Начинается пора летних отпусков и каникул. Все мы ждем встречи с морем и солнцем. Однако далеко не все задумываются об опасности, которую может представлять увлечение солнечным загаром.
Начинается пора летних отпусков и каникул. Все мы ждем встречи с морем и солнцем. Однако далеко не все задумываются об опасности, которую может представлять увлечение солнечным загаром.
Между тем хорошо известно, что ультрафиолет солнечных лучей может вызывать рак кожи – меланому, особенно у тех, кто предрасположен к этому. Обычно это люди со светлой кожей с веснушками и родинками. Однако и те, у кого более темная кожа, могут быть подверженными опасному воздействию ультрафиолета, если своевременно и правильно не защищаться от излишнего загара.
Профессор медицины, член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман поговорил о раке кожи – меланоме, о том, кто более всего подвержен ему, о генетических и других причинах болезни с одним из ведущих в мире специалистов в данной области - профессором Гарвардского университета Дэвидом Фишером. Он окончил Корнельский университет, стажировался в Университете Рокфеллера и позже работал вместе с нобелевским лауреатом Филипом Шарпом из Массачусетского института технологии. В своей научно-клинической деятельности доктор Фишер фокусируется на молекулярных механизмах и лечении меланомы (рака кожи). Он практикует в Массачусетском многопрофильном госпитале в Бостоне.
Полную версию данного интервью можно посмотреть на YouTube-канале "АЛМАЗные советы".
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Доктор Фишер, благодарю вас за согласие дать интервью на тему, которая интересует и волнует многих особенно сейчас, в начале летнего сезона. Речь идет о меланоме, или раке кожи. Поскольку вы является экспертом мирового уровня в этой области, мы очень признательны вам за то, что имеем возможность получить информацию из первых рук. В чем причины развития меланомы и какова роль ультрафиолетового излучения?
Дэвид Фишер, профессор Harvard Medical School:
Да, конечно. Спасибо за приглашение и возможность дать интервью. Я с удовольствием приму участие в беседе об исследованиях в области профилактики и лечения меланомы. Можно сказать, что в последние 5-10 лет в этой сфере произошли поистине революционные перемены. Исходя из поразительных положительных результатов в лечении этой болезни и улучшения состояния пациентов, возможно, это самые кардинальные достижения в онкологии за многие десятилетия.
Давайте вначале поговорим о причинах появления меланомы. Есть два признака, которые предполагают риск развития меланомы. Они касаются людей с предрасположенностью к появлению меланомы, это спорадические и наследственные формы – таких случаев довольно много.
Одной из таких предрасположенностей является светлая кожа. Люди со светлой кожей обычно не могут нормально загореть на солнце. Кроме светлой кожи, важными факторами являются рыжие волосы, веснушки. Такие люди обычно просто сгорают на солнце и вместо загара получают покраснение кожи. Светлая, белая кожа очень чувствительна к солнечным лучам, которые у таких людей могут вызывать ожоги.
Вторым фактором является воздействие окружающей среды. В первую очередь, это ультрафиолетовое облучение, большая доза солнечного света. В данном случае речь идет о влиянии того спектра излучения, который, как мы знаем, проникает сквозь кожу и разрушает ДНК клеток кожи человека.
Клетки, вызывающие рост меланомы, могут быть не только клетками, которые разрушились или мутировали из-за ультрафиолетового излучения. Существуют также клетки - кератиноциты, которыми представлена бОльшая часть эпидермиса – наружного, внешнего слоя кожи. Кератиноциты также могут мутировать и вызывать рак кожи. Причем такой вид рака встречается гораздо чаще, чем меланома - рак, происходящий от меланоцитов – клеток пигмента при меланоме.
Рак, развивающийся из кератиноцитов, более распространен. Он практически напрямую связан с воздействием ультрафиолетового облучения. Такая опухоль значительно отличается от меланомы. Большинство таких злокачественных образований не так агрессивны и растут не так быстро, как меланома. Поэтому обычного хирургического удаления такой опухоли бывает достаточно, чтобы избежать риска осложнений и проблем в будущем.
