Для большинства людей работа - это часть их жизни. Как минимум пять дней в неделю по восемь часов в день человек проводит бок о бок с коллегами, выполняя поставленные начальником задачи. Но как быть, если вместе с хорошим заработком (а иногда и он не радует) присутствует также ощущение токсичности в коллективе? Это могут быть как неприязненные отношения с кем-то из сотрудников, так и конфликтная атмосфера из-за действий руководства. Корреспондент Tengri Life побеседовал с психологами и узнал, как не испортить свое ментальное здоровье в нездоровом коллективе.
Для большинства людей работа - это часть их жизни. Как минимум пять дней в неделю по восемь часов в день человек проводит бок о бок с коллегами, выполняя поставленные начальником задачи. Но как быть, если вместе с хорошим заработком (а иногда и он не радует) присутствует также ощущение токсичности в коллективе? Это могут быть как неприязненные отношения с кем-то из сотрудников, так и конфликтная атмосфера из-за действий руководства. Корреспондент Tengri Life побеседовал с психологами и узнал, как не испортить свое ментальное здоровье в нездоровом коллективе.
Безусловно, каждый мечтает не только о хорошей заработной плате, но и о том, чтобы на пути к этим деньгам было как можно меньше препятствий. И именно благодаря погоде в коллективе продуктивность может быть как высокой, так и не очень.
"Человеку хочется попасть в дружный и поддерживающий коллектив, где царит доброжелательная атмосфера, так как люди проводят большую часть своего времени на работе и это становится значительной частью их жизни. Коллеги и руководители формируют важную среду и оказывают психологическое воздействие. Нередко встречаются случаи, когда люди обращаются за консультацией к психологу из-за напряженных отношений на работе, в моей практике это происходит очень часто.
Рабочая обстановка часто определяет настроение на весь день, а переживания на работе могут сопровождать человека и дома. Токсичные коллеги или руководители, создающие конфликтные ситуации, могут смещать фокус внимания с профессиональных обязанностей на межличностные отношения, воздействуют на эмоциональное состояние и психологическое благополучие человека", - объясняет психолог Айсулу Булатбекова.
Специалист считает, что в первую очередь необходимо разобраться в причинах дискомфорта на работе. И иногда решить проблему помогает банальный разговор тет-а-тет.
"В некоторых случаях могут быть проблемы в коммуникации или разный взгляд на ситуацию. Здесь честный разговор с начальником может помочь выстроить диалог и прийти к компромиссу. Иногда в психологических консультациях встречаются случаи, что человек меняет свое отношение к ситуации и проблема или конфликт решаются сами собой или при помощи диалога.
Если обстановка на работе напряженная, но, к примеру, должность и место работы человека устраивают и он или она готовы выдерживать напряжение, то это тоже может быть выбором человека. Чтобы позаботиться о своем ментальном здоровье, в этом случае важно держать эмоциональную дистанцию и не вовлекаться в конфликты, относиться к работе как к одной частей из вашей жизни, но в таком случае желательно, чтобы другая часть жизни была наполнена приятными моментами: спорт, хобби, поддержка близких, интересы вне работы, общение с друзьями и так далее, это должны быть те моменты, которые наполняют человека энергией и ресурсами, иначе в противном случае он быстро придет к эмоциональному выгоранию", - отмечает Айсулу Булатбекова.
Специалист подытожила свои слова простыми советами:
- заботиться о себе и своем комфорте (физическом и эмоциональном). К примеру, если человек знает о том, что у него предстоит напряженный день, важно подумать о том, как он может заранее позаботиться о себе. Возможно, стоит взять с собой обед или перекус, составить план на день и отложить несрочные дела, поощрить себя после работы встречей с друзьями или легкой прогулкой;
- важно, помимо работы, выстраивать свою социальную жизнь (встречи с родными/друзьями/занятие спортом/хобби/увлечения);
- устраивать себе отдых и заботиться о своем здоровье;
- к работе относиться как к одной из многих частей вашей жизни и понимать, что вы выбираете, где вам комфортнее и лучше находиться.
Семейный системный психолог и травматерапевт Гульжан Рахимова отмечает, что руководители примерно в 90 процентах случаев имеют влияние на наше ментальное здоровье. А отношения между подчиненным и начальником сравнимы с детско-родительскими.
"Отношения с руководителем, от которого я завишу в плане выживания, удовлетворения потребностей, сильно похожи на детско-родительские, где есть иерархия сверху-вниз, то есть сильный-слабый. И в этом процессе с начальником выходят схожие нужды. Такие как: уважение ценности как личности, признание, которые также формируются в 13-14 лет в подростковом возрасте. И руководитель может своим отношением к нам показывать, что этот мостик в детско-родительских отношениях не построен.
Из-за этого есть две вероятности отношений с начальником: зависимое послушное поведение (мы все будем терпеть и молча глотать, как послушные дети). Или будем сами первые нападать (замечать, где неправильно, и доказывать, что лучше знаем, пока не уволят). И оба случая повлияют на ментальное здоровье", - считает Гульжан Рахимова.
Чтобы не выгореть на работе, специалист рекомендует сохранять баланс через три восьмерки: 8 часов сна + 8 часов работы + 8 часов отдыха. И если вдруг дело дошло до увольнения и человека теперь буквально триггерит от воспоминаний о бывшем начальнике, то психолог дала несколько советов, как быть в такой ситуации.
"Это очень заряженная ситуация. Здесь нельзя давать технику на расслабление, массаж, покой, отвлечься... Потому что у человека внутри много раздражения, а это хорошая энергия, которая помогает нам в жизни побеждать. И здесь самый безопасный способ - в безопасном месте с психологом "легализовать" раздражение, злость и поисследовать, как ее правильно применять на защиту себя и действовать на улучшение качества жизни", - добавила она.