Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
21 октября 2021 11:00

Они попробовали, и у них получилось. Муж и жена возрождают легендарную Абайскую фабрику

Ренат Ташкинбаев Журналист
Турар Казангапов Фотокорреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ


Это не рекламный материал. Больше того, эта история вообще не про коммерцию, и даже не про деньги. Да, она про небольшой бизнес, но это все-таки во-вторых, а во-первых - она о людях, о компаньонах, о муже и жене - Нурхане и Ирине. Они заняты тем, что возрождают в небольшом городке Карагандинской области бывшую советскую швейную фабрику.

Чтобы из столицы Казахстана добраться до места назначения, нужно сначала проехать пышущий огнем и дымящий трубами Темиртау, а когда рассеется дым и на горизонте появится Караганда, там уже рукой подать и до города Абай.

Если двигаться к швейной фабрике по навигатору, то он может привести вас к руинам, это разрушенные общежития бывшей фабрики, а напротив них - сама фабрика, о которой в местном музее говорят как о предприятии, которое в свое время гремело на весь Советский Союз. Одежда, которую выпускала фабрика, хранится, как ценные экспонаты.

Сейчас же это предприятие тоже в каком-то смысле гремит, только не на союз, а в социальной сети "Фейсбук", и ее продукция получает лайки и просмотры в инстаграме. Наши люди с любопытством восприняли компанию, которая шьет одежду казахстанского производства с таким простым и в то же время таким родным именем - Абай.

"Слышите звук?" - говорит Нурхан, обращая наше внимание на то, как застегивается замок на куртке.

"Настоящее японское качество. Мы завозим фурнитуру для своих вещей из Японии", - поясняет он.

Нурхан только что приехал на своем видавшем виды минивэне из Караганды. Он постоянно мотается туда-обратно, сам отвозит заказы клиентам.

Сейчас у фабрики аврал, но это для швейного дела норма: люди, чувствуя приближение холодов, начинают осенью в срочном порядке делать заказы на верхнюю одежду, и поэтому в эту пору работы у швей выше крыши.

Заказчики - главным образом промышленные предприятия. Но, помимо огромного разнообразия спецодежды, фабрика шьет и вещи на повседневку, так называемый массмаркет.

Здесь же на фабрике есть магазин. Говоря словами из рекламных громкоговорителей, которые все еще можно встретить на вещевых рынках нашей страны: цены вас приятно удивят. И действительно, при виде этих качественно сшитых вещей возникает желание наконец взять и одеться во все казахстанское.

Сам Нурхан выбор в пользу "Made in KZ" сделал еще семь лет назад.

"Я в 2014 году перестал покупать одежду, жене постоянно говорил: надо шить, надо шить. Правда, сначала мне сшили робу какую-то, но сейчас уже появилась одежда более-менее, за которую не стыдно, и, насколько я вижу по фотографиям в соцсетях, наши куртки покупают люди с достатком", - говорит Нурхан.

Но чтобы такой же выбор сделало казахстанское большинство, все-таки должно пройти время и что-то произойти. Слишком долго нас приучали любить и ценить все зарубежное, поэтому не так-то просто себя заставить начать уважать что-то сделанное в Казахстане.

Да и к тому же нелегкое это дело - конкурировать с массмаркетом.

"Пока у нас главным образом магазин только в инстаграме (точка офлайн-продаж только на фабрике). Причина - нехватка оборотных средств. Идет как бы разрыв денег. Вот мы закупили ткань, отшили, начинаем продавать товар, а потом с вырученных денег мы закупаем следующую ткань. А по-хорошему должно быть так: я закупил ткань, начал отшивать и уже на этом этапе должен закупить следующую партию ткани. Вот эти разрывы и не позволяют нашей фабрике сейчас агрессивно зайти на рынок. Например, если я заявлю сейчас наши куртки, пойдут заказы, я не смогу их обеспечить, и сразу отторжение пойдет у людей, а второй раз уже никто не придет", - объясняет предприниматель.

Поэтому нарастить оборотные средства для них сейчас первоочередная задача. Но это не так-то просто сделать, ведь есть много затрат. Один ремонт помещений чего стоит.

Надо сказать, что фабрика (приобрели ее у банка) досталась Нурхану и Ирине в очень плачевном состоянии: без окон, без дверей, с огромным количеством мусора, на расчистку которого ушел почти год.

Нурхан честно признается, что второй раз бы он не пошел на такой риск: уж очень много денег, сил и времени было вложено в это дело. Но обратной дороги нет.

"Мне нравится то, чем мы занимаемся, я к этому, наверное, всю жизнь шел", - говорит мужчина, оглядывая фабрику.

Планы у них грандиозные, хотели бы создать при фабрике училище с общежитием, довести количество швей до 500 человек и возродить ассортимент продукции, которым славилась абайская фабрика в советские годы.

"Сложно ли вести семейное дело?" - поинтересовались мы у супругов.

"Абсолютно нет, мы постоянно вместе, у нас интерес общий, цели общие, желания, нам интересно", - отвечает Ирина.

"По-другому я не вижу это, мне без нее скучно, два часа не видишь, думаешь: интересно, что она делает?" - отвечает Нурхан.

Глядя на повисшие в воздухе фрагменты старого дома напротив фабрики, подумалось: а ведь если бы не эти предприниматели, то фабрика эта бы тоже сейчас была безжизненной грудой камней.

А они вопреки отговорам и страхам взялись за нее, начали восстанавливать, поставили оборудование, дали работу людям (некоторые швеи с опытом здесь получают зарплату свыше 200 тысяч тенге в месяц) и выпускают одежду, которую готовы покупать казахстанцы.

Можно бесконечно жаловаться на жизнь, бесконечно говорить "пора валить", бесконечно пересказывать шутку эмигранта (кто будет последним покидать эту страну, выключите свет в аэропорту). А можно взять заброшенную фабрику, выгрести оттуда мусор и начать свое дело.

И пусть этот бизнес пока не приносит того дохода, которого хотелось бы, пусть временами ты не чувствуешь какой-либо ощутимой поддержки от государства (чиновники посчитали Абайскую фабрику с полувековой историей "слишком рискованной"), но у тебя есть надежное плечо, умелые руки швей, старенькое, но надежное авто, и есть имя, да не простое, а великое - Абай. Можно не сомневаться: с таким именем вас ждут великие дела.

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 446.44   490.7   4.77 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети