• facebook
  • twitter
  • telegram
  • whatsapp
поделились

"Голиаф" - исследование Адильхана Ержанова о природе тирании

07 октября 2022 11:02
Image
0

В казахстанском и российском кинопрокате стартует новая картина Адильхана Ержанова "Голиаф", мировая премьера которой состоялась в рамках программы "Новые горизонты" Венецианского кинофестиваля.

Примечательно, что картина выходит в прокат именно сейчас, в момент, когда в политической и социальной жизни обеих стран происходят диаметрально противоположные, но равноправные по силе тектонические сдвиги. С одной стороны, мы видим агонизирующую диктатуру, усугубленную войной и мобилизацией, с другой - курс на Справедливый Казахстан, демократизацию общества и развенчание культа личности.

Сам Ержанов говорит о том, что его давно интересовала природа власти и подчинения и "Голиаф" становится неоднозначным комментарием на эту тему, завернутый одновременно в притчевый нарратив и прямолинейный экшен.

В центре сюжета два практически мифологических персонажа – захвативший власть в ауле Каратас тиран Пошаев (Данияр Алшинов) и классический "маленький человек" Арзу (Берик Айтжанов). На их противостоянии и взаимоотношениях локального узурпатора с жителями Каратаса и строится основной сюжет картины.

Примечательно, что Ержанов заявляет библейского Голиафа, но противопоставляет ему не столько Давида, сколько Ланцелота – рыцаря, которому предстоит убить дракона и, возможно, самому стать драконом.

Таким образом, Ержанов косвенно указывает на то, что природа тирании зиждется не столько на самой фигуре тирана, сколько на бесконечной нужде общества в подчинении власти.

Безусловно, помимо режиссуры Ержанова, одним из главных козырей "Голиафа" является актерское противостояние Данияра Алшинова и Берика Айтжанова. Первый в очередной раз убедительно воссоздает инфернальный образ абсолютного зла, второй же своей сдержанной игрой рисует обаятельный образ той самой мягкой силы, которая, с одной стороны, должна подарить надежду, но с другой - не дать Каратасу впасть в анархию.

Картина была высоко оценена прессой и кинокритиками, а исполнители главных ролей Берик Айтжанов и Данияр Алшинов были удостоены приза Bisato d'oro, которую вручили независимые кинокритики Венецианского кинофестиваля.

"Главное достоинство "Голиафа" не в превращении абстрактных философских и религиозных концептов в убедительное художественное повествование. Прежде всего это фильм, лишенный всякого ориентализма и созданный на универсальном, понятном в любой точке мира киноязыке. Пустынные постапокалиптические пейзажи, напоминающие одновременно о Библии и "Безумном Максе". Скупые и точные режиссерские решения, отстраняющее насилие", - отметил шеф-редактор онлайн-кинотеатра "Кинопоиск" Игорь Кириенков.

"Фильм Адильхана Ержанова - более тонкое и объемное кино, в котором вечный сюжет, несомненно, попадает в нерв времени. Но при этом здесь библейская история внезапно обретает элементы неовестерна с погонями на лошадях, перестрелками и дуэлями один на один. Получается своеобразный диптих, в котором одни увидят необычное жанровое переосмысление истории о мести, а другие — символичную притчу о том, как попытаться сделать так, чтобы на безжизненной пустоши выросло живое и гибкое дерево", - считает Елена Зархина, "Газета.ru".

"Библейскую ауру, конечно, сулит хотя бы одно название, но "Голиаф" при этом не впадает в транс притчи. Эпиграф из "Государя" Макиавелли - о том, что зло должно быть таким, чтобы противник уже не встал на ноги, - настраивает на философский лад, а власть предлагает трактовать максимально широко", - говорит Алексей Филиппов, kinotoday.ru.

Карим Кадырбаев

Рекламный материал



ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ
"Будьте неравнодушны": девушка-прокурор по делу Бишимбаева обратилась к казахстанцам
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
В каком возрасте ребенок должен заговорить? Отвечает логопед-дефектолог

Похожие новости

counter.yadro.ru