1. Главная
  2. Узнай
  3. ibalaqai

Как новый патронаж повлияет на развитие казахстанских малышей 04 декабря 2020, 19:04

Врач высшей категории, детский инфекционист Зауре Оспанова в эфире проекта I-BALAQAI рассказала, как эмоциональная вовлеченность взрослых влияет

Врач высшей категории, детский инфекционист Зауре Оспанова в эфире проекта I-BALAQAI рассказала, как эмоциональная вовлеченность взрослых влияет на развитие архитектуры мозга малыша до трех лет. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.

Основатели проекта I-BALAQAI - медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер - социальная сеть "ВКонтакте".

"Тема, как развивать мозг у ребенка, не наша тема, если я, например, участковый врач или медсестра. Мы приходим, чтобы ребенок был патронирован. Мне нужно, чтобы он не заболел, я провожу патронаж, что означает покровительство, какие-то просветительские моменты. Еще проще дать знания родителям. Надо, чтобы он не заболел. Если есть какие-то риски по физическому и психологическому развитию, надо дать информацию", - объясняет врач, описывая привычные обязанности участковых врачей или медицинских сестер.

Она уточняет, что в первые годы жизни малыша чаще всего на помощь мамам и папам приходят медицинские сестры. К психологам, дефектологам, логопедам родители начинаются обращаться лишь после трех лет.

По словам Зауре Оспановой, Казахстан в 2019 году присоединился к тем странам, где ввели новый патронаж на дому. К сожалению, в 2020 году из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции проведение тренингов для медицинских сестер было приостановлено:

"Во всем мире сделали вывод: дети не должны выживать, дети должны процветать. Поменяли один глагол на другой, и сразу все изменилось. Кто может помочь родителем, чтобы ребенок вовремя улыбнулся, заговорил и встал на ноги? Никого не осталось, только участковая медсестра и участковый врач".

Врач рассказывает, что при рождении у ребенка 100 миллиардов нейронов, которые еще не связаны между собой. Чтобы сформировать нейронную сеть, необходимо простимулировать их, но для этого нужно создать благоприятную среду.

"Нужно ребенку успеть создать нейронные связи, которые отвечают за зрение, слух, языковые навыки, чтобы он был способен к речевым навыкам. Речевой навык - это формально навык грамотности человека во всем мире. По этому навыку грамотности, по речи, по языковым навыкам определяют уровень образованности человека в разных странах. Если будут от простого к сложному развиты зрение, слух и язык, пойдут лепет, воркование, звуки и слова, тогда у ребенка будет развиваться способность к обучению", - отмечает Оспанова.

Роль отца в развитии архитектуры мозга

Говоря о работе медсестер в системе нового патронажа, она особо подчеркивает роль отцов:

"Я захожу к вам домой, мне нужно найти с вами общий язык, обязательно познакомиться с отцом ребенка. Я обязана, как профессиональный медработник, найти время, чтобы ваш супруг, отец ребенка, принимал такое же равное участие в развитии. Очень много доказательств, что на все области развития ребенка (экспрессивная речь, рецептивная речь, крупная моторика, мелкая моторика, управление эмоциями, установление отношений в социуме, умение играть и общаться с людьми) так же влияет отец, как и мать".

Чтобы построить устойчивую архитектуру мозга, от простых нейронных связей к развитию высших функций, как отмечает врач, есть три года.

"Потому что до трех лет у детей ткань мозга очень пластичная. Она более активная, в 2,5 раза, чем после трех лет. До трех лет 80 процентов объема мозга есть у ребенка от объема мозга взрослого человека, а к 6 годам - 90 процентов. Лишь бы была стимулирующая среда".

Почему важна эмпатия

"Найдите человека, который будет патронировать регулярно до трех лет, с точки зрения государственной функциональной обязанности, кто этот человек. Фокус узкий, круг сузился, остались только врач участка и медсестра. Представьте, я пришла к вам, а у вас ребенок не смотрит в глаза. С вами разговаривает, вы на него не смотрите. Я все это замечаю. Например, папа не обращает внимания, а ребенок капризничает. Я теперь нахожусь в вашей экосистеме", - поясняет она, уточняя, что если медсестра не обладает врожденной эмпатией, то ее обучат за счет государства, на что нужно обращать внимание при посещении малыша на дому.

В этом ей поможет инструмент, который называется "10 шагов мониторинга развития детей раннего возраста".

Стоит отметить, что в обязанности медицинской сестры, занимающейся патронажем на дому, не входит скрининг, диспансерное наблюдение, посещение больных взрослых. Обучение займет время, но практика будет проходить параллельно с получением теоретических знаний.

"Нельзя учить, помогать маме в кабинете поликлиники, не видя, где ребенок спит, есть ли у него вода/тепло, какой запах в квартире, как относятся друг к другу люди, которые находятся рядом", - добавляет Зауре Оспанова.

Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале I-BALAQAI.

Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM, VOSTOK FM.

Также этот материал доступен в виде подкаста, слушайте на SoundCloud, Anchor.FM, Яндекс.Музыке и во "ВКонтакте".

В рамках проекта I-BALAQAI весь декабря совместно с Marwin family shop и Меломан проводится розыгрыш сертификатов. Подписывайтесь в Instagram на страницу I-BALAQAI и принимайте участие.

Выражаем благодарность магазинам торговой сети Marwin family shop и Меломан за предоставленные подарочные сертификаты.

Самые важные новости вместе с фото и видео! Доставляем прямо на твой телефон. Подпишись на Telegram-канал Tengrinews.kz!


Курс доллара вырос