиться чему-то полезному.


Наставник с ребенком из детдома

TENGRINEWS: Российские психологи поясняют, что самая большая проблема группового ухода - в отсутствии подстройки под конкретного ребенка. Каждый раз маленький ежедневный выбор и подстройка под человека формируют его. Болгарские исследователи выяснили, что перспективы развития в будущем у ребенка зависят в том числе и от того, в каком месте в спальне детского дома стоит его кроватка. Чем ближе к окну, тем хуже. Потому что нянечка, скорее всего, к окну не дойдет и на руки не возьмет. Ее по ходу отвлечет другой ребенок. Какие изменения происходят с детьми в детдомах?
М. Бакиева:

Естественно, отрыв от семьи, от родителей накладывает свой отпечаток на развитие ребенка, на его психологическое состояние, это понятный процесс. Когда мы проводим психологическое тестирование детей в рамках проекта, выявляется, что у них всех более высокий уровень тревожности, они менее уверены в себе, меньше доверяют другим людям, им труднее понимать свои эмоции и распознавать чужие. Но все это преодолимые сложности. Первая задача, которую решают совместно наставники и дети, - это коммуникация. Они учатся общаться, слышать и понимать друг друга. Были случаи у нас, когда потребовалось несколько месяцев даже, чтобы ребенок начал разговаривать со своим наставником. Но тепло, любовь, понимание и преданное отношение находят глубокий отклик в детском сердце, а это как раз и требуется от наставника.

Есть и более практические примеры, когда наставники помогают в учебе, освоении иностранного языка, учат готовить, помогают решать медицинские вопросы ребенка. День за днем, понемногу и поэтапно улучшается качество жизни ребенка. Это и есть наша главная цель.


Наставник с ребенком из детдома

TENGRINEWS: Исследования, и российские, и зарубежные, показывают, что дети, пребывая в детском доме, отстают в росте, физическом развитии и имеют значительно меньшие показатели IQ и мозговой активности. Какие изменения в развитии вы наблюдаете?
М. Бакиева:

Это не значит, что они отстают в развития из-за того, что у них какие-то повреждения в головном мозге. Я бы не стала так ставить вопрос. Но, конечно, есть такое понятие, как социально-педагогическая запущенность. Если, допустим, ребенок в маленьком возрасте недополучил личное или даже тактильное внимание со стороны родителей, недополучил соответствующее своему возрасту развитие, не поиграл в каком-то возрасте в определенные игры, не послушал мамины сказки, то все это, конечно, накладывает опечаток на дальнейший темп развития. Это происходит не только в детских домах, но и в любой неблагополучной семье - там, где развитию детей не уделяется внимание.

Однако многое можно преодолеть при условии внимательного отношения, любви и системной работы. И чем раньше начать, тем больших результатов можно достигнуть. Нам, например, в Астане помогает частный центр детского развития GYMBOREE привозить малышей из Дома малютки к себе на занятия именно для того, чтобы зрительный, тактильный и общий кругозор малюток расширялся, чтобы улучшалось их развитие. Наставники также помогают детям разнообразить их представление о жизни, заполнить те сферы, которые по каким-то причинам были упущены.

Например, недавно один из наставников поделился историей. Она стала помогать своему подопечному делать уроки по английскому. Обнаружила, что трудности возникают из-за недоученной когда-то темы о формах глаголов, из-за трудностей и возникало огромное нежелание вообще этим заниматься. Вместе отработали пробелы в знаниях, стало легче делать уроки, появился энтузиазм. Не всегда проблемы в IQ, иногда есть просто необходимость помочь ребенку разобраться, поддержать его и подбодрить добрым словом.


Наставник с ребенком из детдома

TENGRINEWS: Как к идее проекта отнеслись уполномоченные органы, ведь в их адрес поступает масса критики, и как отнеслось руководство детских домов?
М. Бакиева:

Я не из тех людей, который во всем винят руководство детских домов. Скажу, что они осознают проблемы, с которыми дети каждый день сталкиваются. Они видят сложности после выхода детей из системы, в 18-19 лет и дальше. Поэтому, наверное, они с готовностью поддержали нашу инициативу, когда мы начали проект в Алматы.

Другой вопрос, что сама система интернатных учреждений изжила себя. Как бы воспитатели ни хотели изменить жизнь детей к лучшему, сама система не дает возможности получить те навыки, которые необходимы для полноценной жизни. Кроме того, практически никто не занимается поддержкой воспитателей. А ведь профессиональное выгорание очень характерно для педагогов и воспитателей. Просто представьте, какая сложная это работа. На 20 детей приходится по два воспитателя, которые должны очень многому научить, многое проконтролировать, с точки зрения нагрузки это очень сложно. Необходимо усилить работу психологов в детских домах. Одного специалиста совершенно недостаточно. Психологическая поддержка нужна как детям, так и персоналу детских домов. Ведь сейчас и дети другие, и подходы воспитания во многом изменились, нужно обучать новым методикам. Мы в проекте проводили несколько семинаров для воспитателей - по использованию коуч-подхода в работе с подростками, по преодолению эмоционального выгорания, но это капля в море. Также еще важный вопрос - кадровый отбор. В эту систему не должны приходить случайные люди.


Наставник с ребенком из детдома

У системы воспитания в интернатных учреждениях есть и другие моменты, которые не сказываются позитивно. И в решение этих вопросов мы, неравнодушные граждане, тоже вносим свою значительную лепту. Например, огромное количество праздников и репетиций в детских домах. Да, дети отлично танцуют и поют на радость гостям и спонсорам, но поможет ли это им завтра в жизни? Достаточно ли у них остается времени на учебу, на свои личные вопросы? Еще один сложный момент - это потребительское отношение среди детей. У любого сироты есть понимание, что его статус - это еще и возможность вызывать жалость, получать подарки. Это неизбежно искажает ценностные ориентиры ребенка. Именно поэтому мы не разрешаем наставникам дарить детям ценные вещи, делая акцент на внимании, общении, а не на подарках. Поэтому как совет: собираясь в следующий раз в детский дом на праздник или с подарками, лишний раз задумайтесь, какая польза будет от этого конкретному ребенку.

TENGRINEWS: И, наконец, поделитесь, пожалуйста, первыми результатами проекта.
М. Бакиева:

Сейчас проект уже активно работает в двух детских домах в Алматы и детском доме города Астаны, а также запустился в Караганде. Там, где мы работаем уже год, сами руководители детских домов отмечают, что видят положительные изменения в детях. У каждого ребенка они сугубо индивидуальны, но в целом эмоциональное состояние ребенка, работающего с наставником, повышается, возрастает уверенность в себе.

Мы уже стали свидетелями нескольких случаев приема детей в семью со стороны наставников, и это для нас, пожалуй, самые высшие результаты. В целом, нам радостно видеть, что дети ходят в гости к своим наставникам, делают с ними уроки, общаются на интересующие их темы, проводят у них дома каникулы, посещают вместе театры и спортивные матчи. Находясь у них в гостях, дети учатся готовить, задают массу вопросов про ведение хозяйства, общение с соседями и родственниками, задумываются о том, как они будут жить самостоятельно в будущем.


Наставник с ребенком из детдома

Если у каждого выпускника детского дома появится хотя бы один неравнодушный взрослый, к которому он всегда сможет обратиться за поддержкой, советом в трудной ситуации и пониманием - значит уверенности, что у детей все сложится благополучно, у нас будет значительно больше.

Беседовала Василина Атоянц


Нравится
Показать комментарии (6)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц