О том, почему среди нас так много тучных людей и как бороться с лишним весом, а также о новых лекарствах от ожирения читателям Tengri Lifestyle рассказал Алмаз Шарман, президент Академии профилактической медицины Казахстана и член Американской ассоциации здравоохранения.
О том, почему среди нас так много тучных людей и как бороться с лишним весом, а также о новых лекарствах от ожирения читателям Tengri Lifestyle рассказал Алмаз Шарман, президент Академии профилактической медицины Казахстана и член Американской ассоциации здравоохранения.
Почему мы полнеем?
Распространенный портрет современного человека – это лицо среднего возраста с избыточной массой тела из-за малоподвижного образа жизни и неправильного питания. К описанному портрету можно добавить распространенный алгоритм: наедаясь поздно вечером, этот человек засыпает с включенным телевизором, просыпается посреди ночи от громкого звука, идет на кухню, съедает сладкое пирожное и снова ложится спать. При этом необходимо рано утром вставать на работу, на которую, заедая на ходу, он едет на автомобиле, припаркованном во дворе.
Почему алгоритм? Потому что этот цикл чаще всего повторяется ежедневно. После такого не стоит удивляться просторным кольцам вокруг талии, попытки избавиться от которых превращаются в борьбу воли и разума, победителем в которой чаще всего становится плоть.
В современном мире ожирение сопряжено со стигмой, общественным порицанием, психологическими, эмоциональными страданиями. Из-за этого многие покорно, иногда с религиозной прилежностью следуют диетическим рекомендациям, которые зачастую не вполне научно-обоснованы и порой даже вредны. Однако такая прилежность чаще всего длится недолго, ведь постоянно отказываться от искушения съесть что-нибудь вкусненькое и до третьего пота заниматься фитнесом требует большой силы воли.
Помнится, как в ресторане на одном мероприятии встретил известную даму, которая принесла с собой весы и за столом усердно взвешивала каждую порцию подаваемых блюд. Через месяц летел с ней самолетом и видел, как она уплетала сладкое пирожное.
Однако так было не всегда
В глубине веков полнота и тучность являлись коннотацией фертильности и желанности. Это, например, выражалось в роскошном животе и ягодицах на скульптурах палеолитической Венеры. Другим примером является живот Будды, ставший знаковым признаком его бренда. И это понятно, поскольку человечество боролось с голодом на протяжении всей своей истории за исключением последних десятилетий, а пищевая безопасность, которая выражалась в жировых складках, всегда считалась признаком достатка, благополучия, здоровья и даже престижа.
Женское тело в средневековых картинах Рубенса обычно изображалось с выраженными жировыми складками, что ассоциировалось с эвфемизмом "Рубенеск". Даже относительно недавно, в 18 веке, богатые аристократы часто изображались за столом, ломающимся от различных яств. В женских журналах 19 века нередко давались советы о том, как нарастить вес и стать пухленькой.
Эстетическая привлекательность округлых форм женского тела воплотилась в полотнах Модильяни: округлости его красавиц были заимствованы от роскошных скульптур древних каротид, в стиле которых ваял скульптор Бранкуши – учитель Модильяни. Кстати, эти формы сохранились и в гротескных ваяниях культового скульптора современности - колумбийца Ботеро.
Затем все это изменилось. Узкая талия стала предметом вожделения - женщины буквально запихивали себя в удушающие корсеты, чтобы выразить свою фигуру в форме песочных часов.
В разные времена арсенал борьбы с лишним весом порой включал невообразимые средства, такие как соленья, наперстянку, камфару, мочегонные средства, рвотный корень и грейпфрут, который, как считалось, содержит вещества, растворяющие жир. Не пренебрегали даже поеданием мыла и обычного мела. Лорд Байрон боролся с весом, периодически ограничивая свой рацион лишь одной изюминкой, которую запивал бокалом бренди. Чтобы похудеть, заключали себя в резиновую одежду, с тем чтобы изгнать жир обильным потоотделением, или использовали специальные аппараты, которые якобы выдавливали этот жир. Недавно в Корее видел, как в фитнес-зале корейские бабушки и дедушки с упорством вытряхивали жир с помощью вибрационной ленты.
Наука о питании - это не кухонный разговор и не догма
Борьба с лишним весом сегодня весьма актуальна для большинства из нас. И здесь вопрос не только в эстетике. Многие из нас серьезно озабочены влиянием лишнего веса на здоровье. Медиа-пространство заполонило множество различных диет, а простому обывателю трудно разобраться в этом лабиринте информации.
Проблема большинства этих популярных диет в том, что они предлагают однобокие, примитивные, хоть и привлекательные решения, такие как: "всему виной жиры или углеводы, поэтому каждый из них необходимо ограничивать". Или то, как часто следует принимать пищу, в какой комбинации, с какими интервалами, вместе или раздельно.
Отдельная проблема – это наукообразие. Наглядный пример - диеты, которые прописываются в зависимости от группы крови, что не имеет под собой реальных научных оснований. Привлекательность таких рекомендаций в их простоте: якобы, решив лишь одну проблему, можно изменить жизнь к лучшему. Они часто граничат с курьезами вопреки здравому смыслу. Тем они и привлекательны, мол, не стоит доверять истеблишменту, то есть врачам и ученым: все равно ничего путного они не предложат.
Питание затрагивает многие аспекты нашей жизнедеятельности и ежедневного бытия. Выбор того, что мы едим, является сугубо индивидуальным, интимным, хотя питание имеет глубокую социальную и культурную составляющую.
Вместе с тем, когда речь идет о питании в качестве источника важных для здоровья пищевых веществ, требуются серьезные знания и компетенции. Поэтому странно, когда консультациями по этим вопросам занимаются блогеры, коучи, домохозяйки, косметологи и другие неспециалисты. Почему-то считается, что, лишь прослушав какой-нибудь онлайн курс по нутрициологии, можно называть себя специалистом и давать диетические рекомендации.
Все это вызывает серьезную озабоченность, особенно когда речь идет о здоровье пациентов. Например, назначение кетогенной диеты без разумных на то показаний может представлять серьезную опасность для жизни. Из-за сложившейся неразберихи наука о питании становится жертвой многочисленных заблуждений и сомнений.
И это касается не только нутрициологии. Например, среди кардиологов нет полного консенсуса в вопросах целесообразности назначения статинов, аспирина и стентирования. Однако представим себе, что было бы, если эти проблемы вдруг стали бы предметом бурного обсуждения блогеров или авторов глянцевых журналов. Очевидно, что привольные рассуждения на такие сугубо профессиональные темы кардинально нивелировали бы доверие к специалистам-кардиологам.
Так и наука о питании. Она является относительно молодым научным направлением и требует профессионального подхода. Чем больше мы получаем информации о питании, тем сложнее отделить зерна от плевел, отличить разумный сигнал от постороннего шума. Поэтому, говоря о диетических вмешательствах, важно обращаться к научно-обоснованным источникам с тем, чтобы оградить себя от проблем с псевдонаучными рекомендациями, последствия которых могут оказаться непредсказуемыми, зачастую опасными для здоровья.
Так что рекомендует наука о питании
Согласно современным научным взглядам, здоровое питание заключается в потреблении "живой" пищи, к которой относятся темно-зеленые, оранжевые овощи, бобовые, фрукты, продукты из цельного зерна, молока и молочных продуктов низкой жирности. При этом важно ограничивать количество потребляемой "мертвой" пищи, а именно насыщенных и так называемых транс-жиров, добавленных сахаров и калорий. Они содержатся в картофельных чипсах, некоторых консервированных, колбасных и переработанных мясных продуктах, многих сладостях.
Не являясь догматичной, наука о питании динамично развивается. Наши знания о пользе и вреде пищевых продуктов во многом определяются многообразными смежными дисциплинами, такими как биохимия, физиология, молекулярная биология и генетика. Учеными были обнаружены конкретные гены, которые предрасполагают к ожирению. Это означает, что в будущем станет возможно повлиять на этот процесс и без изменения диеты.
На сегодня известно около 8 тысяч пищевых продуктов, которые состоят из миллионов разновидностей простых и сложных химических веществ, их комбинаций. Находясь в постоянном взаимодействии, они формируют нашу плоть, влияя на то, как мы движемся, спим, дышим и даже мыслим.
Ученые сегодня обладают базой данных по химическому составу большинства пищевых продуктов. С помощью big data можно детально разобрать "анатомию" пищи и выяснить положительные свойства и недостатки отдельных пищевых продуктов, а технологии искусственного интеллекта позволяют индивидуально подбирать здоровое меню.
Для того чтобы лучше разобраться в полезности тех или иных продуктов, можно использовать разработанное нами мобильное приложение nutristeppe. Оно не только генерирует научно-обоснованное здоровое меню в зависимости от индивидуальных половозрастных и других особенностей. С его помощью можно самостоятельно выбрать те продукты, которые содержат больше полезных веществ, таких как клетчатка, а также меньше соли, сахара, насыщенных жиров, которые сопряжены с рисками развития хронических болезней. Для каждого сгенерированного меню приложение nutristeppe автоматически рассчитывает индекс пищевого здоровья, с помощью которого пользователь может осознанно сделать правильный выбор здорового питания.
О научных принципах здорового питания, заболеваниях, связанных с неправильным питанием, а также о различных диетах можно прочитать в моей книге "Здоровое питание: надежный путь к устойчивому здоровью". В большинстве случаев следование научно-обоснованным диетическим рекомендациям наряду с регулярной физической активностью реально помогает успешно контролировать вес и предупредить болезни.
Лекарства от ожирения
К сожалению, в некоторых ситуациях не представляется возможным успешно контролировать лишний вес, полагаясь лишь на диету и здоровый образ жизни. Когда индекс массы тела превышает 30, медики говорят о болезни ожирения. Также в эту дефиницию входят те, у кого ожирение сопровождается эндокринными, сердечно-сосудистыми и другими серьезными нарушениями. Такие пациенты могут нуждаться в применении лекарств и даже хирургических вмешательств.
В интервью с профессором Стэнфордского университета Sun Kim, ранее опубликованном на Tengrinews.kz, я обсуждал возможности бариатрической и метаболической хирургии для лечения ожирения. Здесь же я подробнее остановлюсь на новых лекарствах от ожирения, называемых агонистами глюкагона, glucagon-like peptide-1 (glp-1 agonists).
Их недавнее открытие в какой-то степени оказалось элементом случайности. Первоначально агонисты глюкагона предназначались для контроля уровня сахара в крови у пациентов с диабетом. Механизм их действия заключается в том, что они имитируют гормоны, которые в норме вырабатываются организмом после приема пищи. Поскольку у больных диабетом эти гормоны синтезируются в недостаточных количествах, медики предположили, что прием таких лекарств может восполнить дефицит. Агонисты глюкагона повышают выработку гормона инсулина, призванного "загонять" излишки сахара крови внутрь клетки, и снижают выработку глюкагона, который, наоборот, высвобождает сахар из печени в кровь. Таким путем они помогают бороться с диабетом.
Вместе с тем выяснилось, что агонисты глюкагона замедляют процесс опорожнения желудка от съеденной пищи, сохраняя чувство сытости и снижая аппетит. Кроме того, они ускоряют расход энергии, замещая жировые отложения на так называемую коричневую адипозную ткань. А она имеет особенность быстрее сжигаться в состоянии покоя. Все это, как выяснилось, позволяет снизить вес на 15-20 процентов, особенно у тех лиц, индекс массы тела которых составляет более 30, то есть кого относят к пациентам с болезнью ожирения.
Пионером в этой области стала датская компания Novo Nordisk. Благодаря разработке своего агониста глюкагона semaglutide, выпускаемого под торговыми названиями Ozempic и Wegovy, рыночная капитализация компании удвоилась до USD 326 миллиардов, и это теперь вторая по ценности фармацевтическая компания в мире.
C Novo Nordisk конкурирует другой фармацевтический гигант Eli Lilly, выпускающий свой агонист глюкагона Mounjaro. Ряд других крупных мировых производителей также активно занимаются разработкой нового поколения лекарств от ожирения. Они сейчас проходят клинические испытания и ожидается, что по эффективности эти так называемые двойные агонисты GLP-1 могут существенно превосходить Ozempic.
Агонисты глюкагона достаточно удобны в применении: их вводят подкожно раз в неделю. Однако эти лекарства не без недостатков. Побочными эффектами могут оказаться периодическая тошнота и рвота. Также отмечаются несколько повышенные риски панкреатита и новообразований щитовидной железы. Агонисты глюкагона не рекомендуется использовать для косметических целей, а только лишь в целях снижения веса у пациентов с индексом массы тела более 30 или у тех, кто, помимо избыточного веса, страдает сопутствующими заболеваниями.
Тем не менее это не останавливает известных киноактеров и знаменитых музыкантов принимать Ozempic лишь для того, чтобы выглядеть свежими и подтянутыми. Среди красивых и богатых Голливуда это лекарство начинает превосходить по популярности Виагру, пару десятилетий назад завоевавшую сердца многих знаменитостей.
Агонисты глюкагона - это достаточно дорогостоящие лекарства; причем их следует принимать пожизненно, чтобы устойчиво контролировать вес. Важным условием успеха является то, что процесс лечения все же должен поддерживаться здоровым питанием и регулярной физической активностью. А это возвращает нас к важности принятия информированных решений касательно здорового питания, что требует научно-обоснованных знаний в этой области.
Важно отметить, что здоровое питание – это один из пяти компонентов моей формулы здоровья, которая предусматривает следующее:
- Больше двигаться, желательно до легкого пота.
- Хорошо высыпаться.
- Чаще улыбаться и обниматься.
- Наслаждаться пищей, богатой овощами и фруктами.
- Полюбить пробиотики.
Данная формула призвана обеспечить многие годы здоровой, активной и качественной жизни.