В случае с меланомой успех также зависит от ранней диагностики и своевременного удаления. Однако эта опухоль обладает способностью проникать глубоко и поражать другие органы.
Итак, повторюсь. Светлая кожа, чувствительность к ультрафиолету и воздействие ультрафиолетового, солнечного излучения – вот комбинация этих факторов может представлять собой довольно высокий риск развития болезни. К счастью, есть возможность ее предотвратить.
Необходимо свести к минимуму воздействие на вашу кожу солнечного света и его ультрафиолетового излучения – носить закрытую одежду, стараться не находиться на улице в часы, когда солнце наиболее активно, использовать солнцезащитные предметы и средства, чтобы избежать попадания солнечного света на кожу. Подобные вовремя принятые меры могут помочь каждому чувствительному к солнцу человеку в предупреждении рака кожи.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
А как насчет рисков развития меланомы у людей с менее светлой кожей, то есть среди смуглых?
Дэвид Фишер, профессор Harvard Medical School:
Возможно, риск у таких людей менее значительный, но полностью отрицать его нельзя. Риск развития меланомы от ультрафиолетового облучения у людей со смуглой кожей тоже есть. Причем таких случаев становится все больше.
Обычно смуглые люди думают, что у них не может быть меланомы, и они менее осторожны с солнцем. Хотя меланома у таких людей может развиваться глубже и сильнее, даже если она небольшая. Люди думают, что они защищены своей более темной кожей. Однако следует помнить, что несмотря на то, что у них есть относительная защита, полностью риск меланомы исключить нельзя. Поэтому очень важно принимать меры предосторожности при нахождении на солнце независимо от степени смуглости кожи.
Тут я хочу сделать небольшую оговорку. Мы никогда не рекомендуем людям загорать для защиты от болезней. Потому что сам факт воздействия ультрафиолета на кожу является канцерогенным фактором. Он повышает риск развития рака.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Казахи принадлежат к азиатскому этносу. Есть ли какие-либо исследования о рисках развития меланомы у людей с более смуглой кожей, чем у европейцев, или у представителей азиатского этноса, к примеру, в том же Бостоне или в других солнечных регионах США? Существует ли какая-то связь развития меланомы с этнической принадлежностью?
Дэвид Фишер, профессор Harvard Medical School:
Замечательный вопрос. Вы поднимаете интересные темы. Я начну с последнего вопроса - касательно азиатских народов. Кстати, моя жена – китаянка, и наши дети, соответственно, метисы, поэтому этот вопрос нас тоже волнует. Мой старший сын - дерматолог, и он спрашивает: "Чей тип кожи я унаследовал? У меня высокие риски, как у тебя, или более низкие, как у мамы?"
В этом смысле я бы хотел сказать, что необходимо отличать степень пигментации кожи. У азиатов, если смотреть с севера на юг, она отличается. Чем ближе к экватору живет народ, тем темнее кожа у его представителей. И соответственно, чем выше на север, тем чаще вы встречаете светлокожих азиатов. На наш взгляд, это произошло в процессе эволюции и связано с влиянием солнечного света на производство витамина D. Он синтезируется в нашей коже под воздействием солнца.
Возможно, несколько тысяч лет назад в процессе эволюции солнечный свет был очень важен для синтеза витамина D. Но сейчас мы не рекомендуем этот не совсем здоровый способ получения витамина D. Гораздо безопаснее принимать его в виде пищи или таблеток, например. Потому что, помимо витамина D, с солнечным светом вы можете получить риск рака кожи. А это, конечно, плохо. Таким образом, разные цвета кожи – светлый или темный – сформировались в процессе эволюции в зависимости от интенсивности солнечного излучения в той или иной части света. Однако, на мой взгляд, сейчас риск развития меланомы у азиатов со светлой кожей возрастает, хотя он все-таки ниже, чем у представителей европеоидной расы.
Я это могу объяснить тем, что азиаты сохранили способность нормально загорать, в отличие от светлокожих европейцев. Например, людям со светлой кожей трудно получить солнечный загар. Они обычно обгорают на солнце. В то время как азиаты, проживающие в высоких географических широтах, несмотря на светлую кожу, все-таки могут загореть на солнце. И эта способность, возможно, служит своего рода защитой для их кожи.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Вы коснулись очень важных вопросов. В ваших исследованиях меня впечатлил тот факт, что риск меланомы есть и у рыжеволосых людей. Я знаю, что в Бостоне, где вы сейчас находитесь, проживает много потомков ирландцев. Как вы думаете, они тоже подвержены риску меланомы? Вы также сказали, что смуглая кожа не гарантирует полную защиту от меланомы.
Дэвид Фишер, профессор Harvard Medical School:
Существует еще одна особенность рыжеволосых людей, которую следует упомянуть. Рыжий пигмент – это вполне нормальное явление, и высокий риск меланомы у таких людей тоже можно считать данностью.
Было исследование, в котором участвовали не только люди, но и мыши, рыжие коровы, птицы, собаки породы золотой ретривер, например. Оказалось, что все живые существа – и люди, и животные - обладают одним и тем же геном, ответственным за этот фенотип. И что примечательно, мы заметили, что наличие красного пигмента – точнее, красно-блондинистого пигмента, в отличие от коричнево-черного – указывает на канцерогенную активность. Это достаточно слабая активность, но она может способствовать развитию рака.
Это, конечно, не означает, что любой рыжеволосый человек скорее всего заболеет раком кожи. Суть не в этом. Дело в том, что такой риск существует независимо от влияния ультрафиолетового облучения. Таким образом, есть особый компонент канцерогенного риска, который угрожает клеткам, обладающим красным пигментом, создавая мутации в их ДНК. Эти клетки, в свою очередь, постоянно заняты восстановлением своей ДНК, и обычно довольно успешно.
В клинической практике мы информируем светлокожих людей обо всех рисках и советуем регулярно проверять свою кожу на предмет появления различных новообразований, и особенно меланомы. Причем не только на открытых участках тела, чаще подвергаемых воздействию солнечного света, но и на тех частях тела, которые обычны скрыты под одеждой. Они должны постоянно себя проверять. Потому что в таких местах сам пигмент – красно-блондинистый пигмент – может способствовать появлению меланомы. Врачи также должны обследовать не только лицо, руки человека, но и все его тело, все участки, потому что меланома может сформироваться на скрытых участках тела и оказаться очень агрессивной.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
Интересно. Доктор Фишер, мы знаем, что рак – это не какое-то одно заболевание. Это несколько – десятки, сотни болезней, зачастую обусловленных генетическими причинами. Говоря о генетической составляющей, мы обычно имеем в виду мутации, бремя мутаций в генах, которые могут вызывать такой вид рака, как, например, меланома. Мы знаем, что она на 5-12 процентов может быть наследственным заболеванием. Насколько это важно? Как следует вести себя человеку, если он узнал, что у кого-то из его родственников была меланома?
Дэвид Фишер, профессор Harvard Medical School:
Это крайне важный вопрос. Спасибо, что задаете его. Итак, генетика. Существует несколько определений этого понятия. Я бы хотел воспользоваться данной мне возможностью и немного остановиться на этом. В буквальном смысле под термином "генетика" мы подразумеваем наши гены. А наши гены – это наша ДНК.
Но есть и другой смысл этого понятия. Мы можем иметь в виду гены в самой раковой клетке, например, в клетках меланомы. Гены, мутирующие только в раковой опухоли, а не во всем организме, не передаются по наследству.
Это отличается от генов всего организма, в число которых могут входить и клетки других органов и тканей, помимо кожи, которые подвержены риску ракового перерождения. По большому счету, когда мы говорим, например, что меланома – это генетическое заболевание или что рак - генетическое заболевание, это означает, что от родителей наследуется только риск развития болезни.
В случае с меланомой вы отметили 5-12 процентов случаев, когда она имеет генетическую природу. Я встречал даже более низкую цифру. И это примечательно, потому что меланома присутствует в роду у некоторых семей, но почему она развивается не у всех ее членов? Для этого есть одна очень важная причина.
Почему меланома встречается у членов определенной семьи, даже если они не унаследовали этот ген, который мутирует в опухоль? А причина может крыться в том, что вы унаследовали от своих родителей любовь отдыхать на пляже. Возможно, вы унаследовали нежелание прятаться от солнечных лучей, а наоборот, стремление лежать на пляже, загорать, сгорать до пузырей. Другими словами, мы наследуем привычки.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
То есть речь идет о поведении, связанном с риском?
Дэвид Фишер, профессор Harvard Medical School:
Да, именно о поведении, которое увеличивает риски меланомы. Вы также можете наследовать пристрастие к курению, приводящему к раку легких, или привычки, которые приводят к ожирению, и тому подобное. Иногда довольно сложно точно сказать, что рак был передан по наследству. Однако если у человека есть ген BRCA1 или ген BRCA2 или какие-то другие специфичные гены, то независимо от поведенческих компонентов у него есть риск заболеть определенным типом рака.
Но в других случаях, а меланома относится именно к таким случаям, любовь членов одной семьи ходить на пляж и долго загорать, возможно, увеличивает риск развития меланомы у всех родственников. Но если кто-то из этой семьи не любит проводить время на пляже, то для этого человека риск может снизиться.
Я намеренно привожу такой пример, потому что хорошая новость в том, что вы можете изменить свое поведение. Мы не можем изменить свои гены, но мы можем изменить свои привычки. Например, прятаться от солнца в тени деревьев, носить широкополые шляпы или пользоваться солнцезащитными средствами, чтобы снизить риск развития меланомы.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
То есть, если у кого-то рыжие волосы и белая кожа, то им надо принимать меры предосторожности при воздействии ультрафиолета. И советовать членам своей семьи с подобными признаками принимать меры для защиты от солнца. И здесь речь не идет о каких-то мутациях. Хотя причины в обоих случаях генетические, но они имеют абсолютно разную, так сказать, природу.
Доктор Фишер, мы поговорили о причинах и мерах профилактики меланомы. В одном из своих исследований вы описали лечение меланомы на поздних стадиях. Не могли бы вы рассказать, в чем отличие лечения меланомы на начальной и поздней стадии? Существуют ли какие-то другие средства для этого – какие-то экологические факторы, лекарства, добавки, витамин D, например? Есть ли какие-то исследования о том, может ли витамин D защитить от меланомы? Я не совсем уверен в этом, но поскольку мы уже обсуждали это...
Дэвид Фишер, профессор Harvard Medical School:
Да, спасибо. Это вопрос очень большой важности. Должен сказать, что касается добавок, препаратов местного действия, лекарств, химических средств профилактики меланомы, то было проведено очень много исследований. Были какие-то намеки на пользу, тем не менее нет ни одного подтверждения, что то или иное средство абсолютно эффективно для существенного снижения риска меланомы.
Исключение составляет лишь защита от солнечного света, от ультрафиолетового излучения. Конечно, это тоже не дает стопроцентной гарантии, но, по крайней мере, такое поведение поможет поймать болезнь на ранней стадии, если она началась. Меланома – это такое заболевание, при котором ранняя диагностика и вовремя начатое лечение могут спасти жизнь.
К сожалению, мы не можем идентифицировать рак поджелудочной железы или рак кишечника на ранних стадиях. Это очень и очень трудно сделать, в отличие от рака кожи, которую легко осматривать. Таким образом, настоящая профилактика – это регулярные обследования.
Витамин D – это тоже интересно. Также говорят и о противовоспалительных препаратах. Много предложений и предположений. Но я думаю, что исследования следует продолжать. А пока ранняя диагностика и защита от действия ультрафиолета остаются самыми действенными способами спасения жизни при меланоме.
Алмаз Шарман, профессор медицины:
При любой форме рака очень важно вовремя начать лечение на ранней стадии, чем проходить более серьезную, тяжелую терапию на более поздних стадиях.
Доктор Фишер, благодарю вас за великолепную беседу, которая произвела на меня большое впечатление. Уверен, что многие врачи и пациенты высоко оценят предоставленную вами информацию, ваши знания и богатый опыт в этой области.
О современных методах лечения рака можно прочитать в предыдущем интервью Алмаза Шармана с профессором Гарвардского университета Дэвидом Фишером. О предупреждении, диагностике и лечении многих болезней можно узнать из YouTube-канала "АЛМАЗные советы